Лучший педагог года

Развитие звуковой культуры речи детей 2–3 лет. Обогащение словаря

Валентина Володичева
Развитие звуковой культуры речи детей 2–3 лет. Обогащение словаря

Развитие звуковой культуры речи ребенка 2—3 лет — одна из важнейших задач этого возрастного периода.

Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить малышу средством общения. Это и понимание обращенных к ребенку фраз («пойдем кушать», «гулять» и т. д., и его первые самостоятельные слова («мама», «папа», «дай»).

Публикация «Развитие звуковой культуры речи детей 2–3 лет, Обогащение словаря» размещена в разделах

Формированию правильного произношения способствует особая восприимчивость ребенка к речи, его стремление четко выговаривать звуки.

Умение безошибочно произносить звуки и слова развивается постепенно.

Большую роль при работе с детьми 2—3 лет играют игровые упражнения на вызывание звуков (что надо сказать врачу, когда он осматривает твое горло, — «а-а-а»; как гудит паровоз — «у-у-у», звукоподражательных слов, которые в этом возрасте усложняются за счет включения звуков различной характеристики («кря-кря», «хрю-хрю» и т. д.).

Надо помнить, что дети подражают взрослому, а не звукам природы, например, мычанию коровы, т. е. имитация осуществляется опосредованно, через речь, которая должна быть ясной и четкой.

Использование звукоподражательных слов способствует развитию силы голоса (громко, тихо) и артикуляционного аппарата. Одновременно у ребенка обогащается пассивный словарь, который постепенно переходит в активный. Сначала малыш узнает предметы на картинках, но не называет их. Например: он показывает корову, но может лишь сказать, как она мычит; узнает петушка, но может только воспроизвести, как он кукарекает. В возрасте 2—3 лет пассивный словарь малыша намного больше активного.

Обогащение словаря происходит с расширением и углублением знаний и представлений ребенка об окружающем мире. Этому способствует специально организованная словарная работа.

Использование иллюстративного материала с объектами, которые дети не могут наблюдать непосредственно (домашние и дикие животные, также расширяет словарь ребенка. Картинка вместе с представлением о предмете несет представление о слове, так как ее рассматривание всегда сопровождается практическими действиями: словом взрослого, чтением литературного произведения, постановкой вопросов, решением учебных задач.

Кроме того, сюжетные и предметные картинки дают большие возможности для формирования грамматически правильной речи («котенок маленький, а кошка большая» и т. д.).

Работа с каждой иллюстрацией условно делится на четыре этапа, которые последовательно сменяют друг друга.

I этап — научить ребенка произносить звукоподражательные слова громко и тихо.

II этап — вводить в пассивный, а затем в активный словарь ребенка слова, обозначающие названия животных, птиц и их детенышей, употреблять прилагательные «маленький — большой».

III этап — научить ребенка различать и называть части предметов (туловище, голова, хвост, лапы и т. д.).

IV этап — приучать слушать художественные произведения (стихотворения, потешки). Учить договаривать слова, фразы. Читать потешки, стихотворения целиком с помощью взрослого.

Публикации по теме:

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие звуковой культуры речи детей 2–3 лет. Обогащение словаря
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 16:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД