Папки-передвижки

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Галина Шевелва
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный

и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

«Каждый ребёнок рождается добрым и для доброй жизни», - говорил замечательный актёр Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Публикация «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путём нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего воспитательного процесса.

В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа воспитания и образования детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим: обогащать ребёнка знаниями, формировать познавательные интересы и способности.

Новые формы работы моделируют творческий процесс и создают микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патритизм у дошкольников : чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым и т. д.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. Необходимо помочь ребёнку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей Родины, ребёнок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать её, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Белые пятна истории, забытые добрые традиции и положительный опыт старших поколений – это всё властно требует от нас по-новому взглянуть на место человека в масштабе социума, региона, страны. Для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, надо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю, культуру. Когда ребёнок начинает новую жизнь, он сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных с тем, что ещё мало знает об этом мире, он должен и хочет познать его.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитее личностной культуры ребёнка, как основы его любви к Родине.

Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:

- формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры; гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя.

- помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.

- воспитывать в душе каждого ребёнка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, её истории, обычаям, традициям.

В решении поставленных задач руководствуюсь постановлением Правительства РФ от 11 июня 2005 года №422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ», использую Программу по патриотическому воспитанию дошкольников : «Это русская сторонка, это Родина моя», Программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, что даёт возможность планомерно и систематически вести работу в этом направлении.

В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинается с малого – с чувства любви к матери, уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Мама – самый дорогой и близкий человек! Огромную работу проводим с детьми к Международному дню 8 марта, ко Дню матери. Вместе с детьми изготавливаем подарки, открытки, приглашения на праздники, организовали выставку рисунков «Мамочка любимая моя!», участвовали в спортивном празднике, посвящённого Дню матери, в группе оформили фотоальбом «Мама, мамочка, мамулька». Дети с мамами принимали участие в выставках, конкурсах: «Чудо с грядки», «Золотые руки мамы», «Цветочная фантазия», «В гостях у Самоделкина». Все эти мероприятия способствовали гармонизации детско – родительских отношений.

В процессе всей работы использую занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал : «Оборона Севастополя» - рассматривание картины, чтение отрывка из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин». На таких занятиях стараюсь превратить детей из зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников.

Экскурсии по родному городу, где знакомлю детей с достопримечательностями города, воспитываю интерес к прошлым и настоящим событиям города, рассказываю. В честь кого был назван город, с памятниками нашего города. Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребёнка изобразить то, о чём он только что услышал и увидел. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно звучат знакомые мелодии, таким образом, дошкольники как бы «возвращаются» к вновь увиденным кадрам.

Посещение краеведческого музея, изучение и знакомство детей с краеведческой культурой, организация выставок фотографий, создание фотоальбомов различной тематики непосредственно связаны с трудом людей разных профессий, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии.

Развивая умение дошкольников проявлять интерес к народной культуре, истории, посещаем выставки народных мастеров, проходящих в городской библиотеке. Полотна сахалинских художников, украшения и поделки из кожи, меха, чешуи рыбы вызывают у детей восторг. Дети узнают о многонациональном населении нашего острова, о быте и жизни различных народностей.

Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания детей!

Участвуем с детьми в народных праздниках «Веснянка», «Масленица», «Пасха». В процессе подготовки к праздникам дети много узнают о русских обычаях, традициях.

Организуя праздники героико – патриотической тематики, я одновременно стараюсь учить и воспитывать детей. Здесь они по настоящему играют военных, роют военные песни. И порой не отличить, где игра, а где реальность.

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведётся и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного содержания, иллюстративно – дидактическим материалом обязательно сопровождается музыкой.

В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Поэтому проводилось много занятий, где дети могли самостоятельно исследовать какую – то проблему.

«Откуда хлеб на стол пришёл?»

«Богатыри земли русской».

«Сундучок бабушки Арины».

«В единстве наша сила».

Большое место в организации работы по этим темам принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры – драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров: кукольный, настольный, плоскостной. Через игры красной чертой проходит нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей. Дети старшей, подготовительной группы всегда демонстрируют свои артистические способности малышам. Все получают удовольствие, радость от общения. Театр – синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребёнку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт. Близость театральной деятельности для ребёнка, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Участвуя в театрализованных постановках, дети очень ярко и эмоционально выражают своё доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру. Через занятия тетра я пробуждаю у детей стремление к самовыражению через движение, речь, мимику, жесты, ритмопластику, стремимся сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, побороть скованность, напряжённость, неуверенность.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота, который готов встать на защиту Родины. Провожу с детьми «уроки мужества», приглашаем на встречу воинов – афганцев, солдат срочников из воинской части, ветеранов Великой Отечественной войны.

Очень большая работа проводится ко дню Победы. Провожу занятия по темам: «Их имён не смолкнет слава», «Города - герои», «Бронзовый солдат», «Дети и война». В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок «Мы помним…»; родители принесли фотографии родных, участвовавших в ВОв, взрослые, при встрече с детьми, рассказывали о родственниках, прошедших огненные тропы войны. Дети с трепетом рисовали портреты воинов.

Интересно прошёл конкурс чтецов, посвящённый Дню Победы, конкурс рисунков «Война, война», развлечение «На привале». Каждый год чествуем ветеранов, возлагаем цветы к обелиску воинам – освободителям, ходим на экскурсию в музей школы №1 «Память». Организуя праздники героико – патриотической тематики, я, одновременно, стараюсь учить и воспитывать детей. Здесь они по настоящему играют в военных, поют военные песни.

В группе создан уголок «Моя Родина», где представлены фотоальбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портреты президента, председателя правительства. Дети бережно относятся к предметам, когда – то принадлежавшим их родным.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережное отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и в музыкально – ритмической деятельности, для детей дошкольного возраста обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетённые в жизнь детей народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах, праздниках, которые стали традициями ДОУ: «День защитника Отечества», «День защиты детей» и другие; в оформлении фотовыставок и выставок детского творчества «Великий праздник День Победы», «Мы на Севере живём».

Для родителей подготовила и провела консультации на темы: «Праздник в дом пришёл», «Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения», «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки», «Формирование гражданско – патриотической позиции детей дошкольного возраста». Привлекаю родителей к активному участию в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка в группе.

Работая с детьми и их родителями, стараюсь формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Родители активно сотрудничают по всем вопросам с воспитателем, оказывают помощь в решении многих вопросов, ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд.

В работе над данной темой, я хорошо понимаю, что для целенаправленного результативного выполнения данных задач необходим основательный и практический багаж:

-изучение новинок литературы;

-повышение квалификации педагога;

-разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию.

Все аспекты в целом дают положительный результат в работе с детьми. Вывод: Воспитание патриотических чувств, представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру.

Каждому человеку необходимо знать природу, историю и культуру родного народа, к которому он принадлежит, своё место в окружающем мире.

Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими наши будут наши дети, что они унесут из детства.

Публикации по теме:

Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста МДОУ «Детский сад № 88» Выступление на педсовете на тему: «Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств.

Роль книги в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2» «Роль книги в формировании патриотических.

«Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Цель: систематизировать работу педагогов детского сада по созданию благоприятной среды, способствующей воспитанию в детях основ патриотизма.

Обобщение опыта работы «Взаимодействие с семьей для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о ВОВФормирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о ВОВ Практико-значимый проект Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Консультация для родителей «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста» «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Воспитатель: Сизганова О. В. В системе дошкольного образования.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей» Консультация для родителей Тема : «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории.

Презентация «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального воспитания» Видео 1 слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги. Позвольте представить Вашему вниманию мою работу, тема которой: «Формирование гражданско-патриотических.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 июня 2018 в 02:05
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД