Получи документы

Социальное партнерство детского сада и семьи

Елена Бацура
Социальное партнерство детского сада и семьи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования Абинский район

Проект «Социальное партнерство детского сада и семьи»

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети младшей группы и их родители.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации: сентябрь 2014 г. – май 2016 г.

Публикация «Социальное партнерство детского сада и семьи» размещена в разделах

Условия реализации: детский сад - “открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.

Среда реализации: развивающая предметно - пространственная среда, развивающие виды деятельности.

Направления деятельности:

- изучение потребностей родителей в образовательных услугах с целью определения перспектив дальнейшего взаимодействия;

- формирование активной позиции родителей в воспитании детей, повышение их степени участия в педагогическом процессе;

- выявление инициативной по своим образовательным позициям группы взрослых, опираясь на которую можно строить образовательный процесс; развитие клубной деятельности;

- пропаганда здорового образа жизни посредством личного опыта семей.

Проблема: незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей. Это происходит из – за:

• недостаточности знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста;

• нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;

• невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Цель проекта: проектирование и реализация модели деятельности МБДОУ детского сада №4 социального партнерства с родителями детей дошкольного возраста, повышение педагогической компетентности и стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни, через детско - родительский клуб.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Дать родителям представление о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

2. Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.

3. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.

4. Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:

- участие родителей в планировании совместной деятельности;

- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;

- правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах физического воспитания детей;

- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.

Принципы реализации проекта:

• добровольности;

• значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);

• вариативности форм и методов;

• научности;

• непрерывности и целостности;

• комплексности;

• сотрудничества;

• постоянства обратной связи;

• открытости;

• конфиденциальности.

Формы работы с родителями:

Вариативные:

подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей в соответствии с запросами;

инд. работа с родителями и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений (приложение 4);

совместные детско-родительские встречи в различных формах: занятия, игровые упражнения, досуговые и спортивные мероприятия.

Инвариантные:

групповые мероприятия для всех родителей: семинары, деловые игры, викторины, тренинги, консультации.

Предполагаемый результат реализации проекта:

• отсутствие формализма в организации работы с семьей;

• динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;

• увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

• учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

• выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

• осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.

Проект реализуется в три этапа:

I. Подготовительный этап – 2014 год (организационный) предусматривает следующие виды деятельности: изучение психолого- педагогических основ проблемы организации работы детского сада по установлению партнерских отношений с семьями воспитанников в вопросах оздоровления детей, отношения родителей к занятиям физической культурой в детском саду, разработка методического обеспечения спроектированной модели.

II. Основной этап (2014 – 2015 учебный год) – реализация спроектированной модели социального партнерства с родителями детей детского сада :

• разработка Положения о клубе (Приложение №1)

• составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий (приложение №2; №3)

• разработка и реализация Программ взаимодействия ДОУ и семьи посредством деятельности клуба, повышения психолого – педагогической культуры родителей по установлению партнерских отношений с семьями воспитанников в вопросах оздоровления детей.

III. Итоговый этап (май 2015- 16 года, осуществляется рефлексия проведенной деятельности по проекту, представление проекта на районной научно – педагогической конференции «Мой вклад в развитие образования Абинского района», готовятся к печати инновационные продукты, статьи, составляется отчет работы по проекту.

Подготовка к презентации.

Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители). Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

Краткая аннотация проекта:

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей. Педагогическая целесообразность педагогического проекта заключается в выбранной тактике использования традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, которые в полной мере решают все поставленные задачи.

Основным механизмом для достижения цели проекта и, объединяющим педагогов, детей и родителей, являются формы совместной деятельности, детско-родительский клуб «Веселые Неваляшки».

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических, игровых методов и приемов, способов организации совместной деятельности детей и родителей.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а так же укреплять внутрисемейные отношения.

Сотрудничество нашего детского сада и семьи направлено на достижение основной цели – разработка новых подходов ко взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка. Из этой цели вытекают следующие задачи: обеспечение физического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье; формирование у детей стремления к сохранению своего здоровья через наличие устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями; повышение педагогической культуры родителей; стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком. В рамках института семьи приоритетным в физическом воспитании детей остается положительное влияние добрых семейных отношений на всесторонне формирование личности ребенка, семейные традиции. Они играют важную роль в развитии личной культуры и духовной жизни, обеспечении преемственности поколений. Ведь именно общаясь с родителями, дети готовятся к встрече с социумом. Семья, таким образом, создает для них модели социального поведения. Оценивая происходящее, ребенок в первую очередь опирается на опыт жизненных действий своих близких родственников.

Содержательную сторону традиции физического воспитания в семье определяют различные его формы: организация условий жизни (режим дня, рацион питания, комплекс культурно-гигиенических навыков); физические упражнения (подвижные и спортивные игры); физкультурно-оздоровительные мероприятия (туризм, семейные праздники с элементами физкультуры и спорта, посещение спортивных зрелищ); способы и приемы формирования у подрастающего поколения мотивации к здоровому образу жизни (беседы, чтение литературных произведений, личный пример родителей и других членов семьи).

Однако, организуя воспитательно-образовательный процесс, жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении, мы часто забываем, что является главным в воспитании и развитии дошкольников и делаем акцент на получение и освоение детьми интегрированных качеств ребенка. Анализ работы по вопросам здоровьесбережения, а также исследования педагогов детского сада и инструктора по физической культуре, совместно с медицинской сестрой, показал, что 75 % болезней взрослых закладывается в детстве, каждый 4 ребенок дошкольного возраста болеет ОРВИ в течении года более 2 раз. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми, среди отстающих учеников 85-90 % отстают не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Но так как сегодняшняя педагогическая практика ставит физическое и психическое развитие в инновационный аспект, возникла необходимость в обновлении оздоровительной работы, в пересмотре форм и методов при проведении занятий по физической культуре и двигательной активности в течении дня, в доработке основных направлений в построении здоровье сберегающей жизнедеятельности детей и в доработке единой модели «Здоровый ребенок».

Фитбол-аэробика по сравнению с другими видами занятий аэробикой, дает уникальную возможность тренировки сердечно-сосудистой системы, повышения возможностей организма занимающихся. Так как мяч создает хорошую амортизацию, во время динамических упражнений осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Работа идет в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других занятиях аэробикой, что снимает ограничения для людей, которые в силу избыточного веса или различных отклонений в здоровье не могут заниматься этими видами спорта. Это практически единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах. Занятия фитбол-гимнастикой вызывают большой интерес, как у детей, так и у взрослых. Они уникальны по своему физиологическому воздействию на организм. Яркий, большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают положительный эмоциональный настрой у занимающихся.

За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча активизируются регенеративные процессы, улучшается кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Занятия сидя на мяче, сходны с верховой ездой, положительное влияние которой описано Гиппократом. В специальной медицинской литературе езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, простатита, неврастении. Покачивания в положении сидя на мяче, центрируют меж-позвонковые диски, нормализуя в них обменные процессы, мобилизуя тонус различных отделов позвоночника. Легкое покачивание на фитболе благотворно влияет на работу внутренних органов, улучшает отток лимфы и венозной крови, легочное кровообращение, способствует откашливанию при заболеваниях легких, нормализует перистальтику кишечника,

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений как предмет, тренажер или опора. Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и подбора средств, могут иметь различную направленность и сочетать гимнастические упражнения с мячом и на мяче в различных танцевальных стилях, создавая единую, законченную композицию танца на мяче. Как известно, дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников. Именно этим требованиям отвечает методика работы с фитбол-мячами. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. Т. А. Соловьева (1997) справедливо указывает, что современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания.

Её основная цель - развивать физические качества и укреплять здоровье детей. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи (Казанская А. В., Пикалева Е. Ю., 2001) :

• Развитие двигательных качеств;

• Обучение основным двигательным действиям;

• Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;

• Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;

• Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

• Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;

• Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;

• Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;

• Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;

• Развитие мелкой моторики и речи.

В проекте принимают участие 83% (15) семей младшей группы. По итогам анкетирования были выявлены три группы родителей. Первая группа — родители (официальные представители) обладают обширными знаниями в вопросах оздоровления. Вторая группа — родители, которые не очень интересуются педагогикой, здоровье сберегающими технологиями, но их волнует личность их малыша, проблема его становления, здоровья. Они стараются понять причины своих неудач в воспитательной и оздоровительной работе. Третья группа — родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией, связанной со здоровьем ребенка.

Проведенная проектная деятельность по физкультурно-оздоровительной подготовке должна привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего года. Совместные физкультурные занятия являются самой эффективной формой работы с родителями по формированию культуры здоровья дошкольника и его мотивации на здоровый образ жизни.

Цель совместных физкультурных занятий - ориентация семьи на воспитание здорового ребенка, гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры и повышение компетенции родителей в области физического развития и воспитания детей.

Задачи совместных физкультурных занятий.

1. Содействовать формированию теоретических знаний и практических умений у родителей в области физического воспитания ребенка.

2. Формировать у дошкольников потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.

3. Совершенствовать двигательные навыки и умения в детско-родительской паре.

4. Развивать у дошкольников физические качества и психические процессы, творческую и познавательную активность, инициативу.

Содержательная база физкультурных занятий предполагает применение инновационной методики «Гимнастика вдвоем», которая описана М. Н. Поповой в психолого-педагогической технологии «Навстречу друг другу».

Гимнастика вдвоем - это различные физические упражнения, выполняемые в детско-родительской паре. Данная гимнастика нацелена на то, чтобы помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательно-игровой деятельности.

Отличительная особенность совместных физкультурных занятий заключается в следующем:

1. Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с родителем, при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера.

2. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, а когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться - это дарит детям огромную радость от взаимного общения, создается хороший эмоциональный настрой, что немало важно для психического здоровья.

3. В конце занятия родителям выдаются памятки, даются рекомендации.

Эффективность занятий зависит от различной формы проведения и от рациональной организации детей и взрослых на занятии (таблица 1).

Таблица 1.

Форма проведения Содержание

Сюжетные занятия В основе сюжетных занятий лежат совместные движения детей и взрослых, органично сочетаемые с развитием сюжета.

Интегрированные занятия Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации.

В игровой форме В содержание игрового занятия включены эстафеты, подвижные игры. Для выполнения движений используются приемы имитации, подражания.

Занятия-практикумы

Примечание.

При подготовке к занятиям-практикумам особое внимание необходимо обратить на аргументированность и доказательность тех положений, с которыми педагог знакомит родителей. Конструктивно использовать возникшие в ходе занятий проблемные ситуации и спорные мнения. Занятия-практикумы включают теоретическую и практическую части:

• в теоретической части родителям предлагается сообщение или беседа специалиста (врача, медицинская сестра, инструктора по физкультуре) по определенной теме;

• в практической части – участвуют родители и дети – они выполняют какой-либо комплекс лечебно-профилактических мероприятий.

• При фронтальной организации детско-родительские пары выполняют упражнения одновременно.

• При групповом способе из детско-родительских пар образуются подгруппы: каждая выполняет задание, а затем меняется местами с другой подгруппой.

• Эффективнее использовать круговую тренировку.

При организации совместных физкультурных досугов создаются условия для реализации природной двигательной активности детей, потребности в самоутверждении. Предоставляется уникальная возможность развиваться ребенку, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников и их родителей приемы здорового образа жизни. Досуги имеют постоянную тематику (таблица 2).

Таблица 2.

Месяц Название досуга

ноябрь «Всей семьей, на старт!»

«Папа, мама, Я – спортивная семья

февраль «Масленица»

«Папины дочки, мамины сыночки»

«Рыцарский турнир»

март День здоровья: интеллектуально-двигательная игра «Секреты здоровья», «КВН»

май Спартакиада «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!»

В ходе проекта будут решены многие актуальные проблемы, как в физическом воспитании дошкольника, так и в приобщении родителей к оздоровительной работе:

• возникновение потребности в здоровом образе жизни;

• появление интереса к физкультурной деятельности;

• повышение уровня физического и психического здоровья детей;

• снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни;

• нормализация общей и мелкой моторики;

• положительный результат темпов прироста физических качеств;

• повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

Ожидаемый результат:

Данный проект позволит внести разнообразие форм в оздоровительную работу с дошкольниками, родителями, педагогами посредством занятий в детско-родительском клубе «Веселые Неваляшки» с использованием фитбол – гимнастики, которая формирует двигательную сферу ребенка, развивает физические качества и является эффективным методом оздоровления. Эффективность проекта можно будет проследить в промежуточных диагностических картах наблюдения и презентации проекта в электронном виде, основанном на фотоматериалах.

Перспективы развития проекта.

Данный педагогический (творческий) проект «Веселые Неваляшки» может быть использован и другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы (муниципальной, областной и федеральной).

Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением дошкольников и их родителей. Принимая во внимание интерес и пожелания родителей воспитанников ДОУ к совместным физкультурным занятиям, планируется увеличение количества занятий в год до 18. Для дальнейшей реализации проекта необходимо:

• разработать методическую базу для детей и родителей (серию физкультурных занятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-родительской паре, сценарии досугов).

Прикреплённые файлы:

2_vue9f.pptx | 5570,01 Кб
 
Публикации по теме:

«Партнерство семьи и детского сада в развитии личности ребенка посредством совместного творчества в студии «Театрошка»«Партнерство семьи и детского сада в развитии личности ребенка посредством совместного творчества в студии «Театрошка» Студия детского творчества «Театрошка» «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных.

Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи.

Доклад «Социальное партнерство как фактор повышения имиджа Мдоау»Доклад «Социальное партнерство как фактор повышения имиджа Мдоау» Уважаемые коллеги! 5 апреля 2016 года на базе нашего МДОАУ прошел единый методический день. Темой работы было- «Факторы повышения эффективности.

Фотоотчет. Социальное партнерство как фактор повышения имиджа МдоауФотоотчет. Социальное партнерство как фактор повышения имиджа Мдоау Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вашим информацией о социальном партнерстве, которое вы практикуем в своей работе. Наш детский сад функционирует.

Партнерство семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную образовательную микросреду - образовательное пространство. Главным.

Социальное партнерство ДОУ и детской библиотекиСоциальное партнерство ДОУ и детской библиотеки Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником.

Социальное партнерство как фактор полноценного развития и образования в ДОУ Социальное партнерство, как фактор полноценного развития и образования в ДОУ Один из аспектов воспитания детей - это право ребенка на.

Социальное партнерство с семьями воспитанников детского сада (из опыта работы) Социальное партнерство с семьями воспитанников ДОУ. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования.

Социальное партнерство в детском саду Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним.

Социальное партнерство в ДОУ в проектной деятельности СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ДОУ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Ребенок через нас взрослых постигает мир, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальное партнерство детского сада и семьи
Опубликовано: 11 июля 2016 в 16:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД