МААМ-картинки

Успешная адаптация как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста

лариса силакова
Успешная адаптация как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста

Садовник, собираясь пересадить дерево,

готовит участок, бережно окапывает его,

стараясь не повредить корневую систему,

пересаживает вместе с землёй.

Несмотря на все его усилия,

дерево на новом месте болеет,

пока не приживётся.

2 слайд

Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

Публикация «Успешная адаптация как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста» размещена в разделах

Что же такое здоровье? В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие.

Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта.

В последнее время проблемам обеспечения физического и психического здоровья детей уделяется особенное внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как следствие стресса, все увереннее "перекочевывают" в детский возраст, что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является дефицит положительных эмоций у ребенка и отрицательная психологическая обстановка.

В дошкольных учреждениях с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Ведь главная наша цель - вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе.

3 слайд

Адаптационные возможности ребенка, особенно раннего возраста, ограничены, поэтому резкий, неподготовленный переход его в новую социальную ситуацию зачастую приводит к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Основная задача дошкольного учреждения - это охрана и укрепление здоровья ребенка. А здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Только тогда возможно полноценное развитие личности. Поэтому данную проблему считаю актуальной и одной из важнейших в дошкольной образовательной практике.

Адаптационный период - это серьезное испытание для малыша, которое надолго нарушает его эмоциональное состояние. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, частые заболевания. Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства. Невыраженные негативные эмоции накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, никаких внешних причин для этого нет. Нельзя равнодушно относиться к эмоциональным реакциям детей, считая, что плач и капризы - результат избалованности в семье. В этот период большое значение имеет наша работа, целью которой является помочь ребенку преодолеть стресс и как можно быстрее и безболезненно адаптироваться к дошкольному учреждению.

4 слайд

Психика ребенка в раннем возрасте устроена так, что его невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо задания. Поэтому основным и важнейшим видом деятельности является игра. В период адаптации основной задачей игр является наладить доверительные отношения с каждым ребенком. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Для таких маленьких детей важна возможность приятного физического контакта с взрослым, ощущение защиты, тепла и ласки.

Адаптационные игры способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков. Речевое сопровождение игр способствует быстрому переключению детей с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети преодолевают внутренний барьер и идут на контакт с взрослыми и сверстниками.

5 слайд

Элементы русского народного творчества, такие как потешки, так же благоприятно действуют на эмоциональное состояние ребенка.

Отвлечь ребенка, поднять настроение, вызвать положительные эмоции помогают пальчиковые игры.

6 слайд

Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения также велика. Приобщая ребенка к музыке с раннего детства, развиваются не только музыкальные способности, но и эмоциональная восприимчивость, стремление к прекрасному.

Большое внимание необходимо уделять двигательной активности детей, так как движение - это главное условие нормального роста и развития ребенка. Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем возрасте, когда формируются основные системы и функции организма. Движения приносят детям радость, тем самым оказывают положительное влияние на их эмоциональное состояние.

7 слайд

Эффективно использовать метод «песочной терапии». Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Мы так же используем игры с манкой-рисуем, ищем игрушки.

8 слайд

Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками и сжимание кистей рук. Такие действия как разбирать и собирать пирамидку, играть резиновыми игрушками – пищалками, игры с массажными мячиками отвлекают детей от негативных эмоций и оказывают психотерапевтическое воздействие.

9 слайд

Для регулирования эмоционального состояния детей нами было изготовлено пособие «Сухой дождь».

«Сухой дождь» - это пособие состоящие из разноцветных атласных лент, закрепленных на обруче.

Атласные ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для замкнутых детей. Он многофункционален и влияет на множество органов чувств.

Мы используем различные дидактические игры.

«Убежище».

Если ребёнку во время группового занятия захочется уединиться, побыть «одному», он говорит: «Я в убежище» или молча,прячется за лентами сухого дождя.

«Дождь превращений».

Помогает неуверенным в себе, тревожным детям войти в нужный образ. Например: «Встань под дождь, закрой глаза. Сейчас на тебя упадёт невидимая волшебная пыль, и ты превратишься в …

Да и просто под этим «дождем» дети любят ходить, ленты приятно гладят кожу малыша, которому сейчас так не хватает маминой ласки.

10 слайд

Адаптационный период - тяжелое время не только для малыша, но и для его родителей. Поэтому очень важна наша совместная работа, тесный контакт с родителями. Согласованность действий родителей и педагогов, наше тесное сотрудничество - необходимое условие успешной адаптации ребенка.

Использование данных методов и приемов благоприятно действует на эмоциональное состояние детей, помогает снятию психоэмоционального напряжения и формированию положительных эмоций. А раннее формирование положительных эмоций - это залог полноценного развития личности, а в нашем случае и успешной адаптации.

Публикации по теме:

НОД по физической культуре «Укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей» в средней группе НОД по физической культуре в средней группе Подготовила: Шишкина В. С. Цель: Укрепление и сохранение физического и психического здоровья.

Мастер-класс «Музыкотерапия как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья ребёнка» МДОУ «Детский сад № 42 Мастер-класс (уровень муниципальный) «Музыкотерапия как средство сохранения и укрепления психического и физического.

Консультация «Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами, как условие физического развития и укрепления здоровья детей» Краткая аннотация. В статье представлен опыт работы ДОУ по взаимодействию с социальными партнерами с целью укрепления и сохранения здоровья.

Диагностика и контроль физического и нервно-психического развития детей раннего возраста В Дошкольном учреждении с целью определения уровня развития физического и психического развития детей раннего возраста осуществляется систематический.

Консультация «Успешная адаптация в ДОУ» Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных.

Сенсорная комната как средство укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют.

Проект по ЗОЖ «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников» ПРОЕКТ “Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников через оптимизацию двигательного режима и прогулок” в.

Родительское собрание «Успешная адаптация детей к детскому саду» в первой младшей группе Цель: знакомство с родителями воспитанников, распространение педагогического опыта среди родителей. Задачи: создать условия для знакомства.

Современные здоровьесберегающие технологии как метод стимулирования и сохранения здоровья детей дошкольного возраста От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению.

Особенности физического воспитания детей раннего возрастаОсобенности физического воспитания детей раннего возраста Выступление на РМО инструкторов по физической культуре ДОУ «Особенности физического воспитания детей раннего возраста» Чтобы правильно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Успешная адаптация как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 18:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД