МААМ-картинки

«Волшебные балеты великого Чайковского». Конспект интегрированной итоговой НОД в рамках проекта совместно с воспитателем

Инна Макарова
«Волшебные балеты великого Чайковского». Конспект интегрированной итоговой НОД в рамках проекта совместно с воспитателем

Итоговое интегрированное занятие по проекту

«Волшебные балеты великого композитора П. И. Чайковского»Образовательная деятельность в детском саду (конспект интегрированного занятия.)

Подготовили: Макарова Инна Викторовна музыкальный руководитель,

Печикина Любовь Михайловна воспитатель,МКДОУ-9 (к/в) г. Ефремов

Публикация «„Волшебные балеты великого Чайковского“, Конспект интегрированной итоговой НОД в рамках проекта совместно с воспитателем» размещена в разделах

Программное содержание. Обобщить представления детей о театре оперы и балета, знания о том, кто служит в театре и какие предметы, атрибуты там необходимы. Расширять словарный запас детей (балерина, пуанты, пачка, фуэте, оркестровая яма, дирижерская палочка, увертюра). Развивать способности выражать свои музыкальные впечатления вербально и с помощью движений.

Предварительная работа. Знакомство детей с балетами «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» (просмотр видеофрагментов спектаклей, беседы о содержании, слушание музыкальных тем).

I. Организационная информация. 1. Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие (Музыкальное развитие, Художественная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО.

2. Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, двигательная.

II. Методическая информация. 1. Тема образовательной деятельности. Классическая музыка в детском саду. Балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

2. Методы и приемы реализации содержания занятия. Наглядные (Демонстрация иллюстраций, слайдов, видеофрагменты из балетов.)

Словесные (Рассказ, чтение стихотворений, беседа.)

Практические (упражнение, игра, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки)

3. Интеграция образовательных областей. Социально-коммуникативное развитие - дети знакомятся с творчеством П. И. Чайковского

Познавательное развитие: Ознакомление детей с творчеством П. И. Чайковского. Показ фотографий, иллюстраций.

Речевое развитие: Расширение активного словаря (Большой театр, Мариинский театр, пачка, пуанты, фуэте, симфонический оркестр, музыкальный инструмент челеста, оркестровая яма, увертюра).

Физическое развитие: Развитие двигательной активности в музыкально-ритмических движениях и играх.

4. Возрастная группа: Подготовительная

5. Цели: Продолжить знакомство с творчеством П. И. Чайковского на примере некоторых фрагментов из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

6. Задачи. 6.1. Воспитывать положительное отношение к творчеству великого русского композитора.

6.2. Развивать у детей эмоционально – образное и ассоциативное восприятие музыки.

6.3. Формировать творческое воображение и музыкальное мышление детей.

Развивать ритмический слух, внимание и координацию.

6.4. Формировать у детей в движении музыкальные и творческие способности.

6.5. Развивать творческую активность и фантазию.

6.6. Воспитывать интерес и потребность в художественном творчестве.

6.7. Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать умения м навыки практического общения, используя нетрадиционные средства.

7. Планируемые результаты7.1. Сформированы представления о балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

7.2. Способен отличать звучание музыкальных инструментов, различать на слух музыкальные фрагменты из балетов, менять движения в соответствии с характером музыки, принимает активное участие в игре.

7.3. Испытывает потребность в восприятии классической музыки.

7.4. Способен проявлять самостоятельность и творческое воображение в художественно-продуктивной деятельности.

8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Иллюстрации - слайды. Шумовые инструменты: хрустальные стаканчики, ключи на ленточках, стаканчики с водой и трубочки, полотна ткани, цветы, сабельки, дудочки); фортепиано, музыкальный центр, смарт-доска.

Цветной песок, ваза.

9. Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимные моменты чтение сказок «Спящая красавица» Шарля Перро, «Щелкунчик и Мышиный король» Гофмана, немецкие народные сказки о девушке лебеде. Беседы о крупнейших музыкальных театрах России, Государственный Академический Большой театр, Государственный академический Мариинский театр, просмотр слайдов. Изготовление поделок совместно с родителями, выполнение коллективной работы на занятии совместно с воспитателями, рисование иллюстраций к музыкальным темам из балетов «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» в свободной деятельности. Организация выставки.

Словарная работа – (Большой театр, Мариинский театр, пачка, пуанты, фуэте, симфонический оркестр, музыкальный инструмент челеста, оркестровая яма, фойе театра).

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I. Вводная часть

1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Вопрос детям – что же такое балет?

1.2 Мотивация деятельности детей.

1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога). Мы знакомимся с музыкой из балетов П. И. Чайковского.

II. Основная часть: Основная часть:2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний. Узнать по звучанию музыкальные фрагменты из балетов, вспомнить названия и определить характер.

Игра в нетрадиционных оркестрах, эксперименты со звуком (переливы воды, звук хрусталя).

2.2. Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Информация о ведущих академических театрах России, знакомство с финальным вальсом из балета «Щелкунчик».

2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.

Нарисовать музыку к любимому балету дома по желанию.

III. Заключительная часть3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей. Дети отвечают на вопросы

IV. Дальнейшая разработка темы

4.1. Продолжить знакомство с творчеством П. И. Чайковского в школе.

Список литературы:1. Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы

2. Журнал «Музыкальный руководитель» №10-2016, №11-2016, №12-2016

Дети входят в музыкальный залХод совместной деятельности.

Деятельность педагога. Деятельность детей.

Мотивационно-ориентировочный этап.

Воспитатель. Здравствуйте, друзья! Сегодня наш музыкальный зал превратился в театр. В фойе театра часто организуют выставки – вот и в нашем театре мы устроили выставку ваших работ. Они посвящены балетам П. И Чайковского. А что же такое балет?

Дети: «Балет» - это спектакль, в котором соединяются музыка и танец.

Воспитатель. Да, верно. В балете никто не разговаривает, не поёт. Там только танцуют под музыку. Но артисты так хорошо танцуют, что всё, о чём рассказывается в сказке, становится понятным.

Воспитатель. Были ли вы когда-нибудь на балете? (ответы детей). В Ефремове и в Туле нет академического театра. А вот в больших городах такие театры есть. Посмотрите на картинку. Как называется этот театр? Где он находится?

Слайд Большой театр в Москве.

Воспитатель. Назовите вот этот театр.

Слайд Мариинский театр в Санкт-Петербурге.

Воспитатель. Зрительская половина театра – праздничная, нарядная: обшитые бархатом кресла, на стенах резные украшения, позолота. С другой стороны – театральная сцена, это сердце театра.

Слайд.

Воспитатель. А между залом и сценой – яма. Для чего же она нужна?

Дети. В ней размещается оркестр

Воспитатель. Верно, в оркестровой яме находится оркестр, она вся заставлена стульями и подставками для нот. А кто руководит оркестром?

Дети. Дирижер.

Воспитатель. Как называется пышная юбка балерины?

Слайд пачка.

А специальная обувь?

Слайд пуанты.

Как называется вращение балерины на одной ноге?

Слайд – фуэте.

Верно, балерина может делать до тридцати вращений.

Воспитатель. Сколько всего балетов сочинил Чайковский? Назовите эти балеты.

Дети. Ответы - Балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Воспитатель. Вспомните сказки и авторов, по которым П. И. Чайковский сочинил балеты.

Дети. По сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», по сказке Шарля Перро «Спящая красавица», и немецкие народные сказки-легенды в основе сюжета балета «Лебединое озеро».

Воспитатель. В каких театрах состоялись премьеры балетов?

Дети. «Лебединое озеро» в Большом театре в Москве, «Спящая красавица» в Мариинском в Санкт-Петербурге. И «Щелкунчик» - тоже в Мариинском театре в Санкт-Петербурге

Музыкальный руководитель. Как называется первый балет, сочиненный композитором? - Дети «Лебединое озеро»

В основе сюжета этого балета немецкие народные сказки о девушке-лебеде. Злой колдун Ротбарт превратил прекрасную принцессу Одетту и ее подруг в белых лебедей. Принц Зигфрид полюбил королеву лебедей Одетту, и это разрушило злые чары колдуна.

Вы узнаете эту музыку?

Звучит фрагмент «Танец маленьких лебедей».

М. Р. Послушаем танец маленьких лебедей в сопровождении оркестра с водой.

Оркестр с водой «Озорные стаканчики»

М. р. Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней –

Не вспугнуть бы нам его!

Послушаем вальс из балета «Лебединое озеро» и посмотрим, как дети исполнят его с полотнами ткани.

Звучит Вальс из балета «Лебединое озеро».

Дети исполняют танцевальную композицию с тканью.

Звучит зловещая музыка, на экране появляется Фея Карабос. Карабос: Фею Карабос опять не позвали

Мои кулаки от злости застучали

Я вам страшную правду открою –

Путаницу во всех балетах устрою.

Щелкунчик по «Лебединому озеру» гуляет,

Принцесса Одетта под елкой с игрушками шагает.

Злой колдун Ротбарт мне помогает,

А Мышиный король Спящую красавицу кусает.

Пусть музыка Чайковского больше не звучит

И симфонический оркестр навеки замолчит. (И. Макарова)Звучит зловещая музыка, Фея Карабос исчезает.

М. р. Появление Феи Карабос сопровождала музыка из какого балета? Какая по характеру ее музыка? (злая, грубая, резкая, сердитая, страшная).Что же нам делать? Кто нам поможет?

Звучит тема Феи Сирени, она появляется на экране.

Фея Сирени: Здравствуйте, друзья! Фея Сирени – это я!

Постарайтесь зло победить и Фею Карабос остановить.

Чтоб музыка прекрасная снова зазвучала

Вспомните все о балетах с самого начала

Путаница прекратится и гармония воцарится! (И. Макарова)М. р. Спасибо, Фее Сирени, она всегда приходит на помощь. Ее музыка светлая, добрая и величественная.

Давайте нарисуем в воздухе линию мелодии Феи Карабос, какая это будет линия – плавная или скачками?

Дети: Мелодия Феи Карабос отрывистая, скачками, рваная, острая.

М. Р. Послушаем тему Феи Сирени и нарисуем в воздухе ее мелодию. Это плавная, непрерывная линия. Какой темп выбрал композитор для характеристики злого и доброго персонажа?

Дети: Очень быстрый и неторопливый.

М. Р. Какую динамику подобрал композитор для точной характеристики злой Феи и Феи Сирени.

Дети: Очень громкую для Феи Карабос и тихое звучание для Феи Сирени.

М. Р. Добро противодействует злу в сказках и в жизни. Попробуем вспомнить все самое важное и интересное про балеты П. И. Чайковского. Устроим викторину и покажем Фее Карабос свои знания, это поможет разрушить ее чары и путаницы в балетах не будет. Знания о балетах вы можете проявить в нашей викторине.

М. Р. Наш первый конкурс называется «Картинку угадай-ка». Сцены, из каких балетов изображены на этих картинках?

Слайды с изображением сцен из балетов. Во время показа слайдов из балета «Щелкунчик» звучит «Битва Щелкунчика с мышами» М. р. Что это за музыка, кто узнал? (ответы детей)

М. р. Вы, верно, определили музыкальный фрагмент. Давайте ненадолго превратимся в героев этой интересной сцены. Кто-то будет представителем игрушечного войска, а кто-то - мышиного царства.

Дети делятся на две группы, разбирают сабельки, мышиные маски и дудочки. М. р. Сражение начинается пушечного выстрела. Когда вы его услышите, я предлагаю топнуть. Солдатики, какие инструменты звучат у вас? (трубы) Когда услышите, как трубы зовут вас в бой, то поднимайте сабли выше. А какие звуки у мышиного войска? (флейты, свирели, как будто они передразнивают, подзадоривают друг друга, устраивают мышиную возню. Вы, мыши под звуки свистулек будете дразнить и кривляться. Перед битвой произнесем скороговорку:

«У Щелкунчика беда, мы не зря пришли сюда.

Прогнать мышей мы сможем и Щелкунчику поможем».

Повторяем все вместе и с ускорением.

Дети инсценируют тему сражения «Битва Щелкунчика с мышами»

М. Р. Второй конкурс называется «На вопросы отвечай-ка».

• Как называется музыкальная сказка, где вместо слов звучит музыка и исполняются танцы? (Балет)

• Как называется музыкальный инструмент с хрустальным нежным звуком, который П. И. Чайковский впервые использовал в симфоническом оркестре? (Челеста, в переводе с итальянского обозначает небесная, прозрачная)

• Чей танец в балете «Щелкунчик» сопровождает челеста? (Феи Драже)

Звучит музыка Феи Драже из балета «Щелкунчик»

М. р. Какая по характеру эта музыка?

Дети: Волшебная, нежная, таинственная.

Музыкальный руководитель: Она вся переливается, звенит как хрусталь. Исполним «Танец Феи Драже» с хрустальным оркестром.

Хрустальный оркестр сопровождает танец Феи Драже. На экране видео.

М. р. Следующий конкурс – музыкальный. Вам необходимо определить название музыкального отрывка, подняв вверх руку, назвать его.

Звучит фрагмент «Марша» из балета «Щелкунчик»

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Какой это марш по характеру?

Дети: Весёлый, шуточный.

М. р. Представьте себе, нарядная елка, много подарков, дети, весело и радостно марширующие под звуки «детского марша». В музыке можно услышать легкие, грациозные шаги девочек, и задорные шаги мальчиков. Музыка звучит волшебно, сказочно, как будто обещает что-то необыкновенное. Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш – отрывистый, лёгкий, весёлый. Мы слышим, как шагают игрушки- смело, бодро, легко. Представьте, что вы шагаете вокруг новогодней елки, ваши шаги легкие, отрывистые, слегка пританцовывающие.

Звучит «Марш»дети двигаются вокруг воображаемой елки.

М. Р. Музыкальный конкурс продолжается.

Звучит танец Феи Серебра из балета «Спящая красавица»

М. р. Какая по характеру эта музыка?

Дети.Нежная, грациозная, звенящая, изящная.

М. р. Верно. Девочки попробуют изобразить Фею серебра в танце.

Танец девочек с колокольчиками под музыку «Танец Феи Серебра»М. р. В любой сказке добро побеждает зло. Что за прелестные звуки я слышу? Дети – это вальс цветов из балета «Щелкунчик». Я предлагаю всем поредставить себя ненадолго артистами балета на сцене великолепного театра.

Звучит вальс цветов из балета «Щелкунчик» дети танцуют с цветами.

М. р. Давайте посмотрим финальную сцену из балета «Щелкунчик» на сцене Большого театра. В роли Щелкунчика-принца выступает артист балета Николай Цискаридзе. Звучит вальс, увлекающий и взволнованный.

Видео фрагмент «Финальный вальс» из балета «Щелкунчик»

Воспитатель. Друзья мои, а сейчас я предлагаю вам выразить свои чувства, которые вызвала у вас музыка П. И. Чайковского с помощью волшебного песка. Мы с вами будет наполнять эту удивительную вазу разноцветным песком, насыпать его будет По-очереди,выбирая цвет, который вам больше нравится.

Дети наполняют вазу цветным песком, звучит Увертюра из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Воспитатель. Посмотрите, у нас получился красивый сувенир, который будет храниться в наше группе и напоминать нам о прекрасной музыке П. И. Чайковского.

В одном мгновении видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка. (Уильям Блейк)

М. р. Дети, я надеюсь, что знакомство с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского продолжится в школе.

Пусть музыка всегда живет,

И радость всюду побеждает!

Пусть сердце русское поет!

Чайковского повсюду знают.

А ваши открытия в мире музыки не закончатся никогда.

Воспитатель. Закончилось наше путешествие в волшебный мир театра. Говорим все – «спасибо», «до свидания»

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении интегрированной НОД в рамках проекта «Волшебные балеты»Фотоотчет о проведении интегрированной НОД в рамках проекта «Волшебные балеты» Совсем недавно в подготовительной группе нашего учреждения прошла итоговая интегрированная непосредственно образовательная деятельность.

Конспект итоговой интегрированной НОД в ясельной группе «Познакомим Зайчика с водичкой»Конспект итоговой интегрированной НОД в ясельной группе «Познакомим Зайчика с водичкой» Конспект итоговой интегрированной непосредственной образовательной деятельности За третий квартал в 1 младшей группе №1. «Познакомим Зайчика.

Конспект итоговой интегрированной НОД детей в средней группеКонспект итоговой интегрированной НОД детей в средней группе Тема: «В гости в лес к леснику»Цель: Выявить уровень знаний детей. Задачи: Образовательные: -закреплять умение различать и называть времена.

Конспект итоговой интегрированной НОД по ФЦКМ в старшей группе в форме квеста «Весенняя игра» Конспект итоговой интегрированной НОД по ФЦКМ в старшей группе «Весенняя игра» (квест - игра) Цель: Выявить какие знания и умения получили.

Конспект итоговой интегрированной НОД по познавательному и речевому развитию «Путешествие на паровозике» Цель: Продолжать развивать у детей интеллектуальный интерес через формирования элементарных математических представлений. Задачи: Образовательные:.

Конспект итоговой интегрированной НОД в старшей группе с использованием мнемотаблиц «Радуга-дуга» КОНСПЕКТ Итоговой интегрированной НОД в старшей группе с использованием мнемотаблиц: «Радуга – дуга» Целевые ориентиры: обобщение и.

Конспект итоговой интегрированной НОД во второй младшей группе «Помощники Айболита» Конструкт итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Помощники Айболита» Цель: обобщить.

Конспект НОД по ОБЖ Тема: «Путешествие Незнайки в город Знакоград» в рамках проекта по ПДД Программное содержание: 1. Воспитательные задачи: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помогать другим, взаимопомощь,.

Модель итоговой интегрированной НОД в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78 комбинированного вида» Модель итогового интегрированного НОД воспитатель.

Текст выступления для итоговой презентации проекта в рамках обучения по программе Интел Обучение по программе Интел (Рыбинск 2017 г.) Месяц назад я закончила обучение по программе ИНТЕЛ. Было сложно, но наш проект: "Волшебный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Волшебные балеты великого Чайковского». Конспект интегрированной итоговой НОД в рамках проекта совместно с воспитателем
Опубликовано: 11 сентября 2017 в 11:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД