МААМ-картинки

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)

Наталья кочманова
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)

Адаптация – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать, есть и те, для кого детский сад становится вторым домом с первых дней

Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду влияет на его психическое состояние и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Цель: оказать помощь родителям в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Этим определяются основные задачи:

- преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста, в период адаптации к детскому саду;

- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей;

- способствовать созданию условий для возникновения дружного родительского коллектива.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Второй год в группу раннего возраста мы набираем детей с 1 года. Количество детей группы раннего возраста было 18. В группе раннего возраста проводили различные мероприятия с привлечением родителей. Работу делили на несколько этапов.

Организационный

В июне провели первое родительское собрание «Пора в детский сад», здесь мы знакомились с родителями будущих воспитанников. Провели экскурсию по ОУ, участку, группе.

Собирали информацию о будущих воспитанниках, т. е. провели анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» Выясняем, как можно больше о жизни ребенка дома (как ребенок пользуется туалетом, как засыпает, просыпается, умеет ли есть сам, о любимых игрушках, тип общения, уровень самостоятельности в самообслуживания и т. д.) Полученную информацию мы учитываем в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.

Познакомили родителей с режимом детского сада. Совместно обсудили, что нужно сделать для согласования домашнего и садиковского режима. Если малыш испытывает трудности в общении со сверстниками или общается только с родителями, советовали родителям почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников. И многие родители будущих воспитанников в течение лета приходили вместе со своими малышами на прогулку в детский сад. И мы воспитатели знакомились с детьми, наблюдали за ними. На основе этих данных определили степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям дали соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив. Составили адаптационный маршрут на ребенка.

С помощью анкетирования выявили отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад ««Давайте познакомимся».

Основной

Начали поэтапный прием детей в группу с июня месяца, тем кто собрался прийти летом, основная масса детей пришла в сентябре. Родители уже заранее получали информацию о том, как лучше подготовить ребенка к дошкольному учреждению, как развивать ребенка. Родители были положительно настроены и доверительно относились к нам и специалистам. А те малыши, которые летом приходили на прогулку с мамой в детский сад, с удовольствием и с меньшей тревожностью шли в группу.

Мы дружелюбно, ласково разговаривали с малышом (в обязательном присутствии мамы, помогали переодеться, показывали шкафчик.

Приглашали малыша со своей игрушкой, и вместе с мамой пройти в группу. Мы убеждали маму немножко поиграть с ребенком и другими детьми в группе, т. к. в присутствии мамы ребенок чувствует себя защищенным. Знакомили малыша с игрушками, старались вовлечь в игры. Затем просили маму, предупредив ребенка, отлучиться на некоторое время (побыть в приемной, и непременно вернуться. Этим самым показать ребенку, что его не обманули, и он может доверять нам.

С каждым днем увеличивали время пребывания ребенка в детском саду. Каждое утро приветливо и дружелюбно встречали малыша. Говорили ему, что его ждут игрушки и другие дети.

Во время режимных моментов учитывали индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом в кровати игрушка. Во время засыпания ласкали ребенка, садились с ним рядом, пели колыбельную песенку. Так мы завоевываем доверие малыша.

Чем быстрее малыш почувствует доверие к нам, установит контакт, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с близкими.

Во время пребывания детей в ОУ наблюдаем за их поведением.

Данные наблюдения фиксировали в индивидуальных листах адаптации. По итогам были составлены таблицы, в которых были зафиксированы данные на каждого ребенка по всем периодам адаптации, т. е. на 1, 2, 3, 4, 8, 16, 32, 64 и 128 дни.

Использовали такие методы работы с детьми как :

• элементы телесной терапии;

• создание положительных установок на предстоящие режимные процессы – чтение потешек во время умывания одевания, приема пищи, засыпание с любимой мягкой игрушкой;

• проводим развивающие игры; пальчиковые игры, подвижные, релаксационные. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, водой, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".

• рассказываем сказки с показом настольного театра.

• Проводили консультации для родителей на тему «Стили семейного воспитания»;

Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»;

• Беседовали с родителями об адаптации ребенка к ОУ.

В группе созданы такие формы взаимодействия родителями как: игротека – совместная вместе с ребенком игра.

Итоговый

Были побально оценены следующие критерии:

- эмоциональное состояние детей;

- социальные контакты;

- сон;

- аппетит;

- здоровье.

На всех этапах велась активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации : наглядно – консультативный материал: буклеты, журналы, стенды; фотовыставки; информационные стенды.

В заключение всей работы планируем провести собрание на тему: «Наши достижения» (родители проговаривают положительные и отрицательные результаты во время адаптации ребенка к ОУ). С помощью анкетирования проверим удовлетворённость родителей совместной работе воспитателя и семьи в период адаптации.

Признаком того, что период адаптации завершился, является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, он увлеченно играет с игрушками, доброжелательно относится ко мне и детям группы, безболезненно расстается утром с родителями, встречая их вечером с улыбкой.

В итоге на 10 ноября 2015г. В группе 12 мальчиков и 6 девочек. Из них, 13 человек – 72% соответствуют высокому уровню адаптации. Дети играют, подвижны, обычно веселы, спокойно засыпают, кушают до насыщения. 28% детей- 5человек соответствуют среднему уровню адаптации. Иногда плаксивы, плохо засыпают, избирательны в еде. Детей с тяжелым уровнем адаптации нет.

Итак, была проделана большая работа с родителями, как ежедневная, так и по плану, повышалась педагогическая компетентность родителей.

Только при взаимодействии с родителями дети раннего возраста успешно прошли период адаптации.

Публикации по теме:

Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ В этом году мне посчастливилось набирать малышей. Этот период, а именно период адаптации является самым тяжелым как для родителей, так и.

«Использование игровых моделей для знакомства детей раннего возраста с цветом (из опыта работы)» Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов:.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Наш детский сад отличается от других д/садов города тем, что к нам приходят самые маленькие его жители, так как мы принимаем малышей с.

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством фольклора» Проблемное поле проекта: Детский сад –новый период в жизни ребенка, но для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ без сильных психологических.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Консультация для родителей: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения.

Обобщение опыта работы «Адаптация детей раннего дошкольного возраста» Когда малыш после доясельного периода приходит в детский сад, у него начинается самый сложный период- период адаптации, т. е. приспособления.

Организация работы с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к условиям ДОО. Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни. Это, прежде всего, разлука с близкими ребенку людьми, изменение привычного.

Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром (из опыта работы) Сообщение из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром Давыденко Татьяна.

Родительское собрание во второй группе раннего возраста «Первый раз в детский сад» (адаптация детей к условиям ДОУ)Родительское собрание во второй группе раннего возраста «Первый раз в детский сад» (адаптация детей к условиям ДОУ) Родительское собраниес использованием мультимедийной презентации Форма проведения: устный журнал. Время проведения: сентябрьЦель: Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)
Опубликовано: 17 декабря 2015 в 16:36
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД