Лучший педагог года

Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД

елена лугаськова
Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД

Опытно-экспериментальное исследование

«Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности».

Актуальность исследования. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации, развития экологического сознания. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это время выработки новых понятий, таких, как «экологическое сознание», «экологическое мышление», экологическая культура», непрерывное экологическое образование», «экологическое воспитание детей».

Публикация «Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» размещена в разделах

Формирование экологического сознания дошкольниковчрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей нас пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования: выявить педагогические условия развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Объект исследования: процесс развития экологического сознания у старших дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия развития экологического сознания в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Гипотеза исследования: процесс развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности будет успешным при условии:

• создания благоприятной эмоциональной обстановки в педагогическом процессе детского сада;

• наличия дидактической цели и четкой структуры НОД, представленной в конспекте;

• формирования знаний о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения;

развития основных познавательных процессов и способностей в процессе НОД;

• расширения, углубления, объединения чувственных представлений старших дошкольников в процессе НОД.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать литературные источники по проблеме исследования;

2) рассмотреть психолого-педагогические основы развития экологического сознания у дошкольников;

3) раскрыть педагогические условия развития экологического сознания в процессе непосредственной образовательной деятельности;

4) выявить уровень развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста;

5) разработать и апробировать методику развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Нв первом этапе психолого-педагогические аспекты развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности были раскрыты: психолого-педагогические основы развития экологического сознания у дошкольников; содержание непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении; педагогические условияразвития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.

На втором этапе проведена опытно-экспериментальная работа развитию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Цель констатирующего эксперимента выявить уровень развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе исследования приняли участие дети старшей группы, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 10 человек в каждой.

На этапе констатирующего эксперимента фиксировался показатель уровня развития экологического сознания, который сложился в обычных условиях обучения и воспитания.

Основу исследования составил комплекс методов, проходивший в 5 этапов: анкетирование, диагностические методики («Экологическое воспитание дошкольников», «Домик», «Разрешение экологических ситуаций», наблюдение.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие критерии развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста :

– представления ребёнка о природе;

– интерес ребёнка к природе;

– умение находить взаимосвязи объектов живой природы со средой обитания человека.

Исходя из критериев были выделены уровни развития экологического сознания испытуемых детей старшего дошкольного возраста : высокий, средний и низкий уровни.

В диагностических целях была серия диагностических методик С. Н. Николаевой.

Итак, проведённая работа на констатирующем этапе показала, что с высоким уровнем развития экологического сознания в экспериментальной группе (10%) и в контрольной (20%) детей. Средним уровнем обладает 60% детей в экспериментальной и в контрольной группах. Низким уровнем сформированности экологического сознания владеет соответственно 30% и 20% детей.

Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне развития, поскольку расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития экологического сознания является недостаточным, т. к. сравнительно мало детей в экспериментальной и контрольной группах имеют высокий уровень развития экологического сознания, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.

Цель формирующего эксперимента: развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Формирующий эксперимент состоял из двух этапов. На первом этапе проводилась непосредственная образовательная деятельность по развитию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста, на втором – экологические игры.

На первом этапе формирующего эксперимента с целью повышения уровня развития экологического сознания у испытуемых детей старшего дошкольного возраста была проведена непосредственная образовательная деятельность: «Мы – друзья природы», «Волшебница – вода», «Свойства воздуха», «Дикие животные» [см. приложение 2].

В процессе непосредственной образовательной деятельности решались следующие задачи:

1. Повысить интерес детей к деятельности в природе.

2. Формировать представления детей об экологии, о влиянии человеческой деятельности на природу.

3. Развивать экологическое сознание детей.

4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

На втором этапе формирующего эксперимента с целью развития экологического сознания детей старшего дошкольного возраста были использованы игры [см. приложение 3] :

1. «С чем нельзя в лес ходить?». Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

2. «Волшебный поезд». Цель: Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

3. «Зоологическая столовая». Цель: Формировать представления дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.

4. «Лесной многоэтажный дом». Цель: Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

5. «Кто рядом живет». Цель: Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

6. «Живые цепочки». Цель: Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.

Цель контрольного эксперимента – проверить эффективность проведённой работы по развитию экологического сознания старших дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Результаты проведённого контрольного эксперимента показали – при систематической работе по развитию экологического сознания старших дошкольников в процессе НОД, большинство имеют средний уровень, что составляет 70% и высокий уровень развития – 30%, а низкий уровень отсутствует. В контрольной группе, после проведения контрольного эксперимента, результаты остались прежними, только у некоторых детей показатели немного улучшились (Настя К., Данил Л., Максим И., Арианна А.).

Сопоставленные данные результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования показывают, что создание и организация педагогически целесообразной предметно-воспитательной среды – непосредственная образовательная деятельность – позволили в экспериментальной группе убрать процент испытуемых, которые относились к низкому уровню, тем самым, повысив средний на и высокий уровни экологического сознания на 10%, по сравнению с контрольной группой.

Итак, разработанный комплекс мероприятий по развитию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности достаточно эффективен, что подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Работа с природоохранительными знаками природы.Работа с природоохранительными знаками природы. В своей работе,уделяю особое внимание экологическому воспитанию детей т. к. считаю,что экологическое состояние нашей планеты и тенденции.

Экологическое воспитание в детском саду Актуальность исследования обусловлена значением экологического воспитания дошкольников. Разностороннее развитее и воспитание детей осуществляется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД
Опубликовано: 15 февраля 2015 в 16:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД