Получи документы

Консультация музыкального руководителя «В песне душа народа»

Лариса Айбатулова
Консультация музыкального руководителя «В песне душа народа»

Исследование русского национального характера всегда будет неполным, усеченным вне обращения к русской народной песне. Лаконичная формула: «Песня - душа народа», прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Песня раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский человек пел и поет почти всегда - в походе, в краткие минуты отдыха, в горе и радости, в будни и праздники, в юности, зрелом возрасте и старости. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено многими русскими мыслителями. «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, - говорил И. А. Ильин, - скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын» [1].

Публикация «Консультация музыкального руководителя „В песне душа народа“» размещена в разделах

Народная песня - самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа : его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, катарсис, как говорили древнегреческие мудрецы. К сожалению, сегодня в условиях универсальной глобализации мы наблюдаем негативные тенденции в развитии русской культуры, в том числе и забвение русской народной песни, вытеснение её попсой. Для современных масс-медиа русская песня оказалась «вне формата». Формату СМИ и ТВ, оказывается, соответствуют выпускники инкубатора «фабрики звезд», многочисленные рок-ансамбли и завзятые затейники-смехачи.

Как показывает мой личный опыт преподавательской деятельности, студенты двух последних десятилетий фактически не знают русских народных песен. Представим себе на минуту следующую ситуацию: в молодежном студенческом лагере, где собрались студенты разных стран, проводится концерт, в котором исполняются народные песни. Каждый из участников этого импровизированного концерта с жаром и неподдельным пафосом исполняет песни своей родины. И только русскому студенту, у которого стерты из памяти народные песни, остается развести руками или пролепетать нечто на плохом английском, что сегодня делают многие.

Всё это - великая беда, которая явилась результатом стирания глубинных основ русского национального самосознания на современном этапе. Как говорит художественный руководитель Академической капеллы им. М. И. Глинки, народный артист СССР В. Чернушенко, песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. В ансамбле хорового пения, чем всегда славилась Россия, в гармонии соединяются души и сердца, а если перестанет народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация. В хоровом пении в максимальной степени выражена соборность, как важнейшая черта русского национального характера. Сегодня перед нами стоит смысложизненная дилемма: будем ли мы наследниками великой русской культуры, в том числе и песенного творчества, или же станем иванами, не помнящими родства.

Народную песню очень трудно, почти невозможно, сделать объектом рефлексии. Пение, сам акт исполнения песни скорее связан с эмоциональным переживанием, нежели с рациональным осмыслением. Поэтому в исследовании этой темы нам придется обратиться к русской художественной литературе и к русской философии, где мы находим драгоценные россыпи, свидетельствующие о русской песне, её значении для понимания своеобразия и самобытности русского национального характера. Другой путь анализа - обращение к творчеству выдающихся знатоков русской народной песни от Федора Ивановича Шаляпина до современных исполнителей.

Русская народная песня - основной вид музыкального творчества русского народа - с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором («Одному не спеть, артелью - легче»). Тесно связанная с жизнью и бытом, передаваемая устно от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исполнения во всех слоях народа. Народная песня богата различными жанрами: песни трудовые, обрядовые, календарные, свадебные, хоровые, игровые, плясовые, исторические песни и духовные стихи, романсы, лирические протяжные песни, частушки и т. д. Старинной крестьянской песне свойственны многоголосный склад в виде подголосочной полифонии, ладовость, ритмическая свобода, пение без музыкального сопровождения. Свою специфику имеют городские песни, разнообразные по содержанию и стилю, создававшиеся различными социальными группами (рабочие, солдатские, студенческие, мещанские). Эти песни отличаются гармоническим складом, чередованием и сочетанием мажорных и минорных интонаций.

С конца XVIII века русская народная песня записывается и издается; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Хоровая народная песня долгое время была любимым видом бытового музицирования. Песня всегда была органичным сочетанием слова (текста) и музыки. Новую жизнь русская народна песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению (самодеятельные хоры, профессиональные коллективы, радиопередачи, граммпластинки и магнитофоны, изучению песенного наследия и возникновению новых песен, которые стали считаться народными («Катюша» и др.).

Публикации по теме:

Консультация музыкального руководителя «Как праздник сделать праздником?»Консультация музыкального руководителя «Как праздник сделать праздником?» Подготовка к детскому празднику занимает много времени и сил. поэтому хочется. чтобы наши труды были не напрасны. К сожалению. некоторые.

Конспект занятия «Песня — душа народа» Цель. Рассказать детям о значении песни в жизни народа. Формировать представление о жанре" песня".Развивать эмоциональную отзывчивость на.

Консультация для педагогов ДОУ «Ребенок в роли музыкального руководителя»Консультация для педагогов ДОУ «Ребенок в роли музыкального руководителя» Подходит к завершению учебный год и я однажды решила проверить на своих занятиях вокала в ДОУ насколько дети усвоили годовой материал нашего.

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация для сотрудников ДОУ «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя» Сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и важно! От взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя.

Консультация музыкального руководителя «Биоэнергопластика»Консультация музыкального руководителя «Биоэнергопластика» Биоэнергопластика включает в себя три понятия: Био человек энерго энергия, сила пластика плавные движения рук. тела с направленностью.

Консультация музыкального руководителя «Как начать музыкальное занятие?»Консультация музыкального руководителя «Как начать музыкальное занятие?» Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего.

Консультация музыкального руководителя «Учим малышей подпевать»Консультация музыкального руководителя «Учим малышей подпевать» Как научить малыша подпевать? Разучиваем с малышами песни «с голоса». Чередуем пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Консультация музыкального руководителя «Взаимодействие с семьей» Большое значение в музыкальном воспитании приобретает совместная работа с родителями. Актуальность этой работы определяется тем, что детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация музыкального руководителя «В песне душа народа»
Опубликовано: 24 мая 2021 в 09:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД