«Волшебный мир театра». Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста

Наталья Сумина
«Волшебный мир театра». Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста

Утверждаю:

Заведующая МБ ДОУ

«Детский сад № 195»

компенсирующего вида

___ Л. Р. Балашова

___

«Волшебный мир театра»

программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства

составитель:

Сумина Наталья Николаевна,

воспитатель

первой квалификационной категории

Новокузнецкий городской округ, 2012г

Утверждаю:

Заведующая МБ ДОУ

«Детский сад № 195»

компенсирующего вида

___ Л. Р. Балашова

___

Список детей кружка «Волшебный мир»

на 2012-2013 учебный год

п/п Ф. И. ребенка Дата рождения Группа №

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Руководитель: Сумина Наталья Николаевна, воспитатель

Пояснительная записка.

Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие связной речи у детей дошкольного возраста, является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребенку, доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию основы его личностной культуры.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром — через образы, краски, звуки, музыку. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают дошколят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического развития.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Основная цель данной программы - создание условий для развития речевых и творческих способностей у детей с нарушением речи посредством приобщения их к регулярным занятиям театрализованной деятельностью.

Задачи:

Помочь детям овладеть навыками общения и коллективного творчества.

Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния.

Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, сообразительность.

За основу составления программы «Волшебный мир театра» взята программа Э. Г. Чуриловой «Арт-фантазия».

1. Программа не предполагает ее буквального выполнения (в ней нет системы занятий, которые нельзя пропускать или в которых нельзя ничего заменять).

2. Программа рассчитана на один год работы с детьми 5-6 лет

Организация работы кружка.

Дополнительное образование воспитанников осуществляется 1 раз в неделю, продолжительность – 30 минут. Оптимальное количество детей на театральных занятиях 10 человек.

Основные направления работы с детьми:

1. «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции и орфоэпии. С этой целью в программу включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

2. «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений.

3. «Театральная игра» предусматривает развитие игрового поведения ребенка, развивает коммуникативные способности, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

4. «Работа над спектаклем» базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Содержание театрализованной деятельности с детьми:

• чтение литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• сочинение сказок, придумывание историй для постановки;

• упражнения для социально-эмоционального развития детей;

• игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;

• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

• упражнения на развитие детской пластики;

• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

Ожидаемые результаты реализации программы.

• Уметь передавать чувства через мимику, пантомимику, жесты;

• Уметь менять тональность и силу голоса, изображая разных героев;

• Уметь давать оценку поступкам сказочных героев;

• Уметь использовать в театрализованной деятельности разные виды театров;

• Уметь выразительно и ритмично двигаться.

Диагностическое обеспечение.

Для оценки эффективности реализации программы составлена диагностическая карта развития творческих способностей детей.

Мониторинг усвоения программы проводится два раза в год: сентябрь – вводный, май – итоговый.

Критерии оценки умений и навыков по театрализованной деятельности.

1. Эмоционально – образное развитие

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

2. Речевая культура

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Основы театральной культуры

Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

4. Ритмопластика

Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициативность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность.

Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

Низкий уровень – малоэмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрально-музыкальной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Календарно-тематическое планирование

работы кружка «Волшебный мир театра»

Сроки Тема Задачи Количество часов

Сентябрь I.Беседа с детьми «Что такое театр» Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров (художественный, драматический, кукольный).

Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

Показ видеоролика «Театр и мы».

Рассказы детей о посещении театров. 30 мин.

II «Цыпленок и его семья»

1. Театральная игра «Превращение»;

2. Культура и техника речи «Курочка моя»;

3. Ритмопластика «Пошла курочка гулять»;

4. Игра «Кошка и цыплята»

1. Развивать воображение, фантазию, внимание, мимику и пантомимику.

2. Развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

3. Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом. Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь.

4. Познакомить с правилами игры, развивать быстроту. ловкость, упражнять в беге. 30 мин.

Октябрь I «Белая козочка»

1. Театральная игра «Козочка»;

2. Культура и техника речи «Чтение сказки «Волк и семеро козлят»;

3. Игра «Похожий хвостик»

1. Развивать внимание, воображение, инициативу, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

2. Развивать внимание, речь, личностные качества: эмпатию, доброту, внимание ко всему живому, пополнять словарный запас.

3. Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово. 30 мин.

II Работа над спектаклем «Волк и семеро козлят» Вспомнить и про инсценировать с детьми сказку «Волк и семеро козлят». Развивать внимание, память, воображение, общение, обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики. 30 мин.

III «Разрешите представить».

1. Театральная игра «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем».

2. Культура и техника речи «Эхо» Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. Воспитывать желание узнавать новое.

1. Развивать внимание, воображение, инициативу, умение действовать согласовано, обыгрывать воображаемые предметы.

2. Развивать дыхание. 30 мин.

IV Сказка «Зайчик и ёжик»

1. Ритмопластика «Медведи в клетке»;

2. Культура и техника речи

Чтение сказки «Зайчик и ёжик.

3. Игра «Бездомный заяц». Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

1. Развивать ловкость и координацию движений.

2. Упражнять в рассказывании сказки с опорой на картинки.

3. Развивать быстроту реакции, слуховое внимание, умение двигаться под музыку. 30 мин.

Ноябрь I «Веселые фантазии»

1. Театральная игра «Передай позу»;

2. Культура и техника речи «Диалогические скороговорки»;

3. Ритмопластика М. Глинка «Вальс фантазия». 1. Развивать находчивость, воображение. Фантазию.

Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность.

Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

Игра «Передай позу», «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем». Обсуждение движений, оценка и анализ.

2. Развивать свободу звучания с легкой атакой.

3. Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей. Учить равномерно двигаться по площадке. Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь. М. Глинка «Вальс фантазия».30 мин.

II «Все о театре»

1. Ритмопластика «Звонкие ладошки»;

2. Речевые игры «Вьюга», «Зима». Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус «Виды детских театров».

1. Развивать пластику мелкой моторики рук.

2. Развивать силу голоса и речевое дыхание, интонационную выразительность. 30 мин.

III 1. Сказка «Теремок»

2. Ритмопластика

1. Чтение сказки. Обсуждение и дополнение.

2. Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. Показ и обработка движений животных. 30 мин.

IV Изготовление конусных игрушек к сказке «Теремок» Учить детей делать конус; продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации, применяя полученные ранее знания. 30 мин.

Декабрь I

1. Распределение ролей.

2. Культура и техника речи.

3. Ритмопластика под музыкальное сопровождение.

1. Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Самооценка, самоанализ.

2. Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. Игровые упражнения со свечой, испорченный телефон. Отработка диалогов.

3. Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. 30 мин.

II Драматизация сказки «Теремок» Выступление со спектаклем перед детьми. 30 мин.

III «Как Мурочка Деда Мороза будила».

1. Культура и техника речи потешка «Кисонька – Мурысонька»

2. Игра «Догонялки с мишкой».

3. Хоровод «Новогодний» 1. Развивать правильное произношение, тренировка дикции, научить детей эмоционально воспроизводить текст стихов.

2. Выучить слова игры, учить детей согласовывать слова с движениями, упражнять в беге.

3. Повторение хоровода «Новогодний» 30 мин.

IV «Дед Мороз»

1. Пальчиковая гимнастика «Маленькие снежинки».

2. Культура и техника речи «Зверушки».

3. Песня о дедушке Морозе. 1. Развитие пластики пальцев рук.

Расширять высотный диапазон голоса, учить менять силу голоса.

3. Повторение песни «Дедушка Мороз» 30 мин.

Январь III 1. Театральная игра «День рождения».

2. Культура и техника речи «Сочини сказку» 1. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность, контактность и чуткость в отношениях со сверстниками.

2. Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, фантазию и воображение. 30 мин.

IV 1. Знакомство с театральной ширмой и обучение приемам вождения верховых кукол.

1. Психогимнастика.

3. Ритмопластика «Колыбельная» 1. Знакомить с театральной ширмой, верховыми куклами на гапите (гапит – палка. на которую крепится кукла. Кукловод управляет куклой из–за ширмы).

2. Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать чувство уверенности в себе. Самоконтроль. «Разные лица», «Жадный медведь».

3. учить детей расслаблению под музыку. 30 мин.

Февраль «Играем и фантазируем».

1. Театральные игры «Разведчики», «Тень».

2. Культура и техника речи «Поезд»

3. Нарисуй свое настроение».

1. Развивать внимание, научить быстрому реагированию.

2. Стимулировать психическую и физическую активность детей, улучшить настроение, развивать голосовой аппарат.

3. Учить детей передавать через рисунок свое настроение. 30 мин.

II 1. Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов.

2. Разыгрывание этюдов.

1. Знакомство с понятиями этика и этикет. Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так. Как ты хотел бы. Чтобы поступали с тобой». Норма общения и поведения.

2. Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга. 30 мин.

III 1. Театральная игра.

2. Ритмопластика под музыку «Красная шапочка». 1. Учить детей импровизировать игры-драматизации на тему известных сказок.

2. Учить детей самостоятельно придумывать танцевальные движения, двигаться под музыку, чувствовать ритм. 30 мин.

IV 1. Сказка Ш. Перо «Красная шапочка»

2. Ритмопластика под музыку «Красная шапочка». 1. Познакомить детей со сказкой Ш. Перо «Красная шапочка». Учить понимать особенности характера действующих лиц. Изображать их эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

2. Учить импровизировать под музыку. 30 мин.

Март I

1. Театральная игра «Кошки, собаки, коровы».

2. Культура и техника речи «Кто лучше знает сказки?»

3. Основы театральной культуры «Красная шапочка». 1. Развивать внимание, восприятие, научиться перевоплощению.

2. Развивать сообразительность, память, воображение, речь.

3. Развивать эмоциональную сферу (мимику, пантомимику). 30 мин.

II

1. Распределение ролей.

2. Работа с костюмами.

1. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Беседа. Оценка и анализ выбранных ролей.

2. Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению. Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помощь товарищу. Развивать эстетику.

30 мин.

III Работа над спектаклем Ш. Перо «Красная шапочка». Работать над выразительностью речи. 30 мин.

IV Показ сказки «Красная шапочка».

Вызвать у детей радость о проделанной работе. 30 мин.

Апрель I

1. Театральная игра «Вышивание».

2. Культура и техника речи.

3. Ритмопластика.

1. Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, и воображение.

2. Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь. Воспитывать уверенность. Учить ярко и выразительно отображать нравственную сущность персонажей.

3. Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики. 30 мин.

II «Лисичка со скалочкой».

1. Русская народная песенка «Курочка-рябушечка».

2. Упражнение «Кукареша».

3. П/и «Хитрая лиса»

1. Пение песни «Курочка-рябушечка».

2. Развивать дыхание.

3. Развивать быстроту, ловкость, упражнять в беге. 30 мин.

III «Как стать большим».

1. Ритмопластика «Тик-так».

2. Культура и техника речи «Воздушный шар».

3. Хоровод «Будем маме помогать».

1. Выполнять движения согласованно со словами.

2. Развивать речевое дыхание.

3. Повторение слов хоровода «Будем маме помогать». 30 мин.

IV 1. Чтение сказки «Под грибом».

2. Ритмопластика под музыкальное сопровождение.

1. Учить понимать главную мысль сказки, связно передавать ее содержание.

2. Учить детей импровизации под музыку. 30 мин.

Май I

1. Культура и техника речи.

2. Работа над костюмами.

1. Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Учить ярко и выразительно отображать нравственную сущность персонажей.

2. Учитть детей самостоятельно подбирать атрибуты-элементы костюмов. 30 мин.

II 1. Распределение ролей.

2. Мастерская актера.

1. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Беседа. Оценка и анализ выбранных ролей.

2. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество. 30 мин.

III Сцена.

Учить детей устанавливать декорации. Оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел. Показ, объяснение, помощь в решении проблемных ситуациях. Репетиция. 30 мин.

IV Премьера сказки «Под грибом» Выступление со спектаклем перед детьми ДОУ. 30 мин.

Публикации по теме:

Организация кружковой работы в ДОУ Утверждаю: Заведующая МБДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик» ___Милова Г. П. от 28.09.2012г. Положение Об организации работы кружков.

Предшкольное образование Уважаемые коллеги! Выкладываю нормативную документацию по предшкольному образованию. Материал обобщила Макатрова Л. О. методист Центра педагогики.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Волшебный мир театра». Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2013 в 10:30
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год!!!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...