МААМ-картинки

Реализация регионального компонента в условиях ДОО

Татьяна Мартыновская
Реализация регионального компонента в условиях ДОО

«Реализация регионального компонента в условиях ДОО»

Мартыновская Татьяна Александровна,

Воспитатель МАДОУ №118 г. Мурманска

Жизненный путь личности – это история ее переживаний.

Л. С. Выготский

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». В связи с введением в дошкольное образование ФГОС среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент. С сентября 2015 года педагогический коллектив МАДОУ №118 работает по своей рабочей программе. При написании общеобразовательной программы мы учли специфику социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, и выделили отдельным блоком региональный компонент, цель которого: создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования; ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона; совершенствование нравственно-патриотического воспитания, привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине. Направленность программы: приобщение подрастающего поколения к истокам культуры местности, на которой они проживают, знакомство с бытом и традициями коренного населения.

Публикация «Реализация регионального компонента в условиях ДОО» размещена в разделах

Во все времена основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национальными особенностями Мурманской области (произведения искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей Мурманска, азами культуры саамского быта).

Планирование образовательного процесса осуществляется как в совместной деятельности педагогов с детьми, так и в самостоятельной. При планировании воспитательно-образовательного процесса используются: методические пособия, произведения мурманских писателей и композиторов. В целях повышения качества образования по данному разделу активно используется музейная педагогика: в каждой дошкольной группе в игровом центре отражена история саамского быта. Специалистами учреждения разработаны сценарии культурно-досуговой деятельности, целью которых является формирование духовно-патриотических чувств дошкольников.

Первым социальным институтом приобщения ребенка к традиционной народной культуре является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьей ребенка. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Привлечение родителей к проблеме приобщения детей к народной культуре, формирование толерантного отношения к культурам народов Севера, является одним из условий реализации данного направления работы детского сада. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с региональным компонентом, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. Большое внимание уделяется совместной деятельности детей и их родителей:

• родительские собрания;

• организуются праздники, такие, как мероприятие, посвященное дню рождения Мурманска «Знатоки нашего города»;

• проводятся анкетирования и тестирования, беседы и индивидуальные консультации и т. п.

Формы взаимодействия с родителями: консультации, совместные досуговые мероприятия, музыкально-литературные гостиные, совместные проекты, презентации по теме "Моя малая Родина - Мурманск".

Программой определен долгосрочный проект «Знакомство с малой родиной, родным городом», где критериями являются:

- ребёнок хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и микрорайоне, но и в центральных улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе;

- ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям;

- с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, связанных с познанием малой родины;

- ребё нок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города;

- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.

- охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности: в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю», «Заполярье - моя Родина», «Мурманск – мой город родной», проявляет инициативность и самостоятельность;

- проявляет интерес к культуре своего народа, русской народной культуре, культуре саамов, знакомству с культурами различных этносов, населяющих Мурманск и нашу страну в целом.

Творческой группой по разработке вариативной части программы был разработан и составлен план образовательной деятельности по ознакомлению с Кольским краем. Основные разделы программы: Я, моя семья; Родной город, Первомайский округ; Природа родного края; Быт, традиции; Саамский народный костюм; Народные игры; Земляки, прославившие наш город.

Знакомство с территориальным расположением города и округа, символикой герба и флага города Мурманск, с понятиями «область», «округ», «страна», с историей возникновения и развития города, героями, принимавшими участие в создании города. Расширение представлений о достопримечательностях своего города, улиц, о разнообразии природы Севера, сезонных изменениях в природе Мурманской области, о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера. Дошкольники знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заповедниках округа и объектах занесенных в «Красную книгу».

Систематизация знаний детей о людях разных профессий, расширение и углубление представлений воспитанников о работе рыбаков. Изучение традиционного уклада жизни, материальной и духовной культуры народов севера, а так же взаимосвязи исторических, природных, социальных, этнических факторов.

Только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента были обозначены педагогические условия такие как : систематизация, обобщение и углубление знаний педагогов по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада, разработаны методические разработки по региональному компоненту, которые дают детям представление о целостной картине мира. Участие педагогов во всероссийских конкурсах с публикацией методических разработок с внедрением регионального компонента. Хорошее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ.

Расширение представлений дошкольников о родном городе, традициях, о культурных и достопримечательных местах эффективно через организованные экскурсии и целевые прогулки. Дети с интересом открывают для себя что-то новое, узнают интересные исторические факты названий улиц и памятников, обращают внимание на разнообразие жилых домов, здания библиотеки, музеев. Находят сходство и различия в архитектуре зданий и улиц города, усваивают нормы поведения. Расширение кругозора детей через экскурсии в музеи, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего города, общение с интересными людьми. После экскурсий дети с интересом составляют планы и схемы маршрутов наших путешествий, а самые интересные впечатления отражают в рисунках. Культурно-досуговые праздничные традиции детского сада являются наиболее эффективной формой педагогического воздействия. Детский праздник принято определять как явление эстетико-социальное. Праздники и квесты: «День Рождения моего города», «Знатоки своего города», День матери, День защитника Отечества, Рождество, Масленица, спортивные праздники и развлечения развивают у детей нравственную, познавательную, игровую и этическую культуру, формирует духовный мир и мораль.

Поэтому праздник доставляет радость детям и взрослым, дарит мгновения совместного счастья и радости. А театральные представления в исполнении настоящих артистов помогают детям вместе с актерами перевоплотиться в сказочные персонажи и ощутить присутствие любимых сказочных героев.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего!

Публикации по теме:

Графические диктанты на основе регионального компонента Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных образовательных стандартов заставляет.

Конспект занятия по реализации регионального компонента в условиях ДОУ. Тема: «В гости к тётушке Аксинье» Цель: создание условий для формирования представлений у детей о культуре Донского края, воспитания чувства патриотизма и причастности к.

Направления работы музыкального руководителя по реализации регионального компонентаНаправления работы музыкального руководителя по реализации регионального компонента Здравствуйте, дорогие коллеги!В настоящее время в российской системе образования проходят реформы. Основная задача модернизации образования.

ОО «Познавательное развитие». Дидактические игры с учетом регионального компонента Д/И «ЦЕПОЧКА ВРЕМЕНИ» Дидактическая задача. Уточнить представления детей о прошлом, и настоящем времени. Активизировать словарный запас.

Обобщение опыта работы «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС» Слайд 1 Уважаемые коллеги! В рамках реализации регионального компонента в условиях внедрения ФГОС ДО педагогический коллектив нашего детского.

Реализация регионального компонента образовательной программы АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Почему я считаю необходимым продолжить работу по реализации.

Реализация регионального компонента в художественно-эстетическом развитии дошкольников РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Слайд 1 Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается.

Вариативная часть ООП доо в условиях введения ФГОС до. Система работы ДОО по реализации регионального компонента. Вариативная часть ООП ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Система работы ДОУ по реализации регионального компонента на основе авторской программы.

Воспитание дошкольников посредством национально-регионального компонента Старое поколение постепенно уходит. Молодое поколение практически не знают традиции, обряды, свой родной язык, утратили представление о.

Экологическая тропа как средство реализации регионального компонента (1 СЛАЙД) Экологическая тропа как средство реализации регионального компонента МБ ДОУ «Детский сад №144» Лебедева Н. В. – зам. зав. Полагаева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация регионального компонента в условиях ДОО
Опубликовано: 11 сентября 2016 в 11:17
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД