МААМ-картинки

Конспект занятия «Возникновение имен и фамилий»

Людмила Арчегова
Конспект занятия «Возникновение имен и фамилий»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей жизни осетин, дать представление о возникновении имен и фамилий, воспитывать интерес к истории их жизни.

Материал: иллюстрации с изображением осетин в различных одеждах ремесленников.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что в Осетии живут люди разных национальностей?

Большинство из них – осетины, много русских, адыгов, армян, греков, поэтому так разнообразны фамилии и имена наших земляков.

Публикация «Конспект занятия „Возникновение имен и фамилий“» размещена в разделах

У одних имена русские : Светлана, Ярослав, у других- греческого, римского происхождения: Андрей, Марина, чьи- то имена пришли с Украины : Оксана, Остап. Есть имена турецкого происхождения- Аскер (воин,персидского- Рустам (богатырь, Арабского – Аида (Возвращающаяся, Гассан (Расцвет молодости).

Имена Руслан (лев, Мурат (желанная цель)- адыгейские.

- А как зовут ваших друзей - детей других национальностей?

А вы знаете, каково происхождение и значение вашего имени?

Спросите у своих мам и пап, а потом расскажите нам.

Давайте откроем старинный документ, в котором перечислены фамилии первых жителей.

В отдаленном прошлом люди жили большими нераздельными семьями. Обычно одной семьей жили семейные братья со своими родителями. Каждая такая семья имела свое наименование, связанное с именем главы семьи. В редких случаях семья получала свое наименование от имени главной хозяйки. Это случалось при ранней потери главы семьи и при большом авторитете среди окружающих главной хозяйки.

С течением времени эта большая семья разрасталась, совместная жизнь становилась затруднительной и семья распадалась.

При возможности, выделившиеся семьи селились поблизости друг от друга. Но и эти выделившиеся семьи со временем превращались в большие и они тоже делились.

Так образовывалась группа кровных родственников, образовавшаяся от раздела одной первоначальной большой семьи. Такая группа родственников называлась "фыды-фырт". Само наименование говорит за себя - это дети одного отца. Обычно фыды-фырт наследовал имя главы той большой семьи, из которой они выделились. Газзама- Газзаев

Залой- Залоев

Магка- Магкоев

Многие осетинские фамилии связаны с местом жительства - Куырттат, Дыгур, с социальным положением и профессией: лдарат, Азнаурт, Диамбегт, Диакъонт и др.

У осетин имеются фамилии, образованные от прозвищ:

Гриат, Квезерт, Зглат, Скъоттат.

Многие осетинские фамилии указывают на какой-то внешний признак человека или черту характера - Саухалт, Бурхалт, Фидарат, хсертгкат и др.

Многие осетинские фамилии образованы от заимствованных имен - Хмтхъанат, Хангерит, Темырхъант, Тотырмазт и др. Ребята, как вы думаете, от какого слова произошла ваша фамилия?

А теперь внимательно посмотрите на картинки и угадайте тех, кого изобразил художник (ответы детей).

Публикации по теме:

Сценарий развлечения для детей и родителей старшей группы «Немыслима Россия без имен»Сценарий развлечения для детей и родителей старшей группы «Немыслима Россия без имен» Сценарий развлечения для детей и родителей старшей группы "Немыслима Россия без имен" В музыкальном зале в стороне стоят столы с посудой.

Конспект урока русского языка «Именительный и винительный падеж имен существительных» И. п. и В. п. имён существительных. Цели урока: 1. Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа,.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе (8 вида) «Изменение имен прилагательных по родам, числам» Разработка урока по русскому языку Класс, дата, предмет: 6 «Г» (коррекционный, 01.03.2017, русский язык Тема урока: закрепительные упражнения.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Именительный падеж имен существительных» Конспект урока Класс: 3 Тема: «Именительный падеж имен существительных» Тип урока: ОНЗ Цель урока: познакомить с особенностями имён существительных.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Три склонения имен существительных» Конспект урока русского языка В 4 классе «Б» Тема урока: Три склонения имен существительных. Цель урока: Научить различать склонения имен.

Конспект урока в 3 классе «Склонение имен существительных» Тип урока: Усвоение новых знаний. Вид урока: Урок - исследование. Технология: информационно-коммуникативная Методы: интерактивные, работа.

Конспект занятия интегрированного занятия лепка «Мячик для котенка»Конспект занятия интегрированного занятия лепка «Мячик для котенка» Подготовила воспитатель: Шалаева Татьяна Андреевна. Конспект занятия по лепке «Мячик для Котенка» Задачи: формировать умение скатывать комки.

Конспект занятия «Тайна наших имен» (старшая группа) Цель: развитие самосознания, идентификации себя со своим именем. Задачи: - формирование позитивного отношения к своему «Я» - развитие коммуникативных.

Самоанализ урока «Число имен существительных» Самоанализ урока. «Число имен существительных».. Данный урок является продолжением темы «Имя существительное». Обучающиеся уже узнали.

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных» ТЕМА: Род имен существительных. ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен существительных. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Возникновение имен и фамилий»
Опубликовано: 3 мая 2018 в 10:51
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД