МААМ-картинки

Самомассаж и гимнастика пробуждения как здоровьесберегающие технологии

Вероника Чилимова
Самомассаж и гимнастика пробуждения как здоровьесберегающие технологии

"Самомассаж и гимнастика пробуждения- как здоровьесберегающие технологии»

Введение:

Здоровьесберегающая технология это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Публикация «Самомассаж и гимнастика пробуждения как здоровьесберегающие технологии» размещена в разделах

Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой и самомассажем позволят детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места, интуитивно прочувствовать основные пути восстановления физиологических функций и прилагать целенаправленные усилия для поддержания на хорошем уровне функционирование всех органов и систем.

Эффективность занятий существенно возрастет, если их дополнить закаливанием, рациональным питанием, соблюдением режима дня.

Методические рекомендации

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Цель: конкретизация в представлении педагогов понятий: "технология”, "здоровьесберегающие технологии”, "здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании” классификация форм воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в области здоровьесберегающих технологий по доминирующим целям и решаемым задачам.

ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ :

• сохранить здоровье детей;

• создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

• обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

В нашей группе используется два способа. Первый – это самомассаж ушных раковин и второй- гимнастика пробуждения.

1. Самомассаж ушных раковин для детей

Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.

Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.

Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.

Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин

Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук

При этом используются такие приё мы массажа: разминание, растирание, поглаживание.

Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.

Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.

Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.

Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным, темп должен составлять примерно 6-12 дыхательных движений (вдохов — выдохов) в минуту. Тип дыхания — нижний или совместно нижний и средний.

Немаловажным является то, что такой вод массажа могут выполнять самостоятельно не только взрослые, но и дети дошкольного возраста. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).

Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассаже в форме игры.

Научить ребёнка выполнять движения массажа в определённой последовательности Вам поможет небольшое шуточное стихотворение.

Взяли ушки за макушки.

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки

(большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…

(несильно потянуть вверх)

Пощипали…

Вниз до мочек добежали.

(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:

(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…

(приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

И к макушкам вновь придём.

(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

Опыт использования здоровьесберегающих технологий

в режимных моментах

В современном обществе проблема здоровья и его сохранения стоит более чем остро. Словосочетание «Здоровьесберегающие технологии» и «Формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры.

2. Гимнастика пробуждения

После сна необходимо проводить с детьми гимнастику пробуждения, ходьбу с использованием оборудования для профилактики плоскостопия. Чтобы заинтересовать, детей можно использовать кубики, мячи, обручи др.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход от сна к бодрствованию. Начинаем проводить её с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочерёдное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Важно не делать резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие головокружение. Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты.

Например, гимнастика после сна :

Улетели сны в окошко,

Убежали по дорожке.

Ну а мы с тобой проснулись

И, проснувшись, улыбнулись.

Открывай один глазок,

Открывай другой глазок.

Сон закончился – встаём.

Сначала руки проснулись-потянулись.

С боку на бок повернулись.

И на спинку все легли,

Выпрямляются ножки,

Поплясали немножко.

Ручки вверх и ножки вверх,

Пошалить сейчас не грех.

Так же у нас в группе есть картотека: «Гимнастика пробуждения по временам года».

Ожидаемый результат повысить сопротивляемость организма у детей, значительно уменьшить число часто болеющих детей; значительно повысить речевую активность и коммуникативную направленность речи; повысить социальную активность,

Для сохранения здоровья детей необходимо соблюдать воздушный режим, проветривание помещений должно проходить в отсутствии детей. Это может быть во время прогулки, утром, перед приходом детей, перед занятием, перед сном, после полдника.

Использование данных методов и приёмов становится более эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, если:

-учитываются состояние здоровья каждого ребёнка и его индивидуальные особенности;

-все эти приёмы и методы используются систематически.

Список литературы

Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/сост. Крылова Н. И. – Волгоград. Учитель, 2009.

Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» – СПб. ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2010.

Мартынов С. М. «Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей.» Кн. Для родителей – Москва. : Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/под ред. Л. И. Плаксиной. – Москва. Издательство «Экзамен», 2003.

«Здоровячек». Система оздоровления дошкольников. Авт. – Составитель Т. Е. Никанорова, Е. Н. Сергиенко.

Публикации по теме:

Гимнастика пробуждения для первой младшей группы Гимнастика пробуждения для первой младшей группыКомплекс № 1 «Мы проснулись» 1. «Ручки просыпаются» -  И. п. : лежа на спине. Поднимать руки.

Гимнастика пробуждения. Фотоотчет.Гимнастика пробуждения. Фотоотчет. Дорогие друзья! В прошлом посте я писала консультацию "Гимнастика пробуждения". Это очень важно в жизни дошкольника. Я провожу гимнастику.

Гимнастика пробуждения после дневного сна в детском садуГимнастика пробуждения после дневного сна в детском саду Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие.

Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения» Здоровье - это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и.

«Гимнастика пробуждения» — массажный коврик своими руками«Гимнастика пробуждения» — массажный коврик своими руками В нашей группе сложилась уже традиция, каждое утро мы делаем утреннею зарядку, а после дневного сна гимнастику пробуждения. Мои дети любят.

Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа)Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа) Актуальность Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму.

Работа по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробужденияРабота по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробуждения Работа по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробуждения Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самомассаж и гимнастика пробуждения как здоровьесберегающие технологии
Опубликовано: 12 сентября 2020 в 20:05
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД