МААМ-картинки

Эстетическое воспитание детей как средство гармонического развития личности

Светлана Мартюшова
Эстетическое воспитание детей как средство гармонического развития личности

Эстетическое развитие ребёнка происходит успешно лишь при условии гармоничного сочетания всех сторон воспитания. И важно не только признание всестороннего развития, а конкретное решение его задач самыми разнообразными способами.

На художественных занятиях, увлекаясь полученными результатами (яркими рисунками детей чистым, выразительным пением, чтением стихов, изящными плясками, воспитатель подчас недооценивает воспитывающего значения этого процесса. Ведь на каждом занятии или даже на каждом отдельном его этапе находить способы установления связи между всеми сторонами воспитания, и особенно между эстетической и нравственной. Музыкальные произведения, отобранные в соответствии с задачами воспитания, своим содержанием содействуют формированию у детей нравственных качеств. Однако воспитательный эффект достигается полностью благодаря умелому применению педагогом методических приёмов. Яркие эмоциональные переживания, вызываемые музыкой, песней, углубляют представления детей о некоторых сторонах действительности и способствуют воспитанию правильного отношения к ним.

Публикация «Эстетическое воспитание детей как средство гармонического развития личности» размещена в разделах

Эстетическое воспитание происходит не только в условиях воздействия искусства, но и под влиянием многих сторон окружающей ребёнка жизни. Обстановка детского сада, его художественное оформление, ритмичный распорядок жизни, организованный быт, наблюдения ребёнка за красотой природы, за трудом взрослых – всё это способствует эстетическому воспитанию и вызывает соответствующее отношение к окружающей действительности. А это значит, что ребёнок становится восприимчивым к краскам, цветам, звукам, отзывчивым на красивые и некрасивые поступки; у ребёнка появляется стремление посильно вносить элементы прекрасного в свою жизнь.

Огромное влияние на формирование эстетических чувств детей способна оказать природа. Дети учатся не только видеть, слышать и наслаждаться красотой природы, но и приучаются оберегать её, трудиться в доступной для них форме, знакомятся с тем, как труд человека преобразует природу. В результате у детей возникает чувство любви к родной природе и желание совместно трудиться.

Искусство помогает видеть действительность, и в свою очередь непосредственные наблюдения за природой помогают понять произведения искусства. Нужно уметь сочетать эти два фактора в работе с детьми: осуществляя эстетическое воспитание, использовать художественную литературу, картины, музыку, песни для того, чтобы усилить впечатления от природы, помочь детям почувствовать её красоту, осмыслить её явления.

Жизнь и искусство находятся в теснейшей связи. Искусство, предназначенной для детей, отражает те явления жизни, которые им близки, понятны, интересны. Например, рисование тесно связано с играми, трудом детей, с их интересами и радостями. Все впечатления, которые получают дети из окружающей жизни, находят своё отражение в детском творчестве – в рисунках, лепке, аппликации. Для того, чтобы дети могли отобразить в рисунках свои впечатления, воспитатель целенаправленно организует детские наблюдения, учит детей всматриваться в окружающие предметы, подмечать характерное. Кроме того, он старается обогатить детей нужными навыками, обучить их необходимым умениям. Всё это позволяет ребёнку найти средства изображения, помогает ему увиденное перенести на рисунок.

Произведения изобразительного искусства также используются в целях эстетического развития детей. Здесь важно применять разнообразные и интересные приё мы: организация выставок произведений, которые периодически меняются по своему содержанию; давать возможность детям всмотреться в экспонаты выставки, сравнить их, подметить характерное. Рассматривая с детьми конкретный предмет, выделяя особенности его формы, цвета, узоров, воспитатель содействует расширению знаний о нём и уточнению восприятия. Необходимо учить видеть красоту в окружающем, в природе, в быту, и с этой целью стремиться создать в детском саду эстетически выдержанную обстановку.

Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи: развитие восприимчивости ко всему прекрасному в жизни и в искусстве, эмоциональной отзывчивости на него, воспитание любви к искусству, приобщение к художественной деятельности, формирование оценочного отношения, развитие способностей. От того, как удаётся воспитателю научить детей «видеть» и «слышать», зависит многое в их художественном развитии, прежде всего потому, что впечатления детей об окружающем становятся более полными, разносторонними. Перед ними раскрываются новые, ещё незнакомые стороны предметов и явлений. Они могли бы их не применить, если бы у них не была развита эстетическая восприимчивость. Поэтому важно выделять именно те стороны предмета, которые впоследствии дети должны воспроизводить в изобразительной деятельности. Вот почему во время прогулок воспитатель должен обращать внимание на форму, окраску машин, сравнивать величину больших и маленьких деревьев, окраску и форму листьев и т. д.

Не менее важно и развитие слуховой восприимчивости. Ведь и поэзия, и музыка могут быть восприняты в том случае, если развит музыкальный и эстетический слух. При чтении сказок и стихов воспитателю следует помнить о выразительных функциях звучания голоса. Следует постоянно привлекать внимание детей к красоте и значению слова. Искусство тогда воздействует на детей, когда оно вызывает чувства, волнует их, заставляет переживать.

Неоценимо значение литературы в художественном восприятии детей. Воспитатель должен стремиться сформировать у детей любовь к художественной литературе. Воспитание чувства любви к произведениям искусства – один из путей обогащения личности ребёнка и его эстетического развития. Эстетические переживания были бы неполными, если бы дети, поддаваясь настроению, выраженному в произведении, не стремились его осознать, понять, оценить. Поэтому очень важно обратить внимание на развитие у детей оценочного отношения к окружающему.

Важно подчеркнуть, что воспитание эстетического отношения происходит при восприятии художественных произведений и окружающей действительности. Оно осуществляется также и в процессе деятельности детей, когда они оценивают свои действия и действия своих сверстников (в рисунках, при исполнении песен, плясок, стихов, в выполнении правил культурного поведения и т. д.). Следовательно, развитие художественной способности и творческой активности детей проходит успешно лишь в условиях целенаправленной и организованной работы. На основе накопления художественных знаний, полученных на занятиях и в повседневной жизни, дети подготавливаются к тому, чтобы самим находить способы художественного выражения и изображения. Но необходимо стремиться создавать атмосферу, побуждающую детей к творческой активности.

Таким образом, эстетическое воспитание –необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Поэтому эстетическому воспитанию в процессе становления личности ребёнка отводится значительное место. Так сопоставление красоты природы, окружающего мира с произведениями искусства – песнями, сказками, стихотворениями, живописью, музыкой и т. д. – помогает ребёнку глубже и более осознанно воспринимать явления окружающей его жизни, чувствовать и понимать их прелесть, красоту.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр как средство развития социальной личности воспитанникаИспользование дидактических игр как средство развития социальной личности воспитанника Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания и отдыха. Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид деятельности.

Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка Консультация. «Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка» “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,.

Консультация для родителей «Фольклор — средство развития личности ребенка» Консультация для родителей. «Фольклор – средство развития личности ребенка». С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается.

Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника»Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника» «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Консультация: Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности. Единственную задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность. Иоган Гербарт. Дошкольное детство – это важный.

Методический семинар «Конструирование как средство развития личности ребенка дошкольника». Методический семинар «Конструирование как средство развития личности ребенка дошкольника». Автор: Осипова М. В., воспитатель МАДОУ «Детский.

Пескография как средство всестороннего развития личности ребенка «Чудеснее песка нет для детей забавы, Его всегда имеется в достатке, Течет он нежно так сквозь руки, Что не сравнить его ни с чем…» Иоахим.

Пластилинография-средство всестороннего развития личности О. П. Лаврентьева ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Дошкольный возраст является наиболее актуальным.

Ритм-блоки на утренней гимнастике как средство гармонического развития личности ребенкаРитм-блоки на утренней гимнастике как средство гармонического развития личности ребенка Ритм - блоки (мини комплексы ритмической гимнастики) - это небольшие по длительности, но с достаточной физической нагрузкой и эмоциональные.

Толерантное воспитание в начальной школе как средство саморазвития личности Организация воспитательного процесса в начальной школе должна быть направлена на развитие нравственности, коммуникативного, эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетическое воспитание детей как средство гармонического развития личности
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 18:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД