МААМ-картинки

«Реализация поисково-исследовательской деятельности в процессе знакомства дошкольников с животными Севера (интеграция)»

Татьяна Банина
«Реализация поисково-исследовательской деятельности в процессе знакомства дошкольников с животными Севера (интеграция)»

«Реализация поисково - исследовательской деятельности

в процессе знакомства дошкольников

с животным миром Севера

через образовательные области

«Познание», «Физическая культура".

Публикация «„Реализация поисково-исследовательской деятельности в процессе знакомства дошкольников с животными Севера (интеграция)“» размещена в разделах

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, - принцип интеграции образовательных областей.

Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника в процессе воспитания, развития на основе календарно-тематического планирования. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течение одного дня, одной недели.

Такими интегративными формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определённой темы предполагает их интеграцию.

Дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям. С другой стороны происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Под проектом понимается - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания исследований, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.

В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей.

Дети среднего дошкольного возраста, естественно, выполняют меньший объем работы, используют самые простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов.

Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными.

Проект позволяет интегрировать сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и успешно применять их на практике, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Особая педагогическая значимость данной работы по организации проектной деятельности детей заключается в практико-ориентированной сущности, что позволяет оценить позицию ребёнка как субъекта педагогического взаимодействия.

Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным.

Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

ПАСПОРТ

ПРОЕКТА - ИССЛЕДОВАНИЯ

«ЛЕММИНГ»

МБДОУ д/с № 16

Вид проекта: практико - ориентированный.

Сроки реализации : краткосрочный.

Руководители: воспитатель Банина Татьяна Николаевна, инструктор по физической культуре Виноградова Галина Викторовна.

Участники: воспитанники, родители старшей группы «Завиток».

Проблема: как называется животное, увиденное по дороге в детский сад. Где живёт, каковы условия обитания?

Актуальность проекта

Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас мира, природы, способен дорожить нашей планетой.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Данный проект помогает дошкольникам проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, воспитанников и родителей.

Поэтому для осуществления данного проекта мы поставили для себя следующую цель.

Цель проекта: познакомить детей с одним из животных севера - леммингом.

Задачи:

• уточнить и расширить представления о жизни лемминга в природных условиях севера;

• учить выдвигать гипотезы;

• учить сравнивать детей свои предположения с фактами;

• создать исследовательскую лабораторию в рамках группы ДОУ;

• организовать выставки в мини - музее группы «Край мой Севером зовётся»;

• воспитывать сочувственное, бережное отношение к животным, уважение к их жизни;

• расширить представления детей о животном мире Крайнего Севера через подвижные игры;

• учить проговаривать саамские слова в процессе двигательной деятельности, использовать спортивный инвентарь, соблюдая правила безопасности;

упражнять в совершенствовании двигательных навыков: бег, прыжки, метание, лазание, равновесие;

развивать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость, силу, творческие способности, умение перевоплощаться в конкретный образ;

• воспитывать проявление смелости, находчивости, взаимовыручки во время игр.

Методы:

• словесные;

• наглядно-демонстрационные;

• практические.

Виды деятельности :

• учебно-игровая;

• исследовательская;

• коммуникативно-диалоговая.

Этапы проекта:

1. Подготовительный.

2. Исследовательский.

3. Презентативный.

1ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

• постановка проблемной ситуации перед детьми;

• совместное составление плана и паспорта проекта в интеграции образовательных областей «Познание» и «Физическая культура»;

• создание соответствующей развивающей среды;

• информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.

На первом подготовительном этапе нам необходимо было выполнить следующее:

• Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

• Определить цели и задачи работы.

• Провести предварительную работу с учащимися и родителями, а так же педагогами школы.

• Выбрать необходимые для проекта оборудования и материалы.

2 ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ:

• постановка проблемы вместе с детьми;

• составление дневника наблюдений с детьми (запись проблемы, гипотез, зарисовки);

• чтение познавательной литературы;

• чтение художественной литературы;

• чтение СМИ;

• проведение экскурсий в мини - музее группы;

• вовлечение коллектива группы в организацию и проведение проекта - исследования (родители);

• проведение пешеходных прогулок;

знакомство с имитационными упражнениями;

• разучивание комплекса ору «Животные Севера»;

• изготовление атрибутов, масок, имитационных карточек;

• проведение подвижных игр по ознакомлению детей с животным миром Севера.

3 ЭТАП: ПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ:

На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. Можно о чем - то спросить, прочитать, но есть в природе такое, что можно только почувствовать, пережить, пропустить через свою душу.

• презентация проекта;

• создание видеофильма «Необычное всегда рядом»;

• создание аудиотеки «Звуки животного мира Севера»;

• создание рукописной книги со сказками о лемминге;

• создание копилки подвижных игр по ознакомлению детей с животным миром Севера;

• проведение открытых тематических занятий по физической культуре «Животные Севера», «Необычайное путешествие белого медвежонка».

• проведение спортивно - музыкального праздника «Путешествие по осенней тундре»;

• создание видеотеки «Кто бывал из вас на Севере, что известно вам о нём?»;

• проведение конкурса «Придумай новую игру», пополнение картотеки («Пеструшки в тундре», «Полярная сова и пеструшки»).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

• распространение полученных знаний для детей детского сада;

• активизация самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности детей;

• накопление у детей знаний о животном Севера - лемминге;

• сплочение коллектива группы (дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ);

ознакомление с новыми подвижными играми из серии «Животный мир Севера»;

• расширение и совершенствование двигательных навыков;

• развитие физических качеств;

• развитие творческих способностей;

Публикации по теме:

Федеральные государственные требования (ФГТ) как основа современной модели дошкольного образования. Много изменений в последние годы происходят в системе образования. Введение в действие ФГТ (Федеральных государственных требований) к структуре.

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Реализация поисково-исследовательской деятельности в процессе знакомства дошкольников с животными Севера (интеграция)»
Опубликовано: 15 ноября 2012 в 11:09
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД