Светлана Шапошникова
Интегрированное занятие по познавательному развитию «Встреча с Лесовичком»
Программное содержание
1. Задачи на развитие познавательных способностей :
- уточнить знания детей о признаках осени;
- продолжать учить классифицировать растения и животный мир леса;
- упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.
2. Задачи на развитие связной речи :
- закрепить умение образовывать прилагательные от существительных и подбирать слова – антонимы;
- формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;
- развивать фонематический слух.
3. Воспитательные задачи:
Публикация «Интегрированное занятие по познавательному развитию „Встреча с Лесовичком“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
- учить применять новые способы преобразования впечатления, используя пример «оживления», развивать эмпатию.
Материал к занятию. Аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского; макеты деревьев и засушенные листочки от этих деревьев,костюм Старичка – Лесовичка, сухая трава, мох, кусочки коры, меха, клей, клеевые кисти, салфетки.
Ход занятия
Загадываю загадку об осени:
Дни стали короче, длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Как вы догадались, что это бывает осенью?
Ответы детей.
Воспитатель: Осень – прекрасное время года. Сколько незабываемых впечатлений дарит она человеку! Ее красота вдохновляла поэтов и композиторов на самые проникновенные слова и чарующие звуки музыки. Гениально сказал об этом времени А. С. Пушкин:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
А сколько тайн несут в себе звуки осеннего леса:
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою?.
(С. Погореловский.)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите попасть в лес?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо, а отнесет вас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.
Выставляются макеты деревьев: липы, осины, дуба, рябины, березы. Вокруг разбросаны листочки.
Дети открывают глаза и кружатся под музыку П. И. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года». «Приземляются» в лесу.
Воспитатель: Дети, в этом сказочном лесу живет волшебный старичок. Хотите познакомиться? Тогда отгадайте, кто он:
В лесу, в бору, живет старый старичок,
На нем красный колпачок.
Это старичок…
Дети: Лесовичок.
Появляется Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, грустные ребята!
Дети: Мы веселые ребята!
Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, ленивые ребята!
Дети: Мы трудолюбивые ребята!
Старичок-Лесовичок Здравствуйте, недружные ребята!
Дети: Мы дружные ребята!
Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, незнайки!
Дети: Мы всему учимся!
Старичок-Лесовичок. Вот я вас сейчас и проверю. Отгадайте загадку.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью кормит,
Зимой согревает.
Дети: Дерево.
Игра: «Собери листочки к своему дереву«.
Пока звучит музыка, дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, дети
берут любой лист, бегут к своему дереву. Старичок-Лесовичок спрашивает у каждого ребенка, какой у него лист.
Дети: Березовый, осиновый,рябиновый,дубовый, кленовый.
Старичок-Лесовичок. Закройте глаза. Какие звуки осеннего леса вы слышите?
Дети: Шум ветерка, крик птиц, треск сучьев, шелест листвы.
Старичок-Лесовичок. Вспомните,чем пахнет в лесу.
Ответы детей.
Старичок-Лесовичок. Сейчас мой волшебный прутик превратит вас в деревья, кустарники, птиц,животных, насекомых, камешки, ягодки,грибочки. Неподвижные предметы остаются на месте, а птички летают вокруг них, звери резвятся.
Слышатся удары грома, барабанит дождь. Все птицы, звери, насекомые прячутся.
Старичок-Лесовичок. Задает вопросы и выслушивает ответы детей.
- В кого (или во что) превратил тебя прутик?
- Что чувствовал ты, грибок, когда в лесу была хорошая погода?
-- Когда пошел сильный, холодный дождь?
Ответы детей.
Старичок-Лесовичок. А теперь давайте внимательно посмотрим вокруг. Увидеть все, что есть в моем лесу, смогут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли.
Дети смотрят в воображаемые бинокли.
Старичок-Лесовичок. Что вы видите?
Дети. Деревья, кустарники,грибы, ягоды.
Старичок-Лесовичок. Кого трудно заметить в ваши зоркие бинокли?
Дети. Трудно заметить зверей и насекомых. Они прячутся за деревьями, кустарниками под камнями.
Старичок-Лесовичок. Как изменяется жизнь диких животных с приходом осени, чем они сейчас заняты?
Ответы детей.
Старичок-Лесовичок. Ребята, как вы думаете, какую пользу приносит лес человеку?
Ответы детей.
Старичок-Лесовичок. Ребята, я хочу обратиться к вам за помощью. В мой лес пришла осень. Скоро станет совсем холодно. А мне и одеться не во что. Старая одежда изорвалась, истрепалась, а новую справить некому. Вы детки умные, быстро мне одежку придумаете, а я уж эту одежку с большим удовольствием носить буду.
.
Дети рассматривают одежду Лесовичка и решают, что можно сделать заплатки из травы,
мха, листьев, коры, кусочков меха. «Штопают» одежду – приклеивают заплатки за один краешек.
.
Дети проверяют, не замерзнет ли Старичок-Лесовичок в такой одежке, дают ей характеристику (пестрая, разноцветная, лоскутная).
Старичок-Лесовичок рассматривает свою обновленную одежду, благодарит детей.
Угощает детей выпеченными грибами. Прощается с детьми.
Дети берутся за руки, закрывают глаза и ветерок их переносит обратно в детский сад.
Воспитатель. Мы сегодня с вами побывали в осеннем лесу. Эта встреча обогатила нас впечатлениями. Мы должны не только восхищаться красотою наших лесов, а любить их и беречь.
,