Развитие навыков применения проектной деятельности у детей дошкольного возраста

Ирина Биндю
Развитие навыков применения проектной деятельности у детей дошкольного возраста

В современной образовательной ситуации обостряется противоречие между требованиями к качеству дошкольного образования, обновлением представлений о его результатах в соответствии с ФГТ к содержанию дошкольного образования и реальным состоянием этого процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

Одним из приоритетов модернизации образования является разработка педагогических условий развития личности, обладающей активностью, самостоятельностью, творческим потенциалом и готовностью постигать новизну и сложность меняющего мира. В связи с этим предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов, их готовность осваивать и внедрять инновации, альтернативные формы и способы взаимодействия, востребованные современной образовательной ситуацией.

Дошкольное образование сегодня должно быть направлено не на формирование знаний, умений и навыков ребенка, а на его саморазвитие в естественном состоянии. В основе природы развития ребенка лежит поисковое поведение, т. е. деятельность в условиях неизведанности и неопределенности.

Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего у ребенка может развиваться пассивная позиция и в будущем (в школе и в дальнейшей жизни, когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует. Поэтому необходимо с самого раннего возраста создавать условия для всестороннего развития ребенка.

Одним из ведущих условий, обеспечивающих развитие ребенка, является включение его в совместную деятельность с взрослым. Уникальным средством, позволяющим организовать сотрудничество детей и взрослых, является применение методов проекта в дошкольном учреждении.

В современных исследованиях разрабатываются проблемы педагогического взаимодействия, но в них не достаточно рассматривается взаимодействие воспитателя с детьми в проектной деятельности. Понятие «проектная деятельность» было определено в работах (Дж. Дьюи, Т. А. Данилина, Б. В. Игнатьева, У. Килпатрика, М. В. Крупенина и др.). В этимологическом словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Проанализировав различные подходы к определению понятия «проект», можно сказать, что под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Поэтому необходимо определить условия перехода к образовательной деятельности по методу проектов:

- Организационно - педагогические: создание развивающей среды, подбор и методическое сопровождение проектной культуры педагогов.

- Организационно – валеологические: ориентация на здоровый образ жизни и охрану здоровья детей.

- Психологические: создание в коллективе благоприятного климата для творческого развития педагогов.

- Материально-технические возможности, включая использование информационно -

коммуникативных технологий.

- Социально – культурные: формирование партнерских отношений.

Основная задача – сделать этот процесс технологичным. Благодаря развитию навыков применения проектной деятельности у дошкольников происходит формирование интеллектуальных способностей, развивается его уверенность в себе и своих возможностях, дошкольник становится активным, инициативным и самостоятельным.

Внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации развивающей среды и работы с педагогическими кадрами по формированию умений: аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, что, в свою очередь, предусматривает решение нескольких важных задач:

1. Осознание педагогами понятия «Технология проектирования».

Необходимо направить усилия на осознание педагогами отличий проектной деятельности от комплексной работы по теме: педагог не преподает готовое знание, которое детям остается только усвоить. Он не объясняет и демонстрирует детям правильный способ действия, которыми они могли бы овладеть путем прямого подражания. В проектной деятельности воспитатель предлагает детям некую проблему, слишком сложную, чтобы ее можно было решить сразу по уже известной схеме. Воспитатель предлагает и направляет, подсказывает, где и как можно найти ответы, используя различные источники, а также фантазию и воображение. Таким образом, можно сказать, что, происходит следующее развитие навыков проектной деятельности у дошкольников: стимулирование: поиска пути решения поставленной задачи, средства решения проблемы и выполнения задач.

2. Выстраивание взаимоотношений воспитателя и ребенка в процессе проектной деятельности.

Партнерская позиция, позиция соучастия требует совместного постижения проблемы. Из носителя готовых знаний и информации, всезнающего оракула, воспитатель превращается в организатора деятельности, консультанта, партнера по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, создать «территорию успеха», вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить воспитательно-образовательный процесс в игру, увлекательный праздник, радостный и свободный процесс.

Таким образом, можно сказать, происходит формирование устойчивой мотивации на обучение у детей дошкольного возраста, что является одним из навыков применения проектной деятельности.

3. Соотнесение умения доли нового и известного в проекте.

Воспитателям необходимо усвоить, что любой проект должен опираться на предыдущий опыт и некоторые знания детей о предмете, базовые умения и навыки. «Готовые» новые знания для детей воспитатель может дать только в очень незначительном объеме и в момент востребованности детьми. Таким образом, можно сказать, что, происходит следующее развитие применения навыков проектной деятельности у дошкольников: самоизучение, самоосвоение информации и материала.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов «Для чего нужен проект, «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности, «В какой форме будет презентован продукт?».

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Так на первом этапе – «выборе темы» задача педагога - осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трех вопросов». Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребенка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной, раскованной атмосфере, и развитию коммуникативных способностей. На данном этапе происходит следующее развитие навыков проектной деятельности у дошкольников: принятие проблемы, уточнение цели, способность выбирать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельность.

Второй этап – «сбор информации». Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей. На данном этапе происходит следующее развитие навыков проектной деятельности у дошкольников: добывать информацию из различных источников, нестандартно мыслить.

Третий этап – «реализация проекта». Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Роль – взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее. Таким образом, можно сказать, что на третьем этапе происходит следующее развитие навыков проектной деятельности: развиваются навыки работы в команде, развитие творческой активности детей, самостоятельное определение детьми цели проекта, прогнозирование результата, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение, помощь друг другу.

Четвертый этап – «презентация». Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применение сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. Таким образом, можно сказать, что на данном этапе происходит следующее развитие навыков проектной деятельности: навыки владения свое эмоциональной сферой, навыки владения невербальными средствами общения (жесты, мимика, коммуникативные навыки.

Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности ребенка позволяет формировать его личностные качества: умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой характер, темперамент, время интересам общего дела; умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности – обучать партнеров, делиться собственным опытом со сверстниками; умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, не воспринимая чужие успехи как свое поражение. Они могут развиваться лишь в деятельности, их нельзя усвоить вербально.

Принимая решение использовать проектирование в образовательном процессе, педагог должен ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников, ибо проектирование нацелено не только на интеграцию уже имеющихся знаний, а на их применение и приобретение новых (в том числе и путем самообразования). Активное включение в создание тех или иных проектов дает ребенку возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Проектирование также ориентировано на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Анализ ряда работ авторов свидетельствует о том, что взаимодействие педагога и ребенка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Так в исследованиях Т. И. Бабаевой и О. В. Киреевой показало, что позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельности детей от обучающее - организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

При развитии навыков владения проектной деятельности необходимо иметь в виду следующее: проектная деятельность дошкольников развивается поэтапно. До 5 лет ребенок находится на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому.

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, дошкольники реже обращаются с просьбой к взрослым, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками. Они способны выбирать необходимые средства для достижения намеченного результата.

На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса и активности, обусловленный познавательным и личностным развитием. Это позволяет увеличить долю самостоятельного участия детей в проекте, а взрослым перейти на позицию партнеров по деятельности.

Решая познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети учатся сомневаться, мыслить критически. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых) повышают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся.

В процессе развития навыков проектной деятельности, дошкольники не только подражают взрослым, но и передают опыт сверстникам. Создают игры, сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения, приобретая творческий опыт. При поддержке взрослых могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне с взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Исходя из выше указанного, можно сделать вывод, что благодаря развитию навыков применения проектной деятельности у детей дошкольного возраста происходит следующее развитие:

1. Развитие познавательных способностей (формирование познавательной активности, умение использовать различные источники информации (книга, фильм, музей, умение рассуждать, анализировать, делать выводы).

2. Развитие творческих способностей (творческого мышления и творческого воображения).

3. Развитие коммуникативных способностей (умение обсуждать и распределять деятельность, сотрудничать, принимать чужое мнение).

4. Развитие адаптивных способностей и самоорганизации (умение ставить цель, реализовывать план, самостоятельно справляться с трудностями).

5. Обеспечение психологического благополучия ребенка.

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности построенной на личностно-ориентированном взаимодействии способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности.

Эффективность педагогической технологии «Метод проектов» как способ развития познавательных интересов ребенка 5-7 лет, оценивается по следующим критериям (на основе ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ):

- Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

- Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции партнеров по проектной деятельности. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы родного города;

- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел, связанный с тематикой проекта.

Работа над развитием навыков проектной деятельности у дошкольников имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Публикации по теме:

Анкеты «Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива» Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики.

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Учимся считать
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Развитие навыков применения проектной деятельности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 марта 2013 в 18:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...