Получи документы

«Система экологического развития детей дошкольного возраста».

Ольга Мишина
«Система экологического развития детей дошкольного возраста».

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

В соответствии с этим можно выделить основные задачи экологического образования :

• воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;

• формирование знаний о природе;

Публикация «„Система экологического развития детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах

развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей, особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Цель моей работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста на единых подходах и принципах:

• непрерывности и преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;

• интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку охватить не только конкретное содержание отдельных направлений, но и целостную картину мира;

развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действия;

• формирования универсальных для последующих уровней образования способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки и т. д.);

• предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;

• рационального сочетания разных видов детской деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);

• обеспечения психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;

• отношения к ребенку как к личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;

• сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.

В соответствии с эти можно выделить следующие задачи:

• формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живо и неживой природе;

развитие понимания и взаимосвязей в природе и места человека в них;

• воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;

• вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

• формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.

В основу работы положены принципы:

• краеведения;

• педоцентризма (или "позитивного центризма");

• природосообразности;

• научности и доступности понятий;

• "спирали";

• междисциплинарности и интеграции содержания

Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:

- формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности (деятельностный подход);

- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность (что в значительной степени стимулирует его саморазвитие).

Обучение строится "от ребенка" в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется педоцентризмом или (по Н. Ф. Виноградовой) позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания. Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т. е. при соблюдении принципа природосообразности.

При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятии, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: "представления - понятия - знания". Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.

Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип "спирали", когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год повосходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса. Однако из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых на изучение природы, только во время организованной образовательной деятельности невозможно достичь нужного результата. Поэтому возникает необходимость объединения нескольких предметных областей общей тематикой (например, сезонные явления в природе изучаются на занятиях по словесности, музыке, ручному труду. природоведению и т. д., т. е. используются междисциплинарность и интеграция, что позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе. Таким образом, почти каждая тем по природоведению подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд по изготовлению поделок из природного материала и т. д.). Причем итоги работы над той или иной темой нередко подводятся во время общих праздников, деловых игр или викторин.

Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу "от простого к сложному". По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Таким образом, экологическое развитие строится по схеме :

ПРИРОДА - ЧЕЛОВЕКУ

(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);

ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДЕ

(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);

ПРАВИЛА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ; ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ КАЖДОГО В ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ.

Экологическое воспитание детей требует наличия определенной материальной базы:

- уголок живой природы;

- растительный мир на участке;

- учебно-наглядные пособия для проведения НОД.

Уголок живой природы значительно обогащает и расширяет знания детей, дает возможность сформировать у них практически умения и навыки, необходимы при уходе за растениями и животными. Поэтому здесь (в соответствии с возрастом детей) желательно иметь:

- необходимый минимум комнатных растений (агава, алоэ, аспарагус, аспидиструм, бальзамин, бегония, глоксиния, кактусы, камнеломка, кливия, пеларгония, традесканция, фикус, фуксия и др.);

- аквариум с отдельными представителями растений (валлиснерия, водокрас, водяной мох, перистолистник, рдест курчавый, роголистник, ряска и др.) и аквариумных рыб (барбусы, гуппи, меченосцы, разные виды золотых рыбок - кометы, вуалехвосты, телескопы и др.);

- террариумы и клетки с отдельными представителями животного мира (ящерица, еж, морские свинки, хомячки и др.);

- клетки с птицами (попугай, канарейка и др.).

На участке для проведения разнообразных наблюдений и ухода за растениями желательно иметь "уголки" леса, сада, луга, огород и цветник. Кроме того, хорошо иметь "географическую площадку", на которой можно будет научить детей определять длину полуженной линии, измерять угол подъема солнца над горизонтом, ориентироваться по основным сторонам горизонта и т. д.

При проведении НОД по природоведению необходимы наглядные пособия:

- натуральные объекты живой и неживой природы;

- иллюстративные пособия;

- вспомогательные приборы и оборудование.

Натуральные объекты неживой природы - это виды почвы, горные породы и минералы, полезные ископаемые.

Натуральные объекты живой природы - это растения и животные, окружающие ребенка, и разнообразные гербарии. Причем гербарии, собранные самими детьми, а также растения, выращенные их руками, имеют особое развивающее значение.

Иллюстративные пособия можно разделить на несколько видов:

- объемные (модели, макеты, муляжи, чучела и др.);

- плоскостные (картины, фотографии, слайды, таблицы);

- рабочие тетради и дневники наблюдений;

- картографические учебно-наглядные пособия.

К вспомогательным пособиям относятся:

- микроскоп и различное лабораторное оборудование для проведения опытов;

- технические средства обучения.

Наличие материальной базы обеспечивает возможность наблюдать за объектами, фиксировать эти наблюдения, ухаживать за растениями и животными, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности.

Использование тех или иных методов и приемов зависит от возраста и особенностей его мышления. Например, детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т. д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. ("кружатся листья", "падают снежинки", "ходит котик" и т. д.). Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом. Далее основные признаки природных объектов и явлений переводятся в условные обозначения, детей учат составлять схемы, модели.

Основным методом в экологическом развитии детей дошкольного возраста является наблюдение. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр., но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений и т. д.).

Таким образом, практическая деятельность в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности - это показатель его экологической воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующее наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.

Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что:

- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

- окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.

важный метод экологического воспитания - слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа - четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.

Огромное значение в работе с детьми дошкольного возраста имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Например, сопоставление животного с игрушкой-аналогом (в средней группе) и одновременно "обыгрывание" последней позволяет сформировать у детей первые представления о животном и заложить основы правильного обращения с ним.

Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы:

- организованная образовательная деятельность;

- практическая деятельность в природе;

- природоохранные акции;

- работа кружков и клубов с природоведческой тематикой;

- проведение экологических викторин и олимпиад;

- выпуск детьми экологических листовок.

Основная роль в формировании системы первоначальных естественно-научных представлений, понятий и знаний отводится занятиям по природоведению. Однако они будут успешными и эффективными только в том случае, если у детей сформирована познавательная мотивация на основе интереса к природе.

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому перед педагогом встает трудная задача построить занятия таким образом, чтобы с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство, а с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главная цель занятия - не передача знаний от педагога к ребенку, а приобщение детей к систематической и творческой деятельности.

Для этого необходимо:

- разнообразить структуру и методы проведения занятий, способствующие развитию логического мышления и активности детей;

- шире использовать натуральные наглядные пособия, практическую и опытническую деятельность детей.

Публикации по теме:

Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста «Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться.

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой» Выполнила: Михеева Т. К. I. Моделирование системы деятельности.

Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возрастаТеоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается.

Формирование экологического развития детей дошкольного возраста. (Из опыта работы) История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли.

Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их разрешение. Глобальные изменения климата,.

Лэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возрастаЛэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается.

Проект «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА • Название проекта: «Друзья природы». • Тема проекта: «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания.

Система работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста В Федеральном государственном стандарте основного общего образования указывается на необходимость формирования «патриотизма, основанного.

Система работы по формированию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста Система работы по формированию игровых умений строилась по 2 направлениям: 1. Собственно-игровая деятельность детей, которая реализовывалась.

Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Система экологического развития детей дошкольного возраста».
Опубликовано: 2 июня 2017 в 19:53
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД