«Свойства огня». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

НАТАЛЬЯ МОРОЗОВА
«Свойства огня». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 6

города Лебедянь Липецкой области

Воспитатель Морозова Н. В.

Лебедянь, 2013

Свойства огня

Цель:

1. С помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня;

2. Развивать умение наблюдать, делать выводы;

3. Воспитывать чувство ответственности, осторожность в обращении с огнем.

4. Учить отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

5. Расширять и активизировать словарный запас детей.

Оборудование:

1. мягкая игрушка «Лунтик»;

2. парафиновая свеча;

3. спички;

4. стеклянная банка;

5. ложка;

6. белая фарфоровая чашка.

7. бумага;

8. картон;

9. камень;

10. кусок железной проволоки.

Предварительная работа: чтение рассказов Б. Житкова и Л. Толстого о пожарах; беседа по пожарной безопасности; заучивание пословиц и разгадывание загадок об огне.

Конспект занятия

Организационный момент

- Ребята усаживайтесь поудобнее и послушайте, что я сейчас вам скажу.

Сообщение цели занятия

Воспитатель: - Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, о чем мы сегодня поговорим.

Нам без доброго огня, Обойтись нельзя ни дня. Он надежно дружит с нами Гонит холод, гонит мрак. Он приветливое пламя, Поднимает словно флаг. Нам огонь хороший нужен. И за то ему почет, Что ребятам греет ужин, Режет сталь и хлеб печет!

- О чем это стихотворение? - О каком огне рассказывается в стихотворении? - Скажите, огонь бывает только добрый? Может ли огонь быть опасным? - Ребята, кто из вас разводил костер? - Скажите, а вы были у костра одни или с взрослыми? - А можно разводить костер без взрослых? - Почему? - Можно оставлять костер без присмотра? - Что вы делали у горящего костра? - Вам понравилось смотреть на пламя костра? - Что вы сделали с костром перед уходом? - Зачем вы это сделали?

Основная часть

Стук в дверь, входит Лунтик.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Лунтик. Здравствуй Лунтик. Лунтик, ты когда-нибудь видел огонь? Нет! А ты хочешь узнать, что такое огонь? Тогда присоединяйся к нам, мы сейчас будем исследовать огонь.

Опыт №1.

Воспитатель: - Костра в помещении мы разжигать не будем. Но посмотрите, что это у меня? (Показываю свечу).

Дети называют. - Ребята, расскажите, пожалуйста, какая она? (По цвету, высоте). - Чем я могу ее зажечь? - Сейчас я зажгу свечу, и мы с вами, словно настоящие ученые будем исследовать свойства огня. А начнем мы вот с чего. Давайте для начала выясним, как окрашено пламя?

Ответы детей.

- Ребята, обратите внимание, пламя состоит из трех частей, окрашенных по-разному. Его можно разделить на три части.

1. Внутренняя часть пламени самая светлая.

2. Средняя часть самая яркая, желто – красного цвета. Именно она и освещает все вокруг.

3. Внешняя часть самая маленькая и почти незаметная, очень трудно определить ее цвет.

Опыт №2.

- Ребята как вы думаете, все ли предметы горят? - У нас на столе есть бумага, картон, деревянная палочка, камень, кусок железной проволоки. Как вы думаете, какие из этих предметов горят? - Давайте попробуем зажечь бумагу. - Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента? - Правильно, бумага горит.

Горящую бумагу тушу в тузу с водой.

- Ребята, что случилось с горящей бумагой, в тазу с водой? - Какой вывод из этого можно сделать? - Правильно вода тушит огонь. Вот поэтому костер заливают водой, чтобы он потух.

Эксперимент повторяю с картоном, палкой, камнем, железной проволокой.

- Итак, мы выяснили, что горят не все предметы и огонь можно потушить водой.

Опыт №3.

- Как вы думаете, почему загорелись бумага и картон? - Давайте проверим, пламя свечи горячее или холодное? - Сейчас мы возьмем ложку и потрогаем ее, какая она? (холодная). - Сейчас я подержу ложку над пламенем. Потрогайте, какая она стала? (теплая, горячая). - Почему она нагрелась? (ее нагрел огонь). - Значит огонь, какой горячий или холодный? (горячий).

Опыт №4.

Воспитатель: - Я беру белую фарфоровую чашку и на несколько секунд поставлю ее донышко в среднюю часть пламени. Давайте вместе медленно сосчитаем до семи. (Показываю дно чашки).

- Посмотрите, ребята, на дне чашки образовалось черное закопченное пятнышко. Это сажа. Давайте повторим это слово.

Помогаю детям сделать вывод, что пламя в своей средней части содержит сажу.

- Как раз частички сажи и делают пламя таким ярким и красивым. Ребята именно при горении образуется сажа.

- Можете потрогать пальчиком. Сажа измажет ваши пальчики, и потом их надо будет вытереть салфеткой.

Опыт №5.

- Посмотрите что это? (банка) - Какая она? (стеклянная, прозрачная, сухая)

- А сейчас я возьму эту сухую прозрачную банку и накрою ею нашу горящую свечу. Смотрите внимательно. Скажите, что-нибудь изменилось?

Дети: - Свеча погасла. Воспитатель: - Может быть, вы догадались, почему это произошло?

Детей нужно подвести к выводу, что огню не хватило воздуха.

- Ребята, чтобы огонь горел, ему нужен воздух. Если вдруг где-то разгорается пожар, взрослые берут плотную ткань или одеяло и накидывают на огонь. Как вы думаете, для чего они это делают? (Помогаю детям прийти к выводу, что таким образом прекращается доступ воздуха к огню и поэтому пламя гаснет).

Воспитатель: - Ребята, расскажите, пожалуйста, Лунтику можно ли детям самостоятельно брать спички и разводить костер? - Скажите, папина зажигалка – это игрушка? Почему? - Ребята, и ты Лунтик, запомните, пожалуйста, что огонь может быть полезным, а может быть опасным и причинить много бед.

Итог.

Воспитатель: - Давайте вспомним, и повторим для Лунтика, что нового вы сегодня узнали, проводя опыты с огнем.

Дети: - Пламя состоит из трех частей, окрашенных по-разному. - Бумага, картон и дерева горит, а железо и камень не горит. - В средней части пламени присутствуют частички сажи. - Чтобы огонь горел, нужен воздух. - Огонь могут разжигать только взрослые. Воспитатель: - Молодцы, ребята! Лунтик, тебе будет, что рассказать своим друзьям? Ребята, а вы сможете теперь рассказать о свойствах огня своим родителям? - Обязательно это сделайте, когда придете домой.

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Песня «Приход осени» для детей средней группы. Песня «Грибники» для детей средней и старшей группыПесня «Приход осени» для детей средней группы. Песня «Грибники» для детей средней и старшей группы Приход осени. Слова Анны Якимчук, МБДОУ №5,п. Бейспуг, Выселковский район,Краснодарский край. Музыка Николиной Нины,МКДОУ детский сад комбинированного.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Свойства огня». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Опубликовано: 23 января 2014 в 20:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«В один воскресный летний день мы вышли со двора». Фотозарисовки прогулки в лес.
Дорогие друзья! Уже давно никого не удивляет, что на образовательном портале "Маам" публикации содержат не только методические разработки, сценарии...
Фотоотчет во второй младшей группе. Тайна мыльных пузырей. Подготовила: Альфия...
Цель: провести исследование рецепта мыльных пузырей. Воды обыкновенной В стаканчик набери — Пускать из мыльной пены Мы будем пузыри. Мыльный пузырь - это...
Театральная постановка «Царевна лягушка»
В год литературы мы спектакль ставим, на его премьеру вас мы приглашаем Сказка всем знакома: детворе и взрослым, Поддержать артистов зрителей попросим. По...
Сценарий развлечения ко Дню матери
Приветствую всех, кто заглянул ко мне на страницу. Сегодня я предлагаю вашему вниманию сценарий развлечения посвященного Дню матери. Сценарий предназначен...
Осенний утренник в средней группе «Сказки Осени»
Осенний утренник в средней группе «Сказки осени» Вход под музыку на полукруг. Стихи: 1. В платье ярко-золотом Бродит Осень, шелестя. Листья по ветру...