МААМ-картинки

Конспект занятия «Знакомство с традициями народов Севера»

наталья долгушева
Конспект занятия «Знакомство с традициями народов Севера»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

«Знакомство с традициями народов севера».

Цели:

• Систематизировать знания детей о коренных жителей Севера, их традициях, обычаях. Дать представление о северных птицах.

• Обогащать словарный запас существительными, глаголами; включать в речь предложно-падежные конструкции.

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с традициями народов Севера“» размещена в разделах

• Учить детей сравнивать птиц, находить отличия, отвечать на вопросы полным предложением.

Познакомить детей с играми народов Севера, развивающие силу рук, спины, ног; воспитывающие настойчивость, выдержку.

• Формировать развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений, через проигрывание пластических этюдов.

• Развивать зрительное и слуховое восприятие и память.

• Активизировать работу правого и левого полушария, используя упражнения «гимнастика для головного мозга».

• Формировать стремление к достижению положительных результатов.

Оборудование: мультимедийная презентация «Коренные жители севера»; два хула-хупа с отверстиями для шестов; шесты - 10 штук, для двух чумов; ткань, имитирующая шкуру оленя – 2 шт; оленьи рога – 2 шт; кольца, для накидывания на рога – 10 шт; 6 шестов, для перетягивания; следы совы и куропатки – 24 шт; 2 ёлки; картинки формата А4 с изображением совы и куропатки; музыкальное сопровождение «Хэйро».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята.

СЛАЙД №2

- Ребята, кто мне скажет, в каком городе мы живём? (В городе Норильске.)

- А где расположен наш город? (На крайнем севере.)

2. Вводная часть.

СЛАЙД №3

Север – удивительный и суровый край. Край, в котором живут сильные и выносливые люди. И сегодня мы с вами продолжим знакомиться с традициями и обычаями народов севера.

СЛАЙД №4

На прошлом занятии мы с вами узнали, что живут народы севера в тундре. Сами строят себе дома. Кто мне подскажет, как называется их дом? (Чум)

СЛАЙД №5

- А из каких материалов северные народы строят свои чумы? (деревянные шесты, оленьи шкуры) .

- Чум получается крепкий, тёплый, уютный.

- Ребята, давайте построим чумы.

Игра: «Построй чум». Проводится под музыкальное сопровождение.

Педагог делит детей на две команды. В середине зала лежат шесты и куски ткани, имитирующие оленью шкуру. Каждая команда по команде должна соединить между собой шесты, вставляя каждый в отверстие круга, вверху закрепив шесты шнуром. После команда должна накинуть на каркас ткань.

- Ребята, вы молодцы. Крепкие чумы получились, не страшны ему ни сильные ветра, ни трескучие морозы.

3. «Зааркань оленя»

- Северные народы очень трудолюбивы.

Традиционные занятия северных народов тесно связаны с животным миром нашего края.

СЛАЙД №6, 7

Это рыболовство и охота.

– Чем ещё занимаются северные народы? (Оленеводством)

СЛАЙД №8

- Они заботятся об оленях, потому что олень для них – это средство передвижения, и пища (из мяса оленя они готовят разнообразную еду, и одежда (из оленьих шкур они изготавливают себе шубы – малицы, сапоги- унты, варежки, шапки). Но чтобы поймать оленя нужно быть очень сильным, ловким и смелым. Поэтому оленеводы постоянно тренируются и устраивают игры состязания между собой.

- Давайте тоже устроим состязание и посмотрим какие вы ловкие.

- Ребята, посмотрите какие у оленя развесистые, большие рога.

СЛАЙД №9

Чтобы поймать оленя оленеводы использовали арканы, длинные верёвки с петлёй на конце. Они набрасывали аркан на бегущего оленя и сильно тянули за верёвку, чтобы наклонить оленя к земле.

- Мы тоже сейчас постараемся набросить аркан (кольцо) на оленьи рога.

Игрок подходил к линии броска и метает свой аркан (кольцо) на оленьи рога.

-Молодцы. Вы очень ловкие.

СЛАЙД № 10

4. Игра-состязание “Перетягивание палки”

- А сейчас я хочу проверить какие вы сильные. Готовы?

Два игроки садятся напротив друг друга, вытягивают ноги вперед и упираются ступнями ног. Руками обхватывают палку. По команде педагога игроки начинают тянуть палку на себя так, чтобы соперник оторвался от земли (пола). Если кто-то из игроков не выдерживает и расцепляет пальцы, то он считался побежденным.

5. Активизация работы правого и левого полушария.

«Найди по следам».

- Ребята сегодня мы с вами познакомимся с северными птицами, зимующими в тундре. Но, вы должны мне помочь в этом. Мы с вами должны угадать птиц, а помогут нам в этом их следы. Посмотрите внимательно на пол.

(На полу в две шеренги выложены следы совы и куропатки, ведущие к двум ёлкам. Под ёлкой сидит фигурка куропатки, на второй ёлке – сова)

- Ребята, по тропинкам мы пойдём перекрёстным шагом, при этом будем делать взмахи руками (крылышками, как птицы.

- Ребята, мы подошли с вами к двум ёлкам. Посмотрите внимательно, мне кажется, здесь кто-то спрятался.

- Под ёлкой сидит куропатка.

- На ёлке сидит сова.

- Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся поближе с этими двумя северными птицами.

СЛАЙД №11

Белая сова - узнать ее нетрудно, даже если прежде ее видеть не приходилось. Самцы почти чисто-белые, а самки с темными пестринами по всему телу и значительно крупнее самцов.

Живут совы в тундре. Жителям Крайнего Севера эта птица известна хорошо. Питаются в основном мелкими грызунами, преимущественно леммингами и мышами. В малокормные годы, когда численность грызунов низка, ловят птиц - белых и тундряных куропаток, уток.

СЛАЙД №12

Куропатка – намного меньше совы, плохо летает, зарывается под снегом, избегая встречи с хищниками.

Дети самостоятельно пытаются найти отличия между совой и куропаткой.

-Что-то мы засиделись, давайте поиграем.

Игра «Совы и куропатки»

Педагог выбирает двух участников. Это – совы. Остальные дети – куропатки. По сигналу педагога: «День», куропатки прогуливаются по залу, совы спят. По сигналу ночь, совы берутся за руки и пытаются поймать куропатку, поймав её в кольцо.

6. Пластический этюд «Куропатки»

Северные народы очень много трудятся, чтобы не голодать, не замёрзнуть в суровой тундре. Но и отдыхать они тоже любят.

СЛАЙД №13, 14

Очень часто они устраивают праздники, на которых поют и танцуют, имитируя птиц и животных севера.

- Мы даже приготовили для вас праздничные костюмы северных народов. Посмотрите, какие они красивые, их делают вручную, украшая интересными орнаментами.

- Давайте примерим их.

Танец «Куропатки»

7. Итог:

- Ребята, сегодня мы ещё немножко окунулись в жизнь народов севера. Узнали, какие состязания они проводят чтобы развить в себе силу, ловкость, выносливость, узнали как развлекаются народы севера, познакомились поближе с северными птицами : совой и куропаткой. Вы молодцы! На этом наше занятие подошло к концу.

Танец «Хоровод» под музыку «Хэйро».

Спасибо за внимание угощайтись.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с народной культурой и традициями» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой и ее традициями. Развивать познавательную активность детей в процессе эксперементирования.

Конспект занятия «Знакомство с животными севера и жарких стран» (подготовительная группа) Цель: Формирование представлений у детей о диких животных. Развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников. Задачи: Расширить.

Конспект НОД в средней группе «Знакомство с русскими традициями»Конспект НОД в средней группе «Знакомство с русскими традициями» Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы (открытое занятие) «Знакомство.

Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с народами Крыма — их традициями и обычаями «Культура и быт народов Крыма» Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с народами Крыма, их традициями и обычаями на тему: «Культура и быт народов Крыма» (подготовительная.

Конспект занятия по сказкам народов Крайнего Севера «Веселая сова и грустный ворон» Конспект по сказкам народов Крайнего Севера на тему «Веселая сова и грустный ворон» для старшей группы детского сада Цели: 1. образовательные:.

Мастер-класс «Жилище народов Севера. Иглу»Мастер-класс «Жилище народов Севера. Иглу» Мастер – класс. Жилище народов Севера. Иглу. Задачи: - Продолжить знакомство детей видами жилищ разных народов мира; - Познакомить с образом.

План-конспект НОД «Знакомство с народной культурой и традициями». во второй младшей группе Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями». Тема занятия: «Красивый платочек с элементами дымковской росписи». Интеграция.

Презентация этнографического музея народов Севера Цель – создать у детей дошкольного возраста представления о родном крае, традиционной культуре народов саами и коми Задачи:.

Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» Содержание: 1. Введение 2. Цель проекта 3. Задачи проекта 4. Вид проекта 5. Постановка проблемы. 6. Этапы проекта 7. Участники проекта.

Викторина-игра по сказкам народов Севера «Многоцветье Югорского фольклора» Викторина- игра по сказкам народов Севера «Многоцветье Югорского фольклора» Форма проведения: «викторина по сказкам» Цель: учить использовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с традициями народов Севера»
Опубликовано: 16 октября 2018 в 18:30
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД