Получи документы

Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения в рамках реализации Программы «Светлячок»

Елена Пантилеева
Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения в рамках реализации Программы «Светлячок»

«Рецепт Светлячка»

Аннотация: Развитие эмоциональной сферы оказывают большое воздействие на формирование личностных качеств, развитие речи, эмоциональной отзывчивости и навыков общения у старших воспитанников.

Ключевые слова: эмоционально-личностная сфера, эмоциональная отзывчивость, эмоционально-оценочная лексика.

Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения в рамках реализации Программы „Светлячок“» размещена в разделах

Формирование эмоциональной отзывчивости и навыков общения у старших воспитанников можно сравнить с кулинарным искусством. Когда мы готовимся испечь торт, то берем для ингредиентов самые лучшие продукты, делаем все, как указано в рецепте и от процесса получаем истинное удовольствие, давая волю своим творческим порывам и делаем это с особой любовью. И тогда наше произведение получает самую высокую оценку! Так и с формированием эмоциональной отзывчивости и навыков общения детей.

Нам, взрослым (педагогам и родителям, уже на этапе дошкольного детства необходимо научить ребенка сопереживать другому человеку и сочувствовать всему живому, что нас окружает, распознавать свои эмоции и эмоции других людей, научить выражать свое внутреннее состояние, чувства, научить реагировать на негативный травмирующий опыт, уметь общаться, быть услышанным и принятым, и конечно, проявлять эмоциональную отзывчивость, которая является одной из важнейших способностей, данных человеку. Мы считаем, что эмоциональная отзывчивость – это один из «ингредиентов» для роста и развития ребенка, который делают счастливые моменты детской жизни еще более яркими.

Нами был разработан и составлен учебно-методический комплект «СВЕТЛЯЧОК», являющийся звеном системной работы, цель которого направлена на развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения детей старшего дошкольного возраста. Структура, организация учебного материала, практические и наглядных материалы УМК несут смысловую нагрузку, направлены на формирование у детей эмоциональной отзывчивости и навыков общения. Известно всем, что в структуре эмоциональной отзывчивости выделяют следующие компоненты:

- эмоциональный – способность распознавать и понимать эмоциональные состояния других людей;

- когнитивный – способность мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия партнера;

- поведенческий – способность использовать способы благоприятного взаимодействия, содействующее поведение в ответ на переживание партнера. Таким образом, на всех этих трёх компонентах, как на трех китах строится работа педагогов со старшими дошкольниками. В целях эффективной работы по данной проблеме УМК объединяет три направления: работа с детьми, с педагогами и родителями. Организация работы в этих направлениях позволяет проследить повышение уровня эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей, повышение уровня компетентности взрослых в данном вопросе.

В УМК представлены:

- дополнительная общеразвивающая программа;

- конспекты занятий с детьми в рамках программы;

- методические рекомендации;

- рабочая тетрадь для совместных занятий родителей с детьми в домашних условиях.

- тематическая подборка дидактических игр и наглядные материалы;

- специально подобранные тематические детские художественные произведения (рассказы, стихотворения, сказки);

- комплекты аудио- и видеоматериалов;

- мониторинг и диагностический инструментарий.

Образовательное пространство УМК обеспечивает у детей:

развитие способности к эмоциональному сопереживанию;

развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;

формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков;

воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным;

обучение конструктивным способам управления собственным поведением и навыкам общения.

Практическая значимость УМК показывает, что на занятиях дети повышают свой уровень развития эмоциональной отзывчивости в процессе общения со сверстниками, расширяют представления об эмоциях и о средствах общения, приобретают положительный опыт общения со сверстниками.

Применение таких форм и видов работы как психогимнастические, подвижные, социокоммуникативные, вербальные и невербальные игры, эмоциональные этюды, беседы, элементы изотерапии и песочной терапии вызывают большую мотивацию у старших дошкольников к изучению тем программы.

Использование УМК «СВЕТЛЯЧОК» позволяет развить, усилить, углубить, такие компетентности у старших дошкольников как эмоциональная отзывчивость и сформированность навыков общения, так как они неразрывно связаны между собой, а развитие одной из компетенций безусловно ведёт к положительной динамике развития другой.

Полученные данные диагностики на первоначальном и заключительном этапе показали положительную динамику в развитии уровня эмоциональной отзывчивости, поведенческого компонента, эмпатии у старших дошкольников. Таким образом, содержание УМК «СВЕТЛЯЧОК» и система его методического обеспечения разработаны так, чтобы помочь педагогу организовать процесс обучения, направленный на создание благоприятного эмоционального микроклимата для взаимодействия со сверстниками, на коррекцию поведенческих особенностей, а также на формирование личностных качеств воспитанников (личностных результатов) в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Представленный опыт работы по реализации программы и УМК получил высокую оценку коллег не только нашего города, но и со всех регионов России. В сборниках конференции опубликованы статьи, по итогам участия в мероприятиях получены благодарственные письма и сертификаты.

Каждому ребенку нужен мир, где можно смеяться и удивляться, танцевать и петь, учиться и отдыхать, жить в мире и быть счастливым. А приобретенные в рамках реализации программы «Светлячок» навыки эмоциональной отзывчивости и успешного общения будут способствовать этому!

Литература

1. Егорова, М. В. Программа «Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет» / М. В. Егорова. – М. : Учитель, 2018. – Текст : непосредственный.

2. Княжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира у детей / Н. Л. Княжева. - Ярославль,1997. -162 с. – Текст : непосредственный.

3. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. / – Г. А. Широкова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2005. - 230с. – Текст : непосредственный.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации программы «Кисточка» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, они питают источник.

Использование маркера пространства — ширмы для сюжетно-ролевых игр в рамках реализации программы «Юные финансисты»Использование маркера пространства — ширмы для сюжетно-ролевых игр в рамках реализации программы «Юные финансисты» Дети очень любят играть. Небольшой толчок: новая игрушка, опыт других, идея из мультиков или фильмов и тут же развивается интересный сюжет.

Конспект занятия в старшей группе «Волшебный луг и его обитатели» в рамках реализации программы по подготовке к школеКонспект занятия в старшей группе «Волшебный луг и его обитатели» в рамках реализации программы по подготовке к школе Уважаемые коллеги! Предлагаемое вашему вниманию занятие, проведено в рамках реализации программы по подготовке дошкольников к успешному.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному»Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение»Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение» «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №411» Организация образовательной.

Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группеРоль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группе Презентация на тему: «Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку». Подготовительная группа. Подготовила воспитатель.

Проект «Новогодние игрушки»» в рамках реализации образовательного модуля «Робототехника» программы STEM-образованияПроект «Новогодние игрушки»» в рамках реализации образовательного модуля «Робототехника» программы STEM-образования «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №411» Проект "Новогодние игрушки»".

Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн»Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн» Светлана Одинцова. МБДОУ ЦРР "Детский сад№ 196. В данной статье предоставлен опыт ведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ, с применением.

Автор публикации:
Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения в рамках реализации Программы «Светлячок»
Опубликовано: 4 сентября 2023 в 07:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД