Папки-передвижки

«Роль искусства и культуры в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Диана Суслова
«Роль искусства и культуры в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Из опыта работы по теме «Роль искусства и культуры в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Освоение культурного наследия родного края в нашем детском саду, и, конкретно, в моей группе - это не проведение отдельных праздников, стилизованных "под фольклор" - это образ жизни, включающий в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно - развивающей среды; внутреннее изменение каждого ребенка в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа; развитие дружеских отношений в группе, душевного и духовного обогащения все участников психолого – педагогического процесса. Ведь работа по данному направлению будет успешна только тогда, когда в ней участвуют все: и педагогический коллектив, и технический персонал, и дети, и их родители.

Публикация «„Роль искусства и культуры в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

После проведения и анализа диагностики я разработала перспективное планирование по духовно – нравственному воспитанию в которое включила различные формы: организации выставок народного творчества характерного для нашего региона, организации и проведения совместных с родителями экскурсий в городской краеведческий и художественный музеи, знакомство с народно – прикладным творчеством Кубани, творчеством кубанских художников, писателей, поэтов. Традиционно в детском саду и в нашей группе проводятся Дни кубанской кухни, праздник урожая, народные праздники «Ярмарка», «Рождество», «Святки», «Масленица», «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Именины березки» (Троица).

Совместно с детьми и родителями мы исследуем особенности каждого народного праздника, устанавливаем его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Мы познакомили детей с казачьей культурой и бытом. Через кубанские песни, сказки, былины, мультимедийные беседы дети получают представление о разных видах народного искусства, переживают отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Я вовлекаю детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе, которого дети получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства, приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Знакомятся наши дети с кубанским костюмом, с русским народным костюмом, а также с костюмом людей других национальностей, населяющих нашу страну – это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

Большое внимание мы уделяем знакомству с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение, с их бытовым и эстетическим назначением, помогая понять детям, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями нашего края. Дети сравнивают дома своих предков и дом, в котором они живут, находят общее между ними и различия, получают знания о сельском доме, хате; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях, их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет».

Мы расширяем круг приобщения детей к устному народному творчеству, знакомим с народными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом, а также к искусству и культуре нашего края. Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности. В группе проводится мультимедийная выставка репродукций картин местных художников, творческие работы детей по рисованию, лепке аппликации, ручному труду. Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

В результате всей проделанной работы за год, мы можем сделать вывод, что дети стали намного образованней, что доказывает особую значимость и актуальность разработки мероприятий по духовно- нравственному воспитанию и образованию детей.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому мы помогаем родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей, вовлеккаем их в педагогический процесс, используя

• предпраздничные посиделки;

• совместное посещение краеведческих и художественных музеев;

• оформление в группе мини-музея кубанского быта;

• совместную творческую деятельность с детьми;

• совместные экскурсии и целевые прогулки по улицам города.

Выводы

«Душа ребенка чиста как белый снег, падающий с неба.

И писать на ней надо белой палочкой,

такой же чистой, как она сама.

Проведешь один раз черной палочкой,

то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и

является народная педагогика. И добрые обычаи,

традиции, сказки, поучения. Всё чем жив человек».

Михаил Юхма

Система занятий дала эффективный результат и может быть использована педагогами дошкольных учреждений для формирования духовно - нравственных качеств и развития творческих способностей. Приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды. Воспитывая дошкольников в любви и уважении к русской национальной культуре, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,.

Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани как основа нравственного воспитания Доклад «Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани как основа нравственного воспитания». Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Роль искусства и культуры в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 31 марта 2014 в 12:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД