МААМ-картинки

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных»

Римма Яушева
Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных»

ТЕМА: Род имен существительных.

ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен

существительных.

ЗАДАЧИ: 1. Создать условия для формирования умения у учащихся

различать имена существительные по родам.

2. Создать условия для развития у учащихся умения образовывать

из слов словосочетания, различать члены предложения.

3. Создать условия для активизации у учащихся познавательной

деятельности на уроке.

4. Создать условия для совершенствования у учащихся умения

Публикация «Урок русского языка в третьем классе „Род имен существительных“» размещена в разделах

работать в группе, определять цели урока, давать самооценку и

взаимооценку деятельности других товарищей.

ОБОРУДОВАНИЕ: Страна трех княжеств, планшеты со словарными словами,

планшет со словом «кенгуру», наглядный материал к игре

«Построй цветок», рожицы с настроением.

Ход урока.

I. Мотивация урока.

- Ребята вы любите сказки? Сегодня у нас необычный урок – урок сказка.

Все глазки на меня. Начинаю сказку: «За тридевять земель, в тридесятом

царстве - государстве правила часть речи, а какая забыла. Знаю лишь, что

жили в нем слова: остров, календарь, погода, профессия, расстояние,

счастье.

II. Словарная работа.

- Какие это слова? (словарные). Давайте запишем их с комментированием.

разделите тетрадь на 3 части. Пропустите одну строчку. Записываем слова в

столбики:

остров погода расстояние

календарь профессия счастье

Работа в группах.

- Какой частью речи они являются? Обсудите в группе. Приготовьтесь

доказывать.

- Так какой частью речи являются эти слова? Доказывайте. Молодцы!

Спасибо за помощь! Продолжаю сказку: «За высокими горами, за широкими морями правила своим государством Имя существительное. Жили в нем слова, которые царица расселила в 3 княжества. А вот как они называются, определите сами, прочитав тему урока.

III. Определение темы, цели урока.

- Какова тема урока? ( Учащиеся читают на доске: «Род имен

существительных»).

- Что из прочитанного вам уже знакомо? (Что такое «имя существительное»).

- Что вы хотели бы узнать? (Что такое «род»).

- На данный вопрос дома вы должны были найти ответ из толкового

словаря.

Проверка домашнего задания.

- Кто желает прочитать объяснение данному понятию. (Учащиеся читают

значение данного слова).

- Какое это слово? (многозначное).

- О каком роде пойдет речь на уроке? (о роде, как грамматической категории,

который обозначает отнесенность к мужскому или женскому полу).

- Так как называются княжества, в которые Имя существительное расселила

свои слова? (м. р., ж. р., ср. р.)

- Запишите на пропущенной строчке сокращенно названия княжеств: в 1-ом

столбике – м. р., во 2-ом столбике – ж. р., в 3-ем столбике – ср. р.

- Чему будем учиться на уроке? (Определять род имени существительного).

IV. Знакомство с существительными м. р., ж. р., ср. р.

Открытие учащихся.

- Так какого рода является каждое словарное слово? Почему? Обсудите в

группах.

- Какого же рода является каждое словарное слово? Почему вы так считаете?

- Где можно проверить свои предположения? (в учебнике).

Работа в учебнике.

- Откройте учебник на странице 131 –ой. Прочитайте правило, определите из

скольких частей оно состоит и приготовьтесь рассказать его по памяти с

примерами.

- Из скольких частей состоит правило?

- Кто готов рассказать 1 часть? 2 часть? 3 часть?

- Приведите примеры.

- Правы мы были в своих предположениях?

Вывод: С чем сейчас познакомились? (Что имена существительные бывают

м. р, ж. р., ср. р.)

V. Определение рода имени существительного.

1. Работа в учебнике.

- Найдите в учебнике на странице 131 –ой 1 упражнение. Прочитайте его

задание.

- Что нужно сделать? Разделите тетрадь на 2 части. В 1-ой части запишите

слово «он», во 2-ой части слово «она».

Цель: Будем учиться определять род имени существительных, образовывать

новые слова.

Самостоятельная работа.

- Выполните это упражнение самостоятельно.

Взаимопроверка.

- Проверьте друг друга. Поставьте карандашом отметки.

- Давайте проверим. Слова какого рода записаны в 1-ом столбике? Во 2-ом

столбике? Докажите. Какая часть слова помогла вам образовать новые слова?

(корень).

- К каким словам нельзя подобрать однокоренные слова ж. р. ?

Вывод: Чему учились? (Определять род имени существительных, образовывать

новые слова).

2. Игра «Построй цветок».

- Давайте вернемся в сказку.

- Все слова трех княжеств любили ходить друг к другу в гости. Они с

удовольствием играли в различные игры. Когда на улице было лето, слова

принимали активное участие в игре «Построй цветок».

- Давайте тоже сыграем в нее.

Цель: Будем учиться различать имена существительные по родам.

- В каждую группу я положила 3 стебелька от цветков и их лепестки.

- К одному стебельку вы должны собрать лепестки со словами м. р., к другому –

лепестки со словами ж. р., к третьему – лепестки со словами ср. р.

- Ваша задача: кто вперед и правильнее?

(Учитель проверяет).

Вывод: Чему учились? (различать имена существительные по родам).

VI. Физкультминутка.

Игра «Определи на слух».

- В каждое княжество с каждым годом пополняется все больше слов.

- Давайте определим, какие новые слова поселились. Все встаньте.

Цель: Будем учиться на слух различать имена существительные по родам.

- Как только услышите имя существительное ж. р. - прыгайте; м. р. – приседайте;

ср. р. – хлопайте.

Итак: ведро, рыба, самолет, машина, волк, озеро, месяц, зебра, мама, стол, болото, животное.

Вывод: Чему учились?

VII. Согласование имени прилагательного с именем существительным.

- Однажды в царство Имени Существительного пришли в гости слова из

соседнего царства, которое называлось…Опять забыла. Знаю, что это слова:

чудный, прекрасная, огромный.

Работа в группах.

- Обсудите в группах, какой частью речи они являются. Приготовьтесь доказать.

- Так какой часть речи они являютя? Почему?

- Вспомнила! Их царство называется «Имя Прилагательное».

Работа в группах.

- Так вот каждое из этих слов решило заглянуть в отдельное княжество Имени

Существительного. А вот в какое, определите сами. Обсудите в группах.

- В какое княжество отправилось слово «чудный»? (в княжество «мужской род»).

А мне кажется, что оно отправилось в княжество «женский род». Кто из нас

прав? (Нарушится согласование). В какое княжество отправилось слово

«прекрасная»? «огромный»?

- Пока слова в каждом княжестве беседовали друг с другом, образовалось что?

(словосочетание). Докажите. (одно слово является главным, а другое –

зависимым).

Самостоятельная работа.

- Спишите словосочетания.

- Давайте проверим, что вы написали. Прочитайте первое словосочетание и т. д.

- Какое знакомое выражение «чудный остров». Где встречали эти слова? (В

сказке Пушкина «О царе Салтане…»)

Вывод: Что же происходит с именем прилагательным, которое зависит от имени

существительного? (оно согласуется с существительным в роде).

VIII. Работа с предложением.

- Отдохнув в царстве Имени Существительного слова : чудный, прекрасная,

огромный, вернулись к себе домой. В это царство приходили в гости слова из

разных царств: Глагол, Прилагательное и даже Предложение.

- Вот сейчас в царство Имени Существительного заглянули предложения за

помощью. У них пропали слова. Давайте поможем им.

- Прочитайте предложения:

На улице дует холодный …

Пролетело жаркое…

Пробежала через поляну хитрая…

- В группах устно подберите нужные слова.

- Какие слова нужно вставить?

- Спишите предложения.

Цель: Будем развивать умение различать члены предложения.

- Сделайте разбор предложений по членам. Определите род имен

существиельных.

- У доски…

Вывод: Какие умения развивали? Что закрепляли? (Определять род имен

существительных).

IX. Настрой учащихся на новую тему урока.

- В царстве Имени Существительного всегда царили мир, счастье и покой, пока

однажды не прозошло вот что:

в переулке между трех княжеств раздался громкий плач. Все их жители были

взбудоражены. Они выбежали на улицу и увидели слово «КЕНГУРУ», которое

горько плакало. Оно заблудилось. Жители трех княжеств спросили слово:

- А ты какого рода? Если м. р., то можешь оставаться жить в 1 княжестве, если

ж. р. - то все рады тебе будут во 2-ом княжестве, если ср. р. – то оставайся в 3-ем

княжестве.

- Задумалось слово «кенгуру». Какого же оно рода? Но это другая история. С ней

вы познакомитесь на следующем уроке.

X. Итог урока.

- А сейчас давайте подведем итог урока.

- Что нового узнали?

- Чему учились?

XI. Самооценка, взаимооценка.

- Покажите свое настроение на уроке.

- Оцените свою работу.

- Командиры оцените работу своих товарищей в группе.

- За урок ставлю оценки…

На этом наш урок закончен.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 6 классе «Повторение изученного об имени существительном». .

Конспект урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с мягким знаком» Русский язык. 2 класс Сурикова Л. В. Тема урока: «Правописание слов с мягким знаком» Цель: формировать навык правописания слов с разделительным.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Наречие» Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме "Наречие» Цели урока: Обобщить знания учеников по теме “Наречие”, развивать память, мышление,.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Синонимы» Урок русского языка во 2 классе по развивающей системе Л. В. Занкова. Синонимичность в словах, пословицах, произведениях искусства. Урок русского.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Однородные члены предложения» Тема урока. Однородные члены предложения. 3 класс школа 2100 Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И.

Разработка урока русского языка в 4 классе «Правописание имён существительных в родительном падеже» Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ» Цели: • Развивать навык правописания имен существительных в родительном.

Урок русского языка в 4 классе «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных» Урок русского языка класс 4 (УМК Школа России) Мовина Оксана Витальевна Тема Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в.

Урок русского языка во 2 классе «Какие слова пишутся с заглавной буквы?» Урок русского языка 2 класс Составила: Волкова Елена Владимировна Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы? Цель: - расширить.

Урок русского языка в 5 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Разработка урока по русскому языку. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» 5 класс Подготовила Винидиктова Татьяна.

Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение» Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение.» 4 класс Цели: • обобщение теоретических знаний об имени прилагательном; • развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных»
Опубликовано: 4 января 2018 в 12:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД