Получи документы

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Вода — самое удивительное вещество»

Сайгашкина Жанна Валериевна
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Вода — самое удивительное вещество»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

«Вода - самое удивительное вещество на земле».

Цель: закрепить знания детей о воде.

Задачи:

Образовательные задачи: закрепить знания детей о свойствах воды, об использовании воды, познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, и состоянием воды в окружающей среде, прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу. Обогатить глагольный и антонимический словарь детей.

Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Вода — самое удивительное вещество“» размещена в разделах

Коррекционные задачи: развивать слуховое и зрительное внимание, память, координацию, умение планировать свою деятельность. Развивать обоняние, вкусовой анализатор.

Воспитательные задачи: воспитывать внимательное отношение к природе; воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах.

Оборудование:

глобус, ведерко со льдом, тазик с водой, блюдечки для каждого ребенка; спиртовка и колбочка для воды; кукла Карлсон, конверт с картинками и письмом; сахар; соль, лимон, игрушки, прозрачные сосуды и вазы разной формы, цветные карандаши.

Ход занятия:

В. - ребята, посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода).Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды.

- Ребята, сколько жидкости мы выпиваем в день?

Давайте посчитаем (чай, кофе на завтрак, компот на обед, молоко, кефир на полдник, чай на ужин; дома еще раз пьем чай и т. д.)

- А еще борщи, супы, овощи.

Д/и «Кто больше назовет съедобной жидкости». (ситро, минеральная вода, кисель, сок, бульон, какао, молочный суп, морс, кока-кола и т. д.)

-В каждом фрукте и овоще есть вода. Давайте посмотрим, сколько сока в моркови и яблоке.

Опыт: (воспитатель с детьми трут морковь и яблоко на терке, отживают сок)

Вода обладает чудесным свойством, она может растворить различные вещества. Съел ты бутерброд; разжевал, поглотил, вода растворит этот бутерброд на мелкие частички, и кровь разнесет питательные вещества по всему организму, каждой клеточке. Вода — это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться.

Загадки о воде

В огне не горит

и в воде не тонет

(лед)

Сперва летит, потом бежит,

потом на улице лежит…

Тогда без бот или колош

Его сухим не перейти.

(дождь)

Растет она вниз головою,

Растет не летом а зимою,

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

(сосулька)

Что за звездочки сквозные

На пальто и не платке?

Все сквозные- вырезные,

А возьмешь - вода в руке.

(снежинки)

Утром падаю всегда-

Не дождинка, не звезда -

и сверкаю в лопухах

На опушках и лугах

(роса)

В белом бархате деревня -

И заборы и деревья.

А как ветер нападает,

Этот бархат опадает

(иней)

Рассыпался горох

На семьдесят дорог:

Ни кто его не подберет.

(град)

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил.

(радуга)

По небесам оравою

Брудет мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

(тучи)

- Что объединяет все слова- отгадали? (Вода)

- Кто знает, что на глобусе обозначено белым цветом?

(это льды и снега)

- Это также вода. А еще вода умеет превращаться в дождь, пар, туман, облака.

- На картинках с изображением пейзажей в различные времена года найдете воду. Кто узнает ее? (Дети находят воду в видоизмененном состоянии)

Опыт.

Воспитатель предлагает детям определить, одинаковая ли вода в трех стаканах по цвету, по прозрачности, по вкусу, по температуре.

- Как мы определим цвет, прозрачность? (глазами)

-Температуру? (Рукой)

- Вкус? (языком)

Дети определяют глазами, рукой, языком цвет, прозрачность, температуру, вкус.

- Вода прозрачная, бесцветная, холодная, а на вкус — соленая, сладкая, кислая.

- Ребята, посмотрите, сами, сахара, лимонного сока не видно, а вкус остался.

- Что за волшебница- вода? Оказывается, вода обладает способностью растворять соль, сахар, лимонный сок.

- Ребята, а вы знаете, что морская вода тоже соленая. Как в нее соль попала? Реки на с своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли.

Реки приносят эту соль в море, где она остается на все время, потому что море ни куда не течет. А в реках вода остается свежей и несоленой, так как реки постоянно наполняются новой водой из родников, из дождей, а течение уносит соль в море.

Опыт:

- Хотите стать маленькими волшебниками или маленькими солнышками? Посмотрите, у меня в ведре что-то есть. Что это?

-Это лед.

Возьмите по кусочку льда. Сожмите его вашими горячими ручками. Руки держите над тарелочками. Что происходит со льдом? (лед тает. Получается вода).

- Сейчас мы с вами соберем всю воду, которая получалась после таяния льда.

Собираем воду в емкость.

- Сейчас мы воду нагреем на спиртовке. Посмотрите, что получится.

Нагреваем воду до кипения. Над колбой держим блюдечко.

- Посмотрим, что получается, когда вода закипит? (пар)

- Пар — это газ.

- Посмотрите, я держу над паром холодное блюдечко, и пар превращается в воду. Как вы думаете, что будет с водой, если мы ее сейчас поставим на мороз?

(Вода замерзнет, и снова превратится в лед).

- Вот видите, был лед, вы его нагрели, и лед превратился в воду. Воду нагрели на огне, и вода превратилась в пар. Пар остудили и он стал опять водой. А заморозив воду, мы снова получили лед. Мы познакомились с переходом одного вещества из одного агрегатного состояния в другое.

- Скажите, когда вода становится льдом?

(Когда ей становится холодно)

- А когда лед становится водой?

(лед становится водой, когда ему жарко)

- значит, вы сегодня были меленькими волшебниками или можно сказать, что вы сегодня были меленькими солнышками.

Опыт: Убедитесь, что вода бесцветна. Приготовьте два одинаковых стакана. В один налейте воды, а в другой молока. Цветными карандашами или фломастерами нарисуйте на листке бумаги какую-нибудь картинку.

Начинайте опыт. Поставьте на картинку стакан с водой. Рассмотрите сверху свои картинки. А теперь поставьте на то же место стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Сделайте вывод: Через воду рисунок виден, а через молоко — нет.

Вода — прозрачная жидкость.

Опыт: Возьмите коробку цветных карандашей, приоткройте ее и рассмотрите через стакан с водой. Назовите цвет карандашей. Что вы заметили?

Сделайте вывод: Вода цвет карандашей не изменила. Сделайте рисунок этого опыта.

Опыт. Возьмите плоское стеклышко и накройте им свою картинку. Что можно сказать о стекле?

Сделайте вывод: Стекло, как и вода прозрачно.

- Поверни стекло ребром! А теперь через него можно рассмотреть рисунок?

В этом случае стекло непрозрачно. Так и вода. Небольшое количество прозрачно.

Воспитатель сообщает детям, что на занятие к ним пришел Карлсон с письмом и посылкой. Карлсон здоровается с детьми, читает письмо и спрашивает, какие свойства воды они знают. Достает мяч и предлагает отвечать на вопросы того ребенка, которому он бросит в руки мяч.

- Для чего нужна вода?

(Без воды не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. Вода является добрым другом и помощником не только растений, животных, но и человека. Она удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли.)

- что умеет делать вода?

(Вода побеждает засуху и оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие.)

- Какая бывает вода?

(Вода бывает разная : соленая морская, пресная речная)

Родниковая вода - самая полезная, самая чистая, она бьет из глубин земли.

Далее Карлсон открывает посылку, в которой находятся разнообразные предметы: резиновые, пластмассовые, металлические, деревянные предметы. Дети называют эти предметы, рассказывают, какого они цвета, формы, для чего нужны из какого материала изготовлены, и отвечают на вопрос Карлсона:

«Как вы думайте, этот предмет утонет в воде или нет?»

Детям предлагается надеть передники и подойти к тазу, в котором налита вода. Карлсон предлагает каждому ребенку опустить в таз любой предмет и проверить, утонет он или нет. Далее делается вывод о том, какие предметы тонут, а какие могут плавать на поверхности воды.

Карлсон показывает детям книгу А. Барто «Игрушки» и прост вспомнить, что случилось с Таней, почему она плакала. Просит кого нибудь из детей рассказать это стихотворение.

Карлсон: Почему Тане сказали, что не надо плакать? (ответы детей)

- Почему мяч не утонет в реке?

- А теперь я хочу узнать, имеет ли вода форму (нет, не имеет)

Дети рассматривают на столе сосуды и возы, уточняя их форму и цвет. Предлагается налить воду во все емкости по очереди. Дети зачерпывают воду из ведра ковшиком и наливают в стоящие на столе емкости. Подвести детей к понимаю того, что вода принимает форму сосуда, в котором она находится, если ваза круглая, то и вода кажется круглой.

Затем дети обводят по контуру сосуды и раскрашивают воду на рисунках. Затем дети находят реальный сосуд, сравнивают его с тем, который изображен на их рисунке, и определяют в них уровень воды.

- А откуда у нас в дома и в детском саду вода?

Реки рядом нет, пруд далеко за городом. Мы пользуемся речной водой. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительными соображениями. Сначала вода проходит через специальные решетки, которые задерживают рыб, водоросли. Дальше мелка сетка, еще дальше - фильтры, где вода становится совсем чистой. Чистую воды насосы качают в подземные трубопроводы. Инженеры-водопроводчики построили длинный путь к каждому дому, детскому саду, школе, магазину, заводу. Вода по трубам доходит до самых верхних этажей.

- Кажется, что воды на земле много. Вон сколько голубой и белой краски на глобусе! Сейчас в мире воды столько же, сколько было всегда. Но сегодня на планете живет людей намного больше и воды используется больше. Мы должны беречь воду и охранять ее от загрязнения. Это надо понять и запомнить каждому, чтобы ее хватило на всех. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную, уже использованную воду. Сколько людей должны потрудится, чтобы опять очистить эту воду. Выучим правила пользования водой:

1. Закрывать кран с водой.

2. не пускать воду сильной струей.

3. Набирать столько воды, сколько необходимо, не наполнять ванну доверху.

4. Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.

Вывод: Беречь воду- это значит, беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Литература:

1. Л. И. Грехова «В союзе с природой» «ЦГЛ» «Сервиснекола» Москва-Ставрополь 2003г.

2. Журнал «Дошкольная педагогика» №2, 2008г.

3. Л. В. Ковинько «Секреты природы-это так интересно!» Линка-Пресс, Москва, 2004г.

4. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие» ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004г.

5. Т. А. Фалькович «Развитие речи, подготовка и освоение письма». Москва «ВАКО», 2005г.

6. О. Е. Жиренко «Интегрированные уроки» 1 класс, Москва «ВАКО», 2005.

Публикации по теме:

Конспект НОД по валеологии для старшего дошкольного возраста «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Конспект НОД по валеологии для старшего дошкольного возраста. Задачи: - дать детям понятие о закаливании, о его значении для формирования,.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Вода в жизни людей»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Вода в жизни людей» Цель: закрепить знания детей о воде, о значении воды в жизни человек развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться,.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья!»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья!» Программное содержание: дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на Земле; расширить.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Вода в жизни растений»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Вода в жизни растений» Программное содержание: расширить знания детей о воде, ее роли в жизни растений; развивать познавательный интерес, умения наблюдать, анализировать,.

Конспект НОД «Какой бывает вода?» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Какой бывает вода?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель. Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Задачи. • Закреплять у детей умение использовать.

Конспект ООД по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста  «Волшебница вода» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Формирование целостной картины мира - Ознакомление.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Вода — необыкновенное вещество…» Чеснокова Лариса Рахимовна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 п. Первомайский Оренбургского района» Оренбургской области Первая квалификационная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Вода — самое удивительное вещество»
Опубликовано: 12 ноября 2023 в 19:00
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД