Лучший педагог года

Знакомим дошкольников с Конвенцией ООН «О правах ребенка»

Татьяна Детскова
Знакомим дошкольников с Конвенцией ООН «О правах ребенка»

Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и в частности, защиты прав детей. Решение этой проблемы на разных уровнях (государственном, общественном) позволит укрепить позиции демократии в нашей стране, обеспечить права и свободу человека, условия для всестороннего развития личности.

Публикация «Знакомим дошкольников с Конвенцией ООН „О правах ребенка“» размещена в разделах

С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающий гуманистические традиции развития человеческого общества. И начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще не сформировалась. Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме и имеющим равные со взрослыми права, обязанности и свободы.

Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребёнка.

Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989году, стало объектом пристального внимания педагогов только в последние несколько лет. Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения. Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Проблемой является знакомство самих детей с их правами. Это сложная работа. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия "право", которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать.

Вместе с тем более 5 лет существуют программы и пособия для детей младшего школьного возраста по знакомству с правами человека и правами ребенка. Среди их авторов наиболее популярны С. Шабельник и С. Усачев.

1. Опираясь, на ведущий в педагогике дошкольного детства принцип наглядности, понятно, что знакомить детей с Конвенцией необходимо с помощью доступного восприятию детей иллюстративного материала.

При этом может возникнуть ряд проблем. Например, изображение неблагополучных, и страдающих детей является для ребенка большой психологической нагрузкой. Поэтому иллюстрации должны изображать не нарушение, а соблюдение прав и норм, касающихся ребенка.

Работа с плакатами для рассматривания с детьми позволяет подробно обсудить каждое право и закрепить полученные представления детей.

2. После того как дети усвоили основные положения Конвенции; можно перейти к проблемным занятиям - размышлениям. Цель этих занятий состоит в том, чтобы каждый ребенок поставил себя в воображаемой ситуации на место обижаемого и "проиграл" возможные варианты поиска помощи и самозащиты. Эффективный прием – «знакомая сказка – свежий взгляд». Например, при обыгрывании сказки «Три поросенка» (настольный театр, драматизация, дети, обсуждая поведение героев, отвечают на вопросы: Какие права поросят нарушил волк? (право на неприкосновенность жилища, на жизнь и здоровое развитие, на отдых и досуг). При обсуждении сказки «Маша и Медведь» можно задать следующие вопросы: Какие Машины права нарушил Медведь? (на защиту от экономической эксплуатации, знать своих родителей и рассчитывать на их любовь и защиту).

3. Завершить цикл занятий можно интерактивной игрой, игрой - триггером с детьми.

4. Параллельно проводится и работа с родителями: анкетирование, которое позволит выявить их отношение к нарушению прав ребенка, их юридическую и психолого-педагогическую грамотность и компетентность; цикл бесед и встреч с родителями; обновление информации в уголке для родителей; раздача памяток.

Хотелось бы обратить внимание на то, что разъясняя ребенку его права, мы часто забываем упомянуть о его обязанностях. В последнее время подростки и молодежь часто говорят: «Имеем право, «Вы обязаны», «Мы никому ничего не должны». Налицо недостатки воспитания и пробелы в знаниях. Наша задача как воспитателей познакомить детей не только с их правами, но и обязанностями, начиная с дошкольного детства.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Конвенция о правах ребенка» Цель: • Ознакомление детей с «Конвенцией о правах ребенка». • Формирование правовой культуры. • Дать детям представление об их правах и.

Конспект занятия для детей старшего возраста «Конвенция о правах ребенка»Конспект занятия для детей старшего возраста «Конвенция о правах ребенка» Цели: упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях; развивать правовое мировоззрение и представления.

Документ, закрепляющий основные положения о правах ребенка Документ, закрепляющий основные положения о правах ребенка. План: 1. Определение Конвенция ООН о правах ребёнка 2. История создания.

Конспект беседы в подготовительной группе «Конвенция о правах ребенка»Конспект беседы в подготовительной группе «Конвенция о правах ребенка» Беседа с детьми на тему «Конвенция о правах ребенка» МАДОУ №429 воспитатель Пенюгалова И. М. подготовительная группа Цель: - Познакомить.

Конспект занятия по правовому воспитанию «Знакомство с конвенцией о правах детей»Конспект занятия по правовому воспитанию «Знакомство с конвенцией о правах детей» Цель: воспитывать чувство собственного достоинства, самоуважение и уважение к правам окружающих людей. Способствовать предупреждению людей.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Знакомим с Конвенцией о правах ребенка» Структурное подразделение «Детский сад №114 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального.

Консультация для родителей «О правах ребенка дошкольника» «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», — констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии.

Консультация для родителей «О правах ребенка дошкольника» Консультация для родителей "О правах ребенка дошкольника" Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему,.

Родительское собрание «О правах ребенка» Добрый день, уважаемые родители! Это мероприятие я хочу начать с таких строк: Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва Он имеет право.

Российские документы о правах ребенка Российские документы о правах ребенка. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомим дошкольников с Конвенцией ООН «О правах ребенка»
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 23:25
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД