«Знакомство с творчеством марийского художника С. Ф. Подмарева». Открытое занятие в старшей группе

Татьяна Орехова
«Знакомство с творчеством марийского художника С. Ф. Подмарева». Открытое занятие в старшей группе

Одна из задач нравственно-патриотического кружка «Изи памаш» («Родничок») – воспитывать желание познавать культуру своего народа. Сегодня я предлагаю вашему вниманию кружковое занятие на тему :«Знакомство с творчеством марийского художника Сергея Федоровича Подмарева.»

Цели: 1. Познакомить с творчеством С. Подмарева.

2. Закрепить знания о разных жанрах живописи (пейзаж, портрет, натюрморт).

3. Формировать эстетическое отношение к живописи.

4. Развивать речь, умение использовать сравнения, синонимы, передающие эмоциональное отношение к увиденному на картине.

Предварительная работа: посещение выставочного зала изобретательных искусств Марий Эл, разучивание песен А. Кушнера «Песенка о картинках» из мультфильма «Пластелиновая ворона».

Материал: картины С. Подмарева, скамеечка, панамка.

Зал оформлен под выставочный зал.

(Дети находятся в группе.)

В. : «Я начну, а вы кончайте. Дружно вместе отвечайте!»

Вот чудесная коробка

Надпись «Радуга» на ней,

А в коробке, а в коробке

Семь цветных ….(карандашей).

Сверкая, как перья

Жар – птицы из сказки,

Лежат на столе мои новые (краски).

Отвечайте, дети, быстро

Рисует кто картины эти?

Ответить очень просто нам

Рисует их (художник сам).

Ребята, мы знакомы уже с работами многих художников, а кто – нибудь из вас помнит художников и их картины?

Д. : И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Лесные дали», «Рожь».

И. Левитан «Золотая осень».

А. Саврасов «Грачи прилетели».

В. Серов «Мика Морозов».

И. Репин «Стрекоза».

В. Васнецов «Аленушка».

В. : Молодцы! А кто такой художник?

Д. : Это человек, который пишет, рисует картины.

В. : А кто помогает художнику создавать картины?

Д. : Кисточки, краски, карандаши, бумага, резинка, холст.

В. : О работе художника говорят по-разному : художник пишет, художник рисует. Почему?

Д. : Потому что, если художник берет в руки масляные краски и кисть, то он пишет, а если карандаш – то рисует.

В. : Дети, а марийских художников вы знаете? Мы недавно посетили с вами выставочную галерею изобразительных искусств Марий Эл.

Д. : Горбунцов «Зима», «Осень», «Изба читальня».

Евдокимов «Дедушкина пасека», «Мать».

Бутов «Пионы», «Молодые».

Подмарев «Вальдшнепы», «Онар».

Лаврентьев «Глухомань».

В. : Я вами очень довольна.

А сегодня мы с вами познакомимся с творчеством одного из ведущих художников Марийской Республики - Сергея Федоровича Подмарева - и посетим персональную выставку этого талантливого художника.

(Дети входят в зал под марийскую музыку.)

В. : Ребята, перед вами автопортрет самого художника Подмарева, Почему картина называется автопортрет, а не портрет. Что такое портрет?

Д. : Картина, где художник рисует думающих людей, они не двигаются.

В. : Автопортрет – картина, где художник рисует самого себя. Это очень трудно смотреть на самого себя в зеркало и рисовать. Почему у него лицо разного цвета, одна половина светлая, другая темная?

Д. : Это падает так свет на его лицо.

В. : Да. Вот здесь видно отражение лампочки.

Сергей Подмарев родился в с. Ярымово Горьковской области. С детства очень любил рисовать и поэтому поступил учиться в Горьковское художественное училище. Закончив его, получил профессию художника и приехал работать в Йошкар- Олу. Он полюбил нашу Марийскую Республику за ее красивую природу, добрый народ.

Но, к сожалению, его уже среди нас нет. Но память о нем осталась в его картинах.

Сергей Подмарев очень любил природу и мог часами находиться в тишине леса, полей, лугов, рек и озер.

Много картин посвятил он пейзажной живописи. А что такое пейзаж?

Д. : Картина природы.

В. : В нашем выставочном зале находится одна из его картин -«Осень».

«Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой».

Почему я прочитала эти стихи?

Что главное изобразил художник в картине?

Д. : Березу белоствольную в золотистом наряде, осень.

В. : А есть еще картины других художников об осени?

Д. :И. Левитан «Золотая осень», Горбунцов «Осень».

В. : Что общего в этих картинах?

Д. : Художники с любовью рисуют золотую осень, а в центре – красавицы березки и голубое небо.

В. : А теперь обратим внимание на эти две картины. Посмотрев на них мы можем сказать, что эти картины одинаковы по жанру?

Д. : Да, это натюрморт.

В. : Почему, как вы определили?

Д. : В натюрмортах нет живой природы, людей, а показана тихая жизнь предметов.

В. : Что мы видим на этой картине?

Д. : Ваза с цветами, несколько цветов упали на стол. Цветы красивые: красные, голубые, желтые, белые.

В. : Для того, чтобы подчеркнуть яркие сочные цвета, художник использует темно- желтый фон.

А этот красный цвет помогает художнику показать тепло, мир, радость. Глядя на эту картину мы чувствуем радость. А может не стоит рисовать цветы, их итак много летом?

Д. : Живые цветы быстро вянут, а нарисованные- они живут вечно, и мы можем любоваться ими холодной зимой.

В. : А здесь художник составил композицию из двух букетов, где живописно выявлен цветовой колорит между зелеными ветками калины и ярко- зелеными весенними цветами одуванчиков и купальницы. Подмарев в основном писал крупными мазками. Подойдите поближе, сколько много краски на листьях, цветах. Это неспроста. Таким образом художник создает объемный букет. На такие картины, нарисованные мазками, нужно смотреть издалека. Отойдем и полюбуемся.

А теперь обратите внимание на стеклянную банку, вода в ней такая чистая, как будто только что из колодца.

Давайте придумаем название этого натюрморта.

Д. : «Цветы на столе», «Весенние цветы»…

В. : «Смотрите, ребята, семицветная радуга встала.

Семь цветов она по полю раскидала.

Наверно, в природе весенней, родной

Все краски живут единой семьей».

Что вы видите на этой картине?

Д. : Большое зеленое поле, темное небо с двумя радугами. Вдалеке – дома, девушка с флажком, дует ветерок – поднят подол платья.

В. : Подумаем и назовем эту картину.

Д. : «Лето», «Зеленое поле», «Под радугой»….

В. : Посмотрите внимательно на эту картину.

«Теплый июньский день.

В прохладной тени зеленых ветвей

Среди душистых трав

Мечтает о будущем девушка

В красном платье».

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Д. : Тишина. Охота спокойно посидеть на скамеечке. Скорее бы настало лето.

В. : Давайте подумаем, а кто эта девушка?

Д. : Знакомая, сестра, подруга.

В. : Эта картина очень дорога сердцу художника. На ней он нарисовал свою будущую жену Юленьку.

Обратите внимание на то, как сидит Юленька, как расположены руки, ноги, голова.

А сейчас мы сами будем маленькими художниками, изобразим Юленьку не красками и карандашами, а своим умением сидеть так, как Юленька. Девочки будут изображать Юленьку такой, какая она на картине, а мальчики будут внимательно глядеть и определять, кто больше походит на Юленьку.

(Девочки одевают панамку и поочередно садятся на скамеечку, мальчики определяют.)

В. : Дети, а родная сестра Сергея Подмарева – Валентина Федоровна жила вместе с нами в Шойбулаке.

В. : В память о нашей встрече на выставке картин дети дарят вам, уважаемые гости, альбом с рисунками. Может кто-нибудь из них тоже будет художником как Сергей Подмарев. А еще в подарок мы дарим вам песенку «О картинках» из мультфильма «Пластелиновая ворона».

(Дети поют песенку «Если видишь на картине….»)

В. : А сейчас,ребята, давайте еще раз посмотрим картины марийского художника Сергея Федоровича Подмарева.

(Дети прощаются с гостями и продолжают рассматривать картины.)

Публикации по теме:

Мини-музей в детском садуМини-музей в детском саду В нашем детском саду есть мини -музей марийского быта. Педагоги детского сада собрали богатый материал по ознакомлению детей дошкольного.

Выступление на родительском собрании «Устное народное творчество марийского народа в развитии дошкольников» В народном творчестве мы можем увидеть много прекрасного, мудрого,что народ передает из поколения в поколение. Это марийские традиции, обычаи,.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
«Знакомство с творчеством марийского художника С. Ф. Подмарева». Открытое занятие в старшей группе
Опубликовано: 4 января 2014 в 18:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конструирование из бумаги «Гусенички»
Конструктивная деятельность даёт возможность развивать у детей творческое воображение, мышление. На занятиях по художественному конструированию мы создаём...
Консультация для педагогов «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
Для успешного освоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять...
Сценарий праздника «В гости к нам пришла Весна» в средней группе
Конспект праздника «В гости к нам пришла Весна»В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. Дети заходят в зал под музыку и встают полукругом. Ведущий: Взгляните, как стало...
Консультация «Семья всего дороже»
На эту консультацию меня натолкнули воспоминания о фильме «Доживём до понедельника». Помните, там есть эпизод, когда ученикам предложили написать...
Содержание образовательной среды во второй младшей группе
Физическое развитие Физкультурный уголок: Обручи, кегли, мячи, скакалки, Массажные коврики, флажки, гимнастические палки, кольца, атрибуты для проведения...