МААМ-картинки

Создание условий для развития творческих способностей детей

Елена Ильясова
Создание условий для развития творческих способностей детей

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Развивать творческие способности у детей очень важно, так как они способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

Публикация «Создание условий для развития творческих способностей детей» размещена в разделах

Основную роль в развитии творческих способностей детей играет, несомненно, взрослый, который знает возрастные особенности детей, их возможности. Так же на развитие творческих способностей детей большую роль играет окружающая среда и применяемые методы, приёмы, стимулирующие развитие воображения, одного из важных критериев творчества. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от нас воспитателей особого внимания. Все мы знаем, что при выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, а некоторым детям моей группы, нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах. Развитие творчества – это целостный процесс, который должен реализовываться во всех сферах детской деятельности. Ребёнку всегда необходимо предоставлять ситуацию выбора и возможность творчески использовать весь предоставляемый материал.

У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют на формирование нравственных чувств.

К числу творческих способностей следует отнести богатое воображение, эмоциональность, неординарность мышления, критический взгляд на вещи, умение обобщать факты, осмысливать их, делать выводы, выдвигать новые решения и идеи, целеустремленность, волю, упорство и настойчивость, активность жизненной позиции и т. п.

Необходимо подчеркнуть две особенности осуществления творческого воспитания в современных условиях.

Первая особенность - педагогическая. Творческое развитие личности начинается в раннем детстве. Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста.

В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. Сознание ребенка еще не окрепло, оно лишь формируется. Педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования.

Вторая особенность - эстетическая. Искусство было и остается главным предметом эстетики, а художественное воспитание - основным средством формирования эстетического отношения к миру. Творческое воспитание все более опирается на эстетическое развитие детской личности в процессе организации всех видов детской деятельности.

Развитие творческого воображения неразрывно связано с развитием зрительной памяти, и в условиях изобразительного творчества оба эти процесса сливаются в единый процесс создания художественного образа.

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, когдаони овладевают необходимыми для создания изображения навыками, умениями.

Изучив этапы формирования творческой деятельности дошкольников, можно сделать вывод, что она возникает у детей на 2-м году жизни и на первом этапе носит характер манипуляций. Как правило, творческая деятельность раньше проявляется в тех случаях, когда дети наблюдают аналогичную деятельность взрослых и начинают им подражать. По мере накопления ребенком жизненного опыта, творческая деятельность у него ассоциируется с предметами и явлениями окружающего мира.

Проанализировав особенности развития творческой деятельности старших дошкольников средствами приобщения к искусству, необходимо подчеркнуть, что через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, т. е. учатся эстетически осваивать жизнь.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал - бумага, карандаш, мелки, кубики. В педагогической литературе этот период носит название «до изобразительный» т. к. здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла или желания что - то изобразить, но этот период играет большую роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Если материал попадает впервые в руки детей 5-6 лет и 2-3 лет, то, конечно, у старших ребят быстрее возникает замысел, т. к. опыта у них в познании окружающего мира больше. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им способами изображения. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрих или бесформенная масса, глины напоминает знакомый предмет.

Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы: в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы.

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является построение той формы, которая получилась у него случайно. Узнав в нарисованных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая вновь изобразить его. Такой рисунок начинает говорить о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, т. к. он появился в результате замысла.

Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень простые, в них отсутствуют не только детали, но и части основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще мало развито аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Из опыта своей работы могу сказать, что необходимо расширять опыт ребенка, если хочешь создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Воображение формируется на основе восприятия, а восприятие в свою очередь, на основе целенаправленного наблюдения. Воспитатель должен научить детей видеть весь предмет целиком, а также его детали, характерные и индивидуальные его особенности. Таким образом, воображение – это ведущий компонент художественно-творческой деятельности.

Также для детей дошкольного возраста особое значение имеет овладение технической стороной деятельности. Без ручной умелости ребёнок не сможет воплотить в картине, образы восприятия и воображения, как бы богаты они не были.

Так как я работаю с детьми старшего возраста, то могу сказать, что этот возраст благоприятен для развития способности к творчеству. Именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Одним из важных условий развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной свободной деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества : «то есть, стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает.

Критерии творческих способностей Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников

Восприятие - наблюдение;

- экскурсии;

- рассматривание картин, иллюстраций, фотографий,

предметов;

- создание и рассматривание альбомов разных видов

изображения того или иного предмета или явления;

- индивидуальная беседа;

- вопросы;

- дидактические игры на формирование

пространственных отношений, восприятие цвета и цветовых

оттенков;

- рассматривание и анализ детских работ;

-тематические выставки рисунков;

- художественное слово, загадки;

- пластические и психологические этюды;

- коммуникативные игры;

- слушание аудиозаписей, музыки и др.

Воображение - сюжетно-ролевая игра;

- игры и игровые упражнения («На что похоже?»,

«Дорисуй картинку», «Нарисуй сказку», «Рисуем музыку»,

«Несуществующее животное»,

«Добрый или злой» и т. п.);

- рисование по замыслу;

- коллективное рисование

Особенности зрительной чувствительности - использование схем, алгоритмов, технологических карт;

- упражнения на ориентировку в пространстве (далеко-близко,

слева-справа, впереди-сзади и т. д.)

Специальные умения руки - пальчиковая гимнастика;

- упражнения на развитие мелкой моторики;

- игры с мелкими игрушками, мозаики;

- лепка из пластилина;

- работа с ножницами;

- использование нетрадиционных материалов (акватушь, мелки,

сангина) и способов рисования (пластилином, крупой,

колоском, губкой и др.)

Ну и, конечно, не стоит забывать, что основным критерием развития творческих способностей детей является эмоциональная чувствительность и эмоциональная отзывчивость ребёнка. Лишь только то, что интересно ребёнку и близко его пониманию вызовет желание действовать, а значит, будет способствовать развитию его творческих способностей. Большую роль в развитии у ребенка изобразительных способностей играет природа во всем ее многообразии.

Следует чаще водить детей на экскурсии : в лес, на озеро, на дачу. Обязательно надо привлекать ребенка к ее красоте, животному миру, растительности, к явлениям природы (снег, дождь).

При правильном знакомстве ребенка с природой у него появляется положительное представление об окружающем мире, эмоции, чувства, а это очень отчетливо может сказаться на его изобразительных способностях в лучшую сторону. Знания о природе, любовь к ней, интерес будут побуждать ребенка к изобразительной деятельности. Для осуществления желания ребенка отобразить увиденную красоту природы понадобится не многое: альбомный лист, карандаши, краски или даже ручка.

Для того чтобы обогатить знания детей о природе (животных, явлениях природы, о поведении в ней человека я использую в своей работе: видеофильмы, мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи, наглядные пособия и многое другое. Все эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус, познавательную сторону. Из выше сказанного можно сделать вывод, что для развития творческих способностей детей в первую очередь необходима мотивация, накопление и обогащение чувственного, эмоционально-интеллектуального опыта. Важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, обучать ребёнка разным способам действия для реализации своего замысла, используя комплекс методов и приёмов. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.

Публикации по теме:

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Создание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУСоздание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития творческих способностей детей
Опубликовано: 26 января 2021 в 17:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД