«Знакомство с творчеством марийского художника С. Ф. Подмарева». Открытое занятие в старшей группе

Татьяна Орехова
«Знакомство с творчеством марийского художника С. Ф. Подмарева». Открытое занятие в старшей группе

Одна из задач нравственно-патриотического кружка «Изи памаш» («Родничок») – воспитывать желание познавать культуру своего народа. Сегодня я предлагаю вашему вниманию кружковое занятие на тему :«Знакомство с творчеством марийского художника Сергея Федоровича Подмарева.»

Цели: 1. Познакомить с творчеством С. Подмарева.

2. Закрепить знания о разных жанрах живописи (пейзаж, портрет, натюрморт).

3. Формировать эстетическое отношение к живописи.

4. Развивать речь, умение использовать сравнения, синонимы, передающие эмоциональное отношение к увиденному на картине.

Предварительная работа: посещение выставочного зала изобретательных искусств Марий Эл, разучивание песен А. Кушнера «Песенка о картинках» из мультфильма «Пластелиновая ворона».

Материал: картины С. Подмарева, скамеечка, панамка.

Зал оформлен под выставочный зал.

(Дети находятся в группе.)

В. : «Я начну, а вы кончайте. Дружно вместе отвечайте!»

Вот чудесная коробка

Надпись «Радуга» на ней,

А в коробке, а в коробке

Семь цветных ….(карандашей).

Сверкая, как перья

Жар – птицы из сказки,

Лежат на столе мои новые (краски).

Отвечайте, дети, быстро

Рисует кто картины эти?

Ответить очень просто нам

Рисует их (художник сам).

Ребята, мы знакомы уже с работами многих художников, а кто – нибудь из вас помнит художников и их картины?

Д. : И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Лесные дали», «Рожь».

И. Левитан «Золотая осень».

А. Саврасов «Грачи прилетели».

В. Серов «Мика Морозов».

И. Репин «Стрекоза».

В. Васнецов «Аленушка».

В. : Молодцы! А кто такой художник?

Д. : Это человек, который пишет, рисует картины.

В. : А кто помогает художнику создавать картины?

Д. : Кисточки, краски, карандаши, бумага, резинка, холст.

В. : О работе художника говорят по-разному : художник пишет, художник рисует. Почему?

Д. : Потому что, если художник берет в руки масляные краски и кисть, то он пишет, а если карандаш – то рисует.

В. : Дети, а марийских художников вы знаете? Мы недавно посетили с вами выставочную галерею изобразительных искусств Марий Эл.

Д. : Горбунцов «Зима», «Осень», «Изба читальня».

Евдокимов «Дедушкина пасека», «Мать».

Бутов «Пионы», «Молодые».

Подмарев «Вальдшнепы», «Онар».

Лаврентьев «Глухомань».

В. : Я вами очень довольна.

А сегодня мы с вами познакомимся с творчеством одного из ведущих художников Марийской Республики - Сергея Федоровича Подмарева - и посетим персональную выставку этого талантливого художника.

(Дети входят в зал под марийскую музыку.)

В. : Ребята, перед вами автопортрет самого художника Подмарева, Почему картина называется автопортрет, а не портрет. Что такое портрет?

Д. : Картина, где художник рисует думающих людей, они не двигаются.

В. : Автопортрет – картина, где художник рисует самого себя. Это очень трудно смотреть на самого себя в зеркало и рисовать. Почему у него лицо разного цвета, одна половина светлая, другая темная?

Д. : Это падает так свет на его лицо.

В. : Да. Вот здесь видно отражение лампочки.

Сергей Подмарев родился в с. Ярымово Горьковской области. С детства очень любил рисовать и поэтому поступил учиться в Горьковское художественное училище. Закончив его, получил профессию художника и приехал работать в Йошкар- Олу. Он полюбил нашу Марийскую Республику за ее красивую природу, добрый народ.

Но, к сожалению, его уже среди нас нет. Но память о нем осталась в его картинах.

Сергей Подмарев очень любил природу и мог часами находиться в тишине леса, полей, лугов, рек и озер.

Много картин посвятил он пейзажной живописи. А что такое пейзаж?

Д. : Картина природы.

В. : В нашем выставочном зале находится одна из его картин -«Осень».

«Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой».

Почему я прочитала эти стихи?

Что главное изобразил художник в картине?

Д. : Березу белоствольную в золотистом наряде, осень.

В. : А есть еще картины других художников об осени?

Д. :И. Левитан «Золотая осень», Горбунцов «Осень».

В. : Что общего в этих картинах?

Д. : Художники с любовью рисуют золотую осень, а в центре – красавицы березки и голубое небо.

В. : А теперь обратим внимание на эти две картины. Посмотрев на них мы можем сказать, что эти картины одинаковы по жанру?

Д. : Да, это натюрморт.

В. : Почему, как вы определили?

Д. : В натюрмортах нет живой природы, людей, а показана тихая жизнь предметов.

В. : Что мы видим на этой картине?

Д. : Ваза с цветами, несколько цветов упали на стол. Цветы красивые: красные, голубые, желтые, белые.

В. : Для того, чтобы подчеркнуть яркие сочные цвета, художник использует темно- желтый фон.

А этот красный цвет помогает художнику показать тепло, мир, радость. Глядя на эту картину мы чувствуем радость. А может не стоит рисовать цветы, их итак много летом?

Д. : Живые цветы быстро вянут, а нарисованные- они живут вечно, и мы можем любоваться ими холодной зимой.

В. : А здесь художник составил композицию из двух букетов, где живописно выявлен цветовой колорит между зелеными ветками калины и ярко- зелеными весенними цветами одуванчиков и купальницы. Подмарев в основном писал крупными мазками. Подойдите поближе, сколько много краски на листьях, цветах. Это неспроста. Таким образом художник создает объемный букет. На такие картины, нарисованные мазками, нужно смотреть издалека. Отойдем и полюбуемся.

А теперь обратите внимание на стеклянную банку, вода в ней такая чистая, как будто только что из колодца.

Давайте придумаем название этого натюрморта.

Д. : «Цветы на столе», «Весенние цветы»…

В. : «Смотрите, ребята, семицветная радуга встала.

Семь цветов она по полю раскидала.

Наверно, в природе весенней, родной

Все краски живут единой семьей».

Что вы видите на этой картине?

Д. : Большое зеленое поле, темное небо с двумя радугами. Вдалеке – дома, девушка с флажком, дует ветерок – поднят подол платья.

В. : Подумаем и назовем эту картину.

Д. : «Лето», «Зеленое поле», «Под радугой»….

В. : Посмотрите внимательно на эту картину.

«Теплый июньский день.

В прохладной тени зеленых ветвей

Среди душистых трав

Мечтает о будущем девушка

В красном платье».

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Д. : Тишина. Охота спокойно посидеть на скамеечке. Скорее бы настало лето.

В. : Давайте подумаем, а кто эта девушка?

Д. : Знакомая, сестра, подруга.

В. : Эта картина очень дорога сердцу художника. На ней он нарисовал свою будущую жену Юленьку.

Обратите внимание на то, как сидит Юленька, как расположены руки, ноги, голова.

А сейчас мы сами будем маленькими художниками, изобразим Юленьку не красками и карандашами, а своим умением сидеть так, как Юленька. Девочки будут изображать Юленьку такой, какая она на картине, а мальчики будут внимательно глядеть и определять, кто больше походит на Юленьку.

(Девочки одевают панамку и поочередно садятся на скамеечку, мальчики определяют.)

В. : Дети, а родная сестра Сергея Подмарева – Валентина Федоровна жила вместе с нами в Шойбулаке.

В. : В память о нашей встрече на выставке картин дети дарят вам, уважаемые гости, альбом с рисунками. Может кто-нибудь из них тоже будет художником как Сергей Подмарев. А еще в подарок мы дарим вам песенку «О картинках» из мультфильма «Пластелиновая ворона».

(Дети поют песенку «Если видишь на картине….»)

В. : А сейчас,ребята, давайте еще раз посмотрим картины марийского художника Сергея Федоровича Подмарева.

(Дети прощаются с гостями и продолжают рассматривать картины.)

Публикации по теме:

Мини-музей в детском садуМини-музей в детском саду В нашем детском саду есть мини -музей марийского быта. Педагоги детского сада собрали богатый материал по ознакомлению детей дошкольного.

Выступление на родительском собрании «Устное народное творчество марийского народа в развитии дошкольников» В народном творчестве мы можем увидеть много прекрасного, мудрого,что народ передает из поколения в поколение. Это марийские традиции, обычаи,.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Дикие животные
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
«Знакомство с творчеством марийского художника С. Ф. Подмарева». Открытое занятие в старшей группе
Опубликовано: 4 января 2014 в 18:38
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Мой город Саратов»
Тема: «Мой город Саратов» Характеристики проекта: По доминирующему методу: информационно – практико –ориентированный. По характеру содержания: ребенок и...
Международный День защиты детей. Фотоотчет
В детстве ярко солнце светит, смех звенит и там и тут. Это дети всей планеты песню звонкую поют. 1 июня – первый день лета. Это еще и Международный День...
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная или офисная бумага ( цвет по вашему...
Мастер-класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка»
Мастер- класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка». Помещение, в котором проводиться праздник надо украсить. Можно...
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...