Получи документы

«Роль логопеда ДОУ в организации работы по здоровьесбережению детей»

Елена Блинова
«Роль логопеда ДОУ в организации работы по здоровьесбережению детей»

МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 17

«Семицветик»

городского округа город Фролово Волгоградской области

Роль логопеда ДОУ в организации работы по здоровьесбережению детей.

Выступление- презентация на межмуниципальном семинаре- практикуме по теме: «Особенности организации образовательной среды для учащихся с ОВЗ. Применение здоровьесберегающих технологий».

(В рамках сетевого взаимодействия образовательных организация Волгоградской области)

16 апреля 2014 года.

Блинова Е. А. учитель-логопед

Публикация «„Роль логопеда ДОУ в организации работы по здоровьесбережению детей“» размещена в разделах

То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно - эта истина вытекает из теории Льва Семеновича Выгодского о Зоне Ближайшего Развития. Именно ее берут за основу учителя-логопеды, планируя свою коррекционную работу. Данная теория гласит о том, что расхождение между Уровнем Актуального Развития ребёнка (задача, которую он может решить самостоятельно) и Уровнем Потенциального Развития (задачи, пока не доступные для ребенка) это есть Зона Ближайшего Развития. В рамках ее, ребенок способен достигнуть положительных результатов под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Далее, ЗБР переходит в Уровень Актуального Развития. Тем самым, переводя Уровень Потенциального Развития в ЗБР, тем самым, расширяя границы знаний и возможностей ребенка. Как писал Л. С. Выготский: «обучение ведёт за собой развитие». Поэтому обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития.

В последнее десятилетие, многие специалисты стараются обогатить содержание коррекционных занятий применением здоровьесберегающих технологий. Логопеды - не исключение. Это связано с поиском новых эффективных методов коррекции, активизирующих резервные возможности детского организма. Так как, у соматически ослабленных детей значительно снижен или неустойчив волевой контроль, мотивация к учебной деятельности отсутствует. Также, часто болеющие дети, пропускают занятия, что значительно увеличивает сроки работы или снижает качество результатов коррекционной работы. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть интересные и современные методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов коррекции.

Традиционно, задачами логопедической работы считаются:

• Устранение и предупреждение дефектов звукопроизношения;

• развитие фонематического слуха;

• развитие навыков звукового анализа;

• формирование грамматического строя речи.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе – применяются для оптимизации процесса коррекции речи и обеспечения оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Организуя работу по коррекции речи, логопеды ставят перед собой следующие задачи:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активировать защитные возможности организма, активизировать работу иммунной системы).

Вот некоторые приемы, которые помогают в достижении задач коррекции:

1. Артикуляционная гимнастика.

Цель:

• выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

«Чистим зубки»

Щеточкой зубки почищу я,

Будут лучезарной улыбка моя!

«Маляр»

Мы покрасим небо - потолок,

И красив он и высок!

2. Дыхательная гимнастика

Цель:

• увеличение силы, продолжительности выдоха;

• нормализация ритма дыхания.

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

«Воздушный шар»

Мой воздушный шар летит, между облаками,

А в корзине я сижу и лечу я к маме.

- делая медленный глубокий вдох, надуваем живот;

- делая медленный выдох, через рот, живот сдувается;

- плечи не поднимать;

3. Логопедический самомассаж:

• Артикуляционный;

• пальцев рук;

• мышц лица и шеи.

«Су-джок терапия».

Цели:

• Нормализация мышечного тонуса;

• Опосредованная стимуляция речевой области в коре головного мозга

• развитие мелкой моторики рук и точности произношения слов.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы упражнять!

Словно маленькие ножки, побежали по дорожке,

Помассируем немножко (шариком Су-джок, массируем пальчики, называя их, по очереди)

А теперь, не унывая,

Язычок поупражняем!

4. Зрительная гимнастика

Цель :

• укрепление сосудов;

• расслабление мышц глаз.

Упражнение «Веселые глазки»(выполняем сидя на стуле, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз).

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Вправо – влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Мышцы чтоб сильнее стали,

Смотрим по диагонали.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

Взглядом круг мы написали,

Глазки лучше видеть стали!

За окном ты посмотри,

Что ты видишь, там, в дали?

А теперь на кончик носа,

Восемь раз так повтори!

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Наши глазки поморгали,

И нисколько не устали!

5. Общая моторика

Цель:

• Формирование произвольных координированных движений артикуляционного аппарата за счет нормализации тонуса мышц;

• Стимуляция проприоцептивных (возможность воспринимать изменения положения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений) и кинестетических ощущений.

• Улучшение объема и амплитуды движений.

Упражнение «Чудесная гимнастика»

«Вверх и вниз, вверх и вниз (движение головой вверх и вниз)

Это, мама, не каприз!

Вправо-влево, вправо-влево (повороты головы направо и налево)

Посмотри, как королева.

Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)

Нужно нам, так нужно нам.

Головою покрутить (вращение головой)

Не забыть, не забыть.

И Незнайками побыть (пожимание плечами)

Плечи вверх и опустить.

И плечами повращать (вращение плечами вперед и назад)

Нужно плечики размять.

Вперед-назад, вперед-назад (плечи вперед и плечи назад)

И все дела пойдут на лад».

6. Кинезиологические упражнения.

Цель:

• Развитие межполушарного взаимодействия;

• развитие памяти, внимания;

• развитие мышления;

• устранение дислексии.

Упражнение «Не зевай, а слушай и выполняй»(Нам удобнее будет находиться за столами).

1) «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

2) «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

Учитель- логопед стремится, опираясь на зону ближайшего развития ребенка, расширять границы его возможностей. Коррекционная работа логопеда включает в себя обогащение пассивного и активного словаря, развитие фонематического слуха и обучение навыкам звукового анализа и синтеза, а также, преодоление неверных стереотипов произношения, которые сформировались и закрепились у ребенка, выработка и фиксация непривычных для ребенка, артикуляционно- верных навыков.

Мария Монтессори сказала : «Советую не учить детей, а сохранять природную мотивацию ребенка к освоению окружающего мира, поддерживать его стремление быть самостоятельным и ответственным учеником до конца жизни». Поэтому очень важно, сделать работу разнообразной, интересной и полезной для ребенка. Следует помнить о том, что процесс коррекции – длительный процесс, в течение которого, и ребенку и педагогу, нужно приложить много усилий, терпения и старания. Положительный результат коррекции достигается путем, только, последовательного решения маленьких задач. Каждая из которых по своему важна и является составляющей единого целого.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

О курсах повышения квалификацииО курсах повышения квалификации 24 марта по 18 апреля я проходила курсы повышения квалификации в городе Белгороде в ОГАОУ ДПО "Белгородский институт развития образования".

Тематическая неделя «Я в мире человек» Тематическая неделя «Я в мире человек»в МКДОУ д/с присмотра и оздоровления №38 «Журавушка» г. Волжского Волгоградской области. Основание:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Роль логопеда ДОУ в организации работы по здоровьесбережению детей»
Опубликовано: 27 апреля 2014 в 21:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД