Лучший педагог года

Технология «посткроссинг» как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Валентина Беззубова
Технология «посткроссинг» как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, нравственное воспитание дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру, способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам, адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой нравственного и патриотического воспитания дошкольников, используя различные технологии. Так и возникла идея, использования инновационной технологии – посткроссинг. Посткроссинг – это обмен открытками и письмами. Конечно, это явление далеко не новое. Автором проекта является португалец Паоло Магляшем. В 2005 году, в век информационных писем, истосковавшийся по бумажной или «живой» переписке, он решил создать инновационный проект, суть которого состояла в обмене открытками из разных стран мира. Идея Паоло не осталась незамеченной, и постепенно проект стал популярным в России и других странах, выйдя на международный уровень.

Публикация «Технология „посткроссинг“ как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Актуальность проекта (содержание проблемы и новизна проекта)

В век информационных технологий традиция писать личные письма и открытки уходит. Актуальность темы обусловлена тем, что люди перестают общаться друг с другом. Посткроссинг это обмен открытками между людьми во всем мире. Посткроссинг в детском саду – это возможность знакомства с детьми из разных уголков нашей страны, расширение представлений о родной стране. Подписывая открытки, дети вкладывают свою душу, чувства и пожелания. А получение долгожданного письма это всегда ожидание чуда и большая радость. Открытка будет храниться у адресата годами, и приятные воспоминания будут согревать сердце. Поэтому традиция писать другу письма и открытки не должна быть забыта.

Наверное, поэтому сейчас и набирает большую популярность поскроссинг.

Посткроссинг помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Посткроссинг содействует становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности.

Посткроссинг позволяет объединить общим интересным делом всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов, социум).

Дошкольники, недостаточно ориентируются в понятиях – Родина, Россия, страна, город. В традиционной образовательной деятельности не достаточно формируются данные понятия, т. к. они «невещественны». То, что ребенок не увидел сам, не потрогал, не пережил, то, что не пробудило в нем эмоции, не становится долговременным приобретением ребенка.

Родители мало ездят с детьми по стране, тем более сельские семьи, а значит, дети не видят всей ее широты, мощи, красоты и уникальности.

Россия – большая многонациональная страна с богатыми природными ресурсами. Изучая страну, детей можно легко и увлекательно познакомить с основами географии: познакомить с понятиями «география», «карта»; с обозначениями на карте стран, городов, рек, озер, морей, гор; с их названиями, с особенностями ландшафта, климата и условий жизни в разных уголках нашей планеты Земля; с культурными традициями народов России и других стран. А наиболее точно и полно рассказать о своем городе смогут те, кто живет в нем.

В нашем случае посткроссинг - это не просто обмен открытками, а переписка более широкого уровня, с обменом информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты. Обмен письмами, открытками, магнитами, подарками в виде детских рисунков, аппликаций, раскрасок.

Поэтому исходя из выше перечисленных факторов возникла необходимость создания и реализации проекта «Технология посткроссинг, как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Новизна проекта заключается в том, что:

- посткроссинг несет в себе мощный обучающий, развивающий и познавательный потенциал и является средством развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников;

- не требует больших материальных затрат и специального обучения педагогов;

- посткроссинг как инновационная деятельность универсален, и его можно внедрить в образовательном учреждении любого типа и вида;

- является востребованным как среди воспитанников, так и среди педагогов и родителей.

- посткроссинг – это постоянный поиск неординарных форм взаимодействия с социальными партнерами для того, чтобы дать возможность каждому ребенку, родителю, педагогу реализовать свои творческие способности.

Тип проекта: творческий, практико – ориентированный, познавательно – исследовательский.

Вид проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагог.

2. Цели и задачи проекта

Цель проекта: формирование нравственно – патриотических качеств у старших дошкольников посредством технологии «посткроссинг».

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Познакомить детей с эпистолярным жанром;

2. Дать детям представление о разнообразных городах России, используя переписку;

3. Формировать представления о достопримечательностях как своего родного села, так и других городов нашей необъятной страны;

3. Формировать представления о работе почты и профессии почтальона;

Развивающие:

4. Развивать творческие способности в процессе обмена открытками, памятными сувенирами, фотографиями, сделанными своими руками;

5. Развивать социально – коммуникативные навыки;

6. Развивать познавательную активность и кругозор;

Воспитательные:

7. Воспитание чувства гордости за свою страну, ее культуру, достижения;

8. Воспитание толерантности к другим народам, отзывчивости, желания общаться.

3. Методы и приемы, использованные при реализации проекта

При реализации проекта были использованы следующие методы и приемы:

- Наглядные (рассматривание демонстрационного материала, альбомы, картины, дидактические, настольные - печатные игры, просмотр презентаций, видеороликов, рассматривание книг, иллюстраций, буклеты и памятки для родителей);

- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, консультации, памятки, рекомендации и родительское собрание для родителей, наблюдения, объяснения, словесные инструкции, указания, использование фольклорных форм (стихи, потешки, прибаутки, поговорки, загадки, сказки, образовательная деятельность, рассказы воспитателя и родителей детям, словесные игры, составление рассказов по картинкам используя мнемосхемы, отгадывание загадок, ребусов, разучивание стихов, пословиц, поговорок);

- Практико – исследовательские (конструктивно – модельная деятельность (оригами, создание выставки книг по теме, изготовление атрибутов и декораций к играм, изобразительная деятельность).

- Игровой метод – мотивация (к детям приходит почтальон Печкин, получение письма, открытки, посылки).

4. Ожидаемый результат

Благодаря проекту:

- дети приобретут, опыт общения с людьми из разных городов и сел;

- совершат путешествие по стране, не выходя из дома;

- получат представления о своем городе, что способствует воспитанию патриотизма и любви к малой Родине;

- получат представления о других городах и селах, их особенностях, традициях и достопримечательностях;

- познакомятся с эпистолярным жанром общения – письмами;

- научатся умению создавать коллекции, например, марок и открыток;

- увеличится количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии детей;

- накопится банк материалов по теме;

- обогатиться развивающая предметно – пространственная среда.

5. Система проектных мероприятий

Первый этап – подготовительный (организационный)

- Выбор темы, постановка цели, задач, вхождение в проблемную ситуацию;

- Регистрация на официальном сайте посткроссинг;

- Разработка проекта, составление плана работы;

- Первичная диагностика компетенций детей по задачам проекта;

- Подготовка материально-технической базы проекта;

-Составление банка адресов, куда будут отправлены письма;

- Изучение необходимой литературы, подбор и систематизация методических материалов к проекту (презентации, конспекты образовательной деятельности, сценарии развлечений, беседы, наблюдения, видеоролики по теме, подбор физкультминуток, пальчиковой гимнастики);

- Подбор методов, приемов, форм и средств;

-Налаживание взаимоотношений педагога с родителями (разработка рекомендательного, информационного материала для родителей);

-Пополнение развивающей предметно - пространственной среды (дидактические, настольно – печатные игры, демонстрационный материал, атрибуты для сюжетно – ролевых и подвижных игр, центр патриотического воспитания, мини- музей посткроссинга, лэпбук, альбомы, мини – проекты по теме)

- Выбор объекта для экскурсии;

- Подборка необходимого материала для творчества.

-Подготовка оборудования (музыкальный центр, интерактивная доска, компьютер)

- Консультации и рекомендации для воспитателей по теме;

- Подбор физкультминуток, пальчиковой гимнастики;

- Вводное мероприятие «Адресованная другу ходит весточка по кругу…»;

- Родительское собрание: «Мы – участники проекта поскроссинг!»

- Буклет «Посткроссинг в детском саду»;

Второй этап – этап реализации плана проекта (деятельностный)

1. Совместная деятельность воспитателя и детей.

Познавательное развитие:

- Образовательная деятельность: «Дружат дети на планете»;

- Беседы: «Почтовая марка», «Почтовый конверт», «Кто работает на почте», «О друзьях и дружбе»; «Города России»;

- Развлечение: «Почтальон Печкин в гостях у детей»;

- Просмотр презентаций: «Страны и люди планеты Земля», «История почты»;

-Просмотр видеоролика: «Почтальоны разных стран мира»;

- Река времени: «История почтовой связи»;

-Просмотр мультфильмов: «Снеговик – почтовик», «Трое из Простоквашино»;

- Акция: «Отправим письмо бабушке», «Письмо для Деда Мороза», «Письмо Нижегородскому солдату»;

-Элементарная трудовая деятельность (помощь воспитателю в организации сюжетно – ролевой игры «Почта» (изготовление и раскладывание атрибутов);

- Выставка художественной литературы по теме;

- Экскурсия на почту, в библиотеку;

- Рассматривание карты, глобуса;

- Выставка: «Мир открыток – это наша история»;

- Мини – музей: «Наш посткроссинг»;

- Викторина: «Города нашей Родины».

Развитие речи:

- Восприятие художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть», С. Я. Маршак «Почта», Б. Житков «Почта»

- Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Почта» (участие в конкурсе)

- Знакомство с новыми словами по теме (марка, конверт, посылка, бандероль, телеграмма);

- Отгадывание загадок по теме;

- Рассматривание книг, иллюстраций, плакатов;

- Отгадывание ребусов по теме;

- Слушание аудио-сказки «Зайка-почтальон»

Социально – коммуникативное развитие:

- Дидактические и настольно – печатные игры («Кому что нужно для работы», «Профессии», «Скажи наоборот», «Угадай силуэт», «Собери пазлы», «Кем быть», «Наша Родина», «Что лишнее», «Каникулы в Простоквашино», «Что нужно почтальону», «Подбери марку», «Посчитай письма у почтальона в сумке»;

- Сюжетно – ролевые игры («Почта», «Семья»);

- Игры на интерактивной доске «Путешествие письма»;

- Лэпбук: «Все профессии важны, все профессии нужны»;

- Логико – Малыш («Помоги филателисту дополнить серии марок», «Какие народы живут в этих домах и где)

Физическое развитие:

- Подвижная игра – эстафета: «Кто быстрее доставит письмо»;

- Пальчиковая гимнастика: «Что принес нам почтальон»;

- Физкультминутка: «О письме мы много знаем, и его мы изучаем», по стихотворению А. Шибаева "Почтовый ящик";

- Артикуляционная гимнастика

Упражнение на развитие дыхания «Почтальон поднимается по лестнице».

Вдох. На выдохе резко произносят: «Ух!». Повторить 4-5 раз.

- Мимика: Почтальон приносит письма и радость людям.

- Артикуляционные упражнения.

«Почтальон разносит письма» (рот приоткрыт, губы в улыбке, присасываем язык к небу и отрываем выполнять под счет до 6 раз);

- Комплекс утренней гимнастики «Профессии».

Художественно – эстетическое развитие:

- «Учимся писать индекс»;

- Рисование («Это он, это он ленинградский почтальон», «Почтовая машина»);

- Лепка («Почтовый ящик»);

- Аппликация: «Открытка для друга»;

- Конструирование из бумаги (оригами): «Почтовый голубь», «Почтовая машина», «Конверт»;

- Изготовление посылок, бандеролей;

- Раскраски по теме.

2. Совместная деятельность родителей и детей

- Беседы с детьми о своей семье, родственниках, знакомых и о том, что можно им писать письма;

- Чтение художественной литературы по теме;

- Совместное творчество родителей и детей (изготовление посылок, атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Почта», написание писем, изготовление открыток);

- Экскурсия выходного дня (посещение почты, отправка писем, открыток);

- Лэпбук: «Все профессии нужны, все профессии важны»;

- Просмотр мультфильмов и видеороликов по теме.

3. Совместная деятельность воспитателя и родителей.

- Памятка для родителей «Что такое посткроссинг?», «Посткроссинг как технология патриотического воспитания старших дошкольников»;

- Буклет: «Посткроссинг в ДОУ»

- Изготовление открыток, написание писем и отправка их родственникам;

- Подбор книг, иллюстраций, открыток, писем, фото для выставки по теме;

- Домашнее чтение по теме;

- Участие в обогащении развивающей предметно-пространственной среды, создании условий для реализации проекта (изготовление дидактических игр, лэпбуков, атрибутов к сюжетно – ролевой игры «Почта»)

4. Взаимодействия с учреждениями социума

- Экскурсия на почту (наблюдение за работой специалиста, почтальона, отправка писем);

- МБУК Филинская сельская библиотека (выставка книг «Почтальон и почта», Эстафета «Кто быстрее доставит письмо», беседа: «История почтовой открытки»)

Заключительный этап

Создание альбома «Путешествие по России»

6. Ресурсное обеспечение проекта

В ходе реализации проекта было использовано следующее ресурсное обеспечение: ноутбук, принтер, политическая карта мира, глобус, костюм для почтальона, сумка, почтовый ящик, ширма, контейнеры, альбомы для хранения полученных открыток, марки, открытки, наклейки, конверты, трафареты и ценники, фотобумага, цветная бумага, цветные ручки, карандаши, фломастеры, краски, кисточки, клей, ножницы, картон.

7. Оценка эффективности реализации проекта

- повысилась познавательная активность;

- дети начали ориентироваться по карте, уметь находить города откуда приходили письма;

- расширились представления детей о родной стране, о родном селе, районе, области;

- дети стали рассказывать о городах и их достопримечательностях;

- познакомились с процессом коллекционирования открыток, марок;

- создали альбом «Путешествие по России»;

- возросла активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий;

- обогатился словарный запас детей;

- сформировался уровень развития монологической и диалогической речи;

- у детей сформировалось эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира;

- сформировался уровень развития внимания, мышления, памяти;

- повысился уровень развития умения пользоваться различными материалами и средствами изобразительной деятельности.

Заключение

Проект «Технология посткроссинг, как один из способов нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» является востребованным среди воспитанников, педагогов и родителей. Актуальность проекта очевидна - это неформальное общение между педагогами и детьми разных городов России с помощью несправедливо забытого эпистолярного жанра имеет большое познавательное и воспитательное нравственно-патриотическое значение. В перспективе надеюсь, проект будет успешно реализовываться в нашем детском саду и в дальнейшем, а к участникам присоединятся новые города, страны и появятся новые друзья, обобщение опыта реализации проекта будет организованно на уровне детского сада, района, области, проект будет представлен в социальных сетях, на персональном сайте педагога.

Список использованных источников

1. ФГОС ДО

2. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – 2изд., испр. и доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2021.-72с.

3. Книга для чтения в детском саду и дома: К53 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В. В. Гербова и др. - М. : Издательство Оникс, 2009. - 352с.

4. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастическх комплексов и подвижных игр. - М. : ВАКО, 2005. -176с.

5. Группа в социальной сети Вконтакте -

6. Почтальоны разных стран мира на открытках - http://retro.cc/otkrytki/63-pochtalony-raznykh-stran-mira-na-otkrytkakh.html

7. Курилова А. Н, Курамшина Ю. В Посткроссинги букккросинг как особая форма коммуникации// Научно методический электронный журнал «Концепт»-2016.-Т. 11- С. 3070.-URL concept.ru 2016.

8. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4 – 7 лет. : - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.

9. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально – коммуникативное развитие дошкольников: Старшая группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017.- 80с.

10. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 112с.

Публикации по теме:

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология «посткроссинг» как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 14:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД