Папки-передвижки

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей

Анфиса Васильева
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей

«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей».

Дифференцированный подход к родителям с учетом их педагогической подготовленности.

В современной педагогике одной из самых актуальных и значимых проблем является идея сотрудничества, которая помогает дошкольному учреждению и семье в достижении общих целей воспитания здоровых и счастливых детей.

Публикация «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей» размещена в разделах

Дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое звено в системе мер, которые направлены на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдать как общепедагогические, так и специфические условия. А именно:

- соблюдение чуткости, отзывчивости, такта по отношению к родителям;

- учет возраста родителей, своеобразия условий жизни каждой семьи, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

- взаимное доверие в отношениях между педагогом и родителями;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

- одновременное влияние на родителей и детей;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Такая дифференциация поможет найти нужный контакт и обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Дифференциация проводится на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи:

1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия, психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения). Для этого социальный педагог, психолог проводят индивидуальные консультации с родителями дошкольников, используют различные методики (анализ семейного воспитания Эйдемиллера, Юстицкиса, проективные методики «Мой дом», «Моя семья» и др.).

2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.

3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.

4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания, участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной).

После изучения семей составляется «социальный паспорт» с целью корректировки педагогического воздействия.

Изучение семей воспитанников позволяет ближе познакомиться с ними, понять стиль жизни семей, их уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношение детей и родителей. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое и требует от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей используются следующие методы:

1. Анкетирование родителей;

2. Тестирование родителей;

3. Индивидуальные беседы с родителями;

4. Индивидуальные беседы с детьми;

5. Посещение семьи ребенка;

6. Изучение тестов-рисунков детей на темы “Мой дом”, “Моя семья”.

7. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.

8. Наблюдение за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.

9. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т. д.

Уровни педагогической

культуры в семье Структура взаимоотношений в семье

низкий - нарушение показателей семейной гибкости и сплоченности

- очень низкий уровень психолого-педагогической просвещенности

- излишний контроль над самостоятельностью детей и игнорирование их возрастной потребности в самовыражении

- изоляция от непродуктивной, с точки зрения родителей, деятельности и общения со сверстниками

средний - родители не понимают или не умеют создавать условия для полноценного развития ребенка в семье, перекладывают воспитательные функции, а вместе с тем и долю ответственности, на дошкольное учреждение

- большинство родителей осознают важность единства стилей и требований к ребенку, хотя и признают, что на практике это не всегда получается

- уровень образованности и культуры достаточно высок, но в общении с детьми проявляется недостаток эмоционально-нравственной сферы

высокий -родители принимают ребенка как личность, стремятся к единству требований в семье, расширению познаний в психологии и педагогике

- родители на первое место в воспитании ставят целью формирование интеллектуальной сферы ребенка в сравнении с его коммуникативной компетенцией

- одна из основных проблем воспитания-слишком раннее и интенсивное обучение, завышенный уровень притязаний родителей, который не всегда соответствует возможностям детей

В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей.

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

Традиционные формы работы с родителями

Групповые родительские собрания – это действенная форма работы с родителями, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожелания родителей, особенностями группы и программы. Могут приглашаться специалисты. Состоит из трех частей: вводная - доклад воспитателя, основная, заключительная – оформление решений родительского собрания. Перед проведением собрания необходимо продумать пригласительные билеты (изготовленные детьми, объявление, наглядная информация по – теме (стенд, родительская библиотека, могут быть индивидуальные поручения родителям) Основная часть собрания может проходить в нетрадиционной форме, включать игровые элементы, можно изготовить рекламу детского сада, буклет и т. д. Собрания проводятся 4 раза в год, обязательно первое собрание охватывает индивидуальные особенности детей и намечается линия развития на учебный год. Заключительное собрание проводится в конце учебного года, на повестке дня достижения за год. Темы остальных собраний определяются в соответствии с планом работы.

Круглый стол отличается от собрания тем, участники свободно общаются на заданную тему друг с другом. Темой подобных заседаний могут быть могут быть такие, как «Развитие любознательности дошкольника», «Развитие речи», «Роль дидактических игр в умственном развитии». Такие мероприятия проводятся в любой возрастной группе с опорой на задачи программы. Целесообразно использовать такие методы, как дискуссионные вопросы, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по теме, здесь можно показать открытое занятие в видеозаписи, организовать выставку литературы и т. д.

Анкетирование – техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение и анализ анкет (опросного листа для получения какого-либо сведения). Проводится в начале учебного года, перед собраниями или по необходимости. Анкетирование помогает родителям серьезнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношений с ребенком и т. д.

Дискуссии можно проводить по аналогии с телепередачами и «Ток-шоу». Разделить участников на две группы и дать им возможность высказаться, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера высказывания детей, видеозаписи и т. д.

Консультации могут быть устными и письменными, плановыми и внеплановыми, с разнообразной тематикой. К консультации нужно готовиться заранее, изучая специальную литературу. В заочном консультировании готовиться ящик или коробка для вопросов родителей, куда они могут опускать свои пожелания, претензии и т. д. Это может позволить родителям спросить то, что не могут спросить при прямом контакте. Воспитатель продумывает ответы в разной форме «Консультации», «Спрашивали – отвечаем» и т. д.

Информационный стенд для родителей в группе предназначен для обмена инфо по проблемам воспитания и обучения детей, знакомство родителей с планами на ближайшее будущее. Варианты оформления всевозможные, названия разные «Заботливым родителям», «Взрослым о детях». На стенде могут быть представлены:

– фамилии, имени и отчества воспитателей, работающих с детьми, время, когда оно смогут побеседовать с родителями об их детях,

– режим дня

– расписание занятий,

– план мероприятий на месяц,

– словарь добрых слов и выражений,

– адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному воспитанию.

Все материалы должны быть эстетически оформлены, содержание необходимо обновлять, оформление и содержание должно вызывать интерес.

Буклеты, листовки, памятки адресные, каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время. В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы, о дополнительных услугах и т. д. Можно использовать фото детей, стихи о саде Листовки – это короткая информация о конкретном мероприятии, приглашения на открытые занятия. Желательно, чтоб листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей. Памятки знакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного процесса в семье и детском саду.

Внутренняя газета сада или группы посвящена определенной теме и имеет постоянные рубрики:

– взрослым о детях,

– консультации специалистов,

– детские новости,

– наши победители,

– говорят малыши,

– наши достижения и т. д.

Выпуск газеты требует определенных затрат и подготовки, выходит регулярно.

Стенгазета может выходить ежемесячно на заданную тему. Можно использовать фотографии, детские работы. Например, стенгазета по результатам анализа заболеваемости детей под названием «Малыши – крепыши» и вывесить туда фотографии детей, которые болеют реже всех, статья о закаливании, советы специалистов.

Творческие объявления могут быть оформлены в нетрадиционном стиле или официально. Объявления – приглашения в стихах, о проведении конкурсов и т. д.

Папка-передвижка содержит консультации по теме, интересующие родителей. Есть разновидность папки, которую родителям дают на неделю. В неё помещается консультация и практические советы по теме, представлен методический материал и дидактические игры с описанием по определенной теме.

Нетрадиционные формы работы с родителями

– совместные досуги, праздники, конкурсы

– семинары - практикумы (родители на практике осваивают игры детей и способы взаимодействия с ребенком)

– педагогическая гостиная с чаепитием,

– устные педагогические журналы

– книга отзывов и предложений в группе,

– педагогическая библиотека

– дни открытых дверей, открытые показы занятий и других видов деятельности.

– клубы для родителей

Методы активации родителей:

– вопросы (любое выступление можно начинать с вопроса «Как вы считаете?» «О чем вы думаете»)

– игровые приемы: микрофон игрушечный тому, кто говорит.

– просмотр видеофильмов о детях,

– игры, загадки, викторины, расшифровка детских загадок, рисунков.

– педагогические ситуации: решение по – подгруппам

– игровые ситуации: успокой ребенка, заставь что-нибудь делать.

– упражнения на релаксацию

– чаепитие.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Список литературы

1. Алиева, Т. И. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошкольника. - М., 2003.- 313с.

2. Арнаутова, Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.

3. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В. Н. Белкина. – М., 2005. – 256 с.

4. Бизяева, А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. - 216 стр.

5. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др. ; Под ред. Н. Ф. Виноградовой. -М., 1989.

6. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Т. П. Елисеева; Под ред. М. М. Ярмолинской. - Мн. : Лексис,2004.

7. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями – М. : Просвещение, 2002.

8. Семейная педагогика: Учебно - методическое пособие. Глазов, 2005 ст. 5-9. / Сост. - канд. психол. наук, доцент кафедры дошк. пед. Н. В. Кущ.

9. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 119 с.

10. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. Т. И. Ерофеевой. – М., 1999.

11. Сушкова, И. В. Социально – личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. Сушкова И. В. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128с.

Публикации по теме:

Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно.

Документация учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения «Документация учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения» 1. Нормативные документы (должностные инструкции, положение о логопедическом.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по физическому воспитанию Тип проекта: практико-ориентированный, средней продолжительности, (1 сентября-30 ноября). Участники проекта: педагоги, воспитанники средней.

Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения Многолетний опыт работы показывает, что семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны,.

Из опыта работы «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников» Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Одним из важнейших условий.

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социумом С целью обогащения кругозора детей с учетом их возрастных особенностей творческой группой педагогов МБДОУ «Детский сад №8 «Тундровичок».

Проект «Семейный театр как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №6 «Дюймовочка» Проект «Семейный театр – как средство взаимодействия.

Семейный театр-как средство взаимодействия дошкольного учреждения с семьейСемейный театр-как средство взаимодействия дошкольного учреждения с семьей Что такое театр? По утверждению К. С. Станиславского – «Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств». В основе.

Сотрудничество педагогов дошкольного учреждения с семьей Сотрудничество педагогов дошкольного учреждения с семьей. Подготовила Воспитатель Аньшакова Наталия Сергеевна Санкт.

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в форме конкурса для совместного творчества родителей и детей «Любимая сказка»Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в форме конкурса для совместного творчества родителей и детей «Любимая сказка» В группе был предложен конкурс совместного творчества родителей и ребенка на тему " Любимая сказка моего ребенка " Цель данного мероприятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей
Опубликовано: 24 декабря 2017 в 19:10
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД