Папки-передвижки

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (моторная алалия)

Елена Токарчук
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (моторная алалия)

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (моторная алалия)

Содержание

I. Целевой раздел

3

1. 1. Пояснительная записка 3

1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ 3

1.1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы 4

1.1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы 4

Публикация «Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (моторная алалия)» размещена в разделах

1.2. Планируемые результаты освоения Программы 5

II. Содержательный раздел 6

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент) 6

2.2. Описание программ коррекционно-педагогической и психологической направленности (коррекционный компонент) 8

2.2.1. Программа логопедической работы 8

2.2.2. Индивидуальная программа работы педагога-психолога 11

2.2.3 Индивидуальная программа работы учителя- дефектолога 12

2.2.4 Индивидуальная программа музыкального руководителя 14

2.3. Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию адаптированной образовательной программы 15

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка (воспитательный компонент) 16

2.5. Формы организации деятельности ребёнка с ОВЗ 16

III.Организационный раздел

17

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 17

3.2. Описание материально-технического обеспечения Программы 18

3.2.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 21

3.2.2. Описание кадровых условий реализации Программы 21

3.3. Финансовые условия реализации Программы 21

3.4. Расписание занятий, примерный режим дня 22

3.5. Особенности включения в традиционные события, праздники, мероприятия 22

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ

По результатам комплексного обследования специалистами ПМПК от 02.06.2016 г. выявлены ограниченные возможности здоровья.

Рекомендованы занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Проведенная в сентябре 2016 г специалистами ДОУ психолого-педагогическая диагностика выявила следующие результаты освоения образовательной программы :

Актуальное состояние (образовательные области)

Художественно-эстетическое развитие

Предметно - практическая деятельность.

Любит слушать чтение художественных текстов, может сосредоточиться на этой деятельности на 10—15 минут, не отвлекается при этом. Любит рассматривать иллюстрации в детских книжках.

Может самостоятельно проводить линии, рисовать кружки, создавать простейшие изображения по образцу, знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы.

Музыкальное воспитание.

Проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать музыку, подпевает за взрослом (вокализации).

Речевое развитие

У Мирослава отмечается активная подражательная речевая деятельность. Простые одноступенчатые инструкции понимает. В самостоятельном общении использует отдельные звуки и их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов, отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую структуру.

Социально-коммуникативное развитие

Мирослав - доброжелательный, открытый, подвижный ребёнок. У него сформировано положительное отношение к самому себе, к окружающим людям.

Ребенок принимает активное участие в играх в паре, знает нормы и правила поведения соответственно возрасту, умеет адекватно реагировать на запрет, с радостью принимает похвалу, проявляет симпатию к окружающим, испытывает потребности в самостоятельности, осознает свою гендерную принадлежность, владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом; у ребенка есть представления об опасности, он держится за перила, спускаясь с лестницы, не пытается бежать по лестнице; не вырывает у взрослого руку, переходя улицу.

Игровое пространство организует самостоятельно. Знает место размещения игрушек, книг, материалов для свободной деятельности, материалов для занятий.

В сюжетно – ролевые игры включается активно.

Принимает активное участие во всех делах группы. Просьбы взрослого выполняет.

Самообслуживание развито хорошо (одевается, обувается, застёгивает молнии). Проявляет аккуратность. Может по просьбе воспитателя привести в порядок стол после занятия, игры.

Познавательное развитие

Ребенок любознателен, склонен наблюдать. На занятия идёт с желанием, познавательный интерес выражен. В импрессивной речи сформированы представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и формах предметов. Показывает контрастные по величине предметы.

Развитие познавательных процессов, эмоционально- волевой сферы

Контакт легко установившийся, полноценный, стабильный на протяжении всего обследования. Интерес выраженный, стойкий по отношению к большинству заданий. Внешне эмоциональные проявления отчетливо выражены, адекватны, разнообразны.

Негрубо выраженные нарушения внимания наблюдаются к концу обследования.

Некоторые вопросы и инструкции понимает после дополнительного уточнения. Развитие восприятия:

Знание сенсорных эталонов: геометрические фигуры знает, основные цвета путает.

Перцептивные обследующие и моделирующие действия: может по образцу собрать постройку из 3 кубиков, по схеме требуется небольшая помощь взрослого.

Развитие мышления:

Наглядно-действенное: собирает пирамидку из 5 колец, ориентируясь на реакцию взрослого; «Почтовый ящик» собирает, используя метод зрительного соотнесения. Матрешку собирает и разбирает с помощью взрослого.

Наглядно-образное : складывает самостоятельно «Разрезные картинки» из 2 частей.

Мелкая моторика слабо развита.

Физическое развитие

Физическое развитие соответствует возрасту.

1.1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

Цель:

Создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и развития личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

1. Развитие импрессивной речи.

2. Развитие активной подражательной речевой деятельности.

3. Формирование социально – коммуникативных навыков и умений ребёнка (развитие интереса к сверстникам, навыков и умений взаимодействия с детьми; развитие эмпатии; игровой деятельности).

4. Развитие психических процессов.

1.1.3 Принципы к формированию адаптированной образовательной программы

1. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности при организации коррекционной работы с разными специалистами.

2. Формирование познавательных интересов и познавательных действий, интеграция изучаемого материала в разные виды деятельности, в занятия разных специалистов, в домашние задания;

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4. Поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности;

5. Сотрудничество организации с семьей;

6. Приобщение дошкольника к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7. Концентрическое наращивание содержания дошкольного образования во всех пяти образовательных областях; его возрастная и индивидуализированная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям слухоречевого развития).

9. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка.

10. Взаимодействие специалистов; четкое распределение ответственных за реализацию направлений деятельности коррекционной работы между членами команды педагогов и родителями.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы.

Виды образовательной деятельности Планируемые результаты

Речевое развитие Ребенок проявляет речевую активность, вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, понимает названия действий, предметов, признаков, может показать по просьбе взрослого части тела и лица куклы, части и детали машинки, стула; понимаем двухступенчатую инструкцию; называет предметы, объекты, изображенные на картинке, и действия, ими совершаемые. Обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д., некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.); выражать желания с помощью простых просьб, обращений; отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

Социально-коммуникативное развитие Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, понимает и принимает условную игровую ситуацию, знает нормы и правила поведения соответственно возрасту, умеет адекватно реагировать на запрет, с радостью принимает похвалу, проявляет симпатию к окружающим, испытывает потребности в самостоятельности, осознает свою гендерную принадлежность, владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом; у ребенка есть представления об опасности, он держится за перила, спускаясь с лестницы, не пытается бежать по лестнице; не вырывает у взрослого руку, переходя улицу.

Познавательное развитие Ребенок ориентируется в величине, форме и цвете предметов, не допуская при выполнении заданий ошибок, может показать три-четыре основных цвета и три-четыре формы, не допускает ошибок, подбирая геометрические формы по образцу; без помощи взрослого собирает пирамидку в порядке убывания размеров колец; может соорудить элементарные постройки из четырех-пяти крупных кубиков по образцу и описанию без помощи взрослого, может без помощи взрослого сложить простые предметные картинки из двух-трех частей; способен соотнести предмет, изображенный на картинке, с описанным взрослым действием, этим предметом совершаемым.

Художественно-эстетическое развитие Ребенок любит слушать чтение художественных текстов, может сосредоточиться на этой деятельности на 10—15 минут, не отвлекается при этом; может показать на иллюстрации героев только что прочитанного литературного произведения, любит рассматривать иллюстрации в детских книжках, не отвлекаясь при этом; умеет правильно держать карандаш, кисточку, фломастер; может самостоятельно проводить линии, рисовать кружки, создавать простейшие изображения по образцу, знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы; владеет приемами лепки из пластилина; проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать музыкальные произведения, подпевает взрослому, поющему детские песенки; различает звучание звучащих игрушек и музыкальных инструментов; при совершении музыкально- ритмических движений под музыку не проявляются раскоординированность, моторная неловкость.

Физическое развитие Может совершать прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места, прыжки с продвижением, в играх, умеет перепрыгивать через шнур, канат, доску шириной 10 см.

Может повторить вслед за взрослым простые движения, не проявляя при этом раскоординированности и моторной неловкости.

Умеет выполнять упражнения для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног с предметами и без предметов.

Принимает активное участие в организованной взрослым двигательной деятельности.

Умеет самостоятельно мыть и вытирать руки, пользоваться салфеткой и носовым платком, делает это ловко и аккуратно.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент)

Область Задача

Физическое воспитание Соответствует основной образовательной программе

Художественно-эстетическое Работать над восприятием художественной литературы.

Развивать конструктивный праксис и мелкую моторику.

Развивать музыкальные и творческие способности.

Речевое развитие Развивать импрессивную речь.

Вызывать речевое подражание, потребность подражать слову взрослого.

Формировать общие речевые навыки.

Познавательное развитие Развивать сенсорную сферу.

Формировать целостную картину мира, познавательно-исследовательскую деятельность.

Развивать математические представления.

Развивать психические функции.

Социально-коммуникативное Формировать общепринятые нормы поведения.

Формировать гендерные и гражданские чувства.

Развивать игровую деятельность.

Формировать навыки самообслуживания и опрятности.

Формировать основы безопасности в быту, социуме, природе.

2.2.1. Программа логопедической работы

Пояснительная записка

Логопедическое заключение: ОНР 1 ур. р. р, моторная алалия.

Цель работы: коррекция и совершенствование речи.

Формы работы Задачи работы Коррекционно-развивающие программы и методические пособия, дидактические материалы (краткая аннотация)

Индиви-дуальное занятие

1. Развитие импрессивной речи.

1) Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.

2) Совершенствование понимания речи на основе восприятия целостных словосочетаний, под- крепленных действием («Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи миш- ку»; «Покажи куклу»«Принеси куклу»).

3) Развивать понимание двухступенчатых инструкций («Подойди к шкафу и возьми мишку», «Возьми ложку и по- корми куклу», «Возьми кубики и построй дом»).

4) Обучение пониманию вопросов: Что? Кто? Где? («Покажи, что лежит на столе», «Покажи, кто спит», «Покажи, где лежат игрушки», «Покажи, что гудит, а что звенит», «Покажи, кто спит, а кто сидит», «Покажи, где кошка лежит, а где умыва- ется»).

5) Соотнесение слов один — много с соответствующим количеством предметов и слов большой — маленький с величиной предметов.

2. Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого.

1) Вызывание речевого подражания на материале гласных звуков и их сочетаний («Катя поет: а-а-а»; «Вьюга гудит: у-у-у»; «Петрушка удивляется: о-о-о»; «Мышка пищит: и-и-и»; «В лесу кричат: ау»; «Малыш плачет: уа»; «Ослик кричит: иа» и т. п.).

2) Вызывание звукоподражаний на материале открытых слогов: корова — «му»; мышка — «пи»; пальчик — «бо-бо»; машина — «би-би»; гусь — «га-га-га»; курица — «ко-ко-ко»; на материале закрытых слогов: мячик — «бух»; собака — «ав-ав»; гномик — «ням-ням»; чайник — «пых-пых»; на материале слогов со стечением согласных: лягушка — «ква», «ква-ква»; уточка — «кря», «кря-кря»; поросенок — «хрю», «хрю-хрю» и т. п.

3) Формирование способности называть предмет или действие словом, а не звукоподражанием.

4) Формирование умения называть имена детей (Тата, Вова, Аня, Ляля, Катя, Нина, членов семьи (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, выражать просьбы (на, дай, произносить указательные слова (это, тут, там, называть действия, обозначаемые глаголами повелительного наклонения 2-го лица единственного числа (возьми, иди, пей, спи, сиди, по- ложи).

5) Обучение фразовой речи путем договаривания начатых логопедом фраз, формулирования фразы-просьбы («Мама, дай», «Дай кису», «Папа, иди», предложения к сотрудничеству («Давай играть») или выражения желания («Хочу пить»).

6) Формирование умения составлять двухсловные предложения, включающие усвоенные существительные в именительном падеже, вопросительные и указательные слова (вопросительное слово + именительный падеж существительного — «Где баба?»; указательное слово + именительный падеж существительного — «Вот Тата», «Это мама»)

3. Формирование общих речевых навыков.

1) Обучение детей оптимальному для речи типу физиологического дыхания.

2) Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка ле- тит» и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [Х], слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем — постепенно распространяющих- ся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдо- ха (три слова).

3) Развитие силы голоса (тихо — громко) и модуляций голоса (высоко — низко); правильного умеренного темпа речи.

4) Формирование первичных представлений об интонационной выразительности речи с помощью эмоционального чтения детям потешек, стихов, сказок.

5) Обучение интонационному подражанию голосам животных и птиц.

6) Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения игровых упражнений по подражанию (сказка о «Веселом язычке», «Обезьянка» и др.).

7) Формирование умения передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы.

8) Обучение воспроизведению ритмиче- ского рисунка слова с одновременным отстукиванием рукой.

4. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.

1) Обогащение двигательного опыта детей в процессе упражнений в ходьбе, беге, прыжках, в действиях с предметами.

2) Развитие праксиса позы (по подражанию и самостоятельно).

3) Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

4) Формирование кинестетической основы движений пальцев рук при зрительном восприятии (упражнения и игры на развитие праксиса позы, например, «Коза», «Улитка», «Гнездо»).

5) Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, настольным конструктором. 6) Формирование движений мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).

5. Формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи.

1) Расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования в речи: слов-действий; слов-названий по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Животные», «Посуда», «Мебель» и др. ; слов, обозначающих признаки предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, величину и ее параметры: (большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий). Коррекционно-развивающая программа :

Н. В. Нищева. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет).

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /

Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. ; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014.

Методические пособия:

Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп

Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Учебно-методическое пособие.

Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп.

Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции звукопроизношения.

Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей.

Ценина Н. Б. «Раз, два, три слоги повтори» учебно- игровой материал.

Нищева Н. В. Развивающие сказки. Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста.

Нищева Н. В. Играйка 1-13. Дидактические игры для развития речи дошкольников.

Нищева Н. В. Развивающие сказки. Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста.

Нищева Н. В. Любимые сказки. Материалы для обучения дошкольников пересказу.

Нищева Н. В. Речевая карта ребёнка старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребёнка старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых занятий логопеда с детьми старшей группы

Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада

Расписание работы:

Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие Понедельник – 10.20-10.30

Вторник – 10.20-10.30

Четверг – 10.20-10.30

Консультации (родителей) Среда- 13.00-14.00

Консультации (педагогов) Четверг – 13.00-14.00

ПМПконсилиум согласно плану ПМПк

2.2.2. Индивидуальная программа работы педагога-психолога.

Пояснительная записка

Цель работы: развитие психических процессов и совершенствование коммуникативных навыков.

Заключение по результатам психологического обследования: частичное снижение познавательной деятельности.

Цель работы: развитие психических процессов.

Формы работы Задачи работы Коррекционно-развивающие программы и методические пособия, дидактические материалы (краткая аннотация)

Индивидуаль-ные занятия 1. Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.

1) Привлечение внимания ребенка к предметам.

2) Рассматривание предметов: обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприятию.

3) Знакомство с различными свойствами предметов на основе операций с ними (форма, величина, цвет).

4) Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения: запоминание и воспроизведение последовательности и количества предметов (три-четыре, картинок, геометрических фигур, различных по величине, цвету и форме; запоминание и воспроизведение ряда неречевых звуков (двух, звукоподражаний (двух).

2. Формирование мыслительных операций.

1) Развитие произвольности, опосредованности, восприятия, пространственных отношений, способности создавать целое из частей.

2) Обучение детей простейшим обобщениям на основе установления сходных признаков.

3) Формирование операции анализа и обучение способам ее реализации в деятельности. 4) Развитие способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа (разобрать и собрать двух (четырех) составную матрешку, пирамиды из четырех (шести) колец; игры с конструктором, настольно-печатные игры типа «Найди такую же картинку» и т. п.)

5) Развитие наглядно- действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способно- стей, способности соотнесения части и целого и их пространственной ор- ганизации на предметном уровне.

6) Развитие умения оперировать предметами и образами (доски Сегена с пятью-шестью вкладышами, «Заборчик»; складывание фигурок или картинок из двух, трех, четырех частей, разрезанных по вертикали и горизонтали; дополнение до целого; конструктивные игры и т. п.).

7) Формирование операций сравнения, обобщения, классификации.

3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, гимнастика).

Публикации по теме:

Адаптированная образовательная программа «Ребёнок ОВЗ (ТНР)» НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Принята в содержании Адаптированной образовательной программы МБДОУ № Педагогическим советом Протокол № __ от.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования Программа создавалась с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и.

Адаптированная рабочая программа по курсу «Альтернативная коммуникация» для индивидуального обучения ученика 1 в класса муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Дюртюли муниципального района Дюртюлинский.

Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью Содержание. I. Целевой раздел. 1. Пояснительная записка. • Введение. • Адресность программы. • Цель и задачи реализации Образовательной.

Декоративно прикладное искусство для ребенка с ОВЗ Всем известно, что яркие впечатления ребенку дарит искусство, во всех своих проявлениях, будь - то музыка, поэзия, театр. Но больше всего.

Индивидуальная программа для работы с детьми с ОВЗ, имеющими эмоциональные нарушения Индивидуальная программа коррекционно - развивающей работы для детей с ОВЗ, имеющими эмоциональные нарушения Группа: подготовительная.

Индивидуальная программа «Программа сопровождения ребенка-инвалида с ОВЗ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида №83 «Звездочка».

Консультация на тему «Алалия и ее виды» Алалия – грубое недоразвитие речи или её полное отсутствие, вызванное органическими поражениями речевых центров в коре головного мозга,.

Рабочая программа по сенсорному развитию для обучающегося 1 класса с ОВЗ Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Палевицкая.

Творческий детско-родительский проект для детей с ОВЗ «Значение макетирования для развития ребенка» Пояснительная записка Предметно-развивающая среда группы требует постоянной модернизации и в детском саду был объявлен конкурс «Использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (моторная алалия)
Опубликовано: 30 августа 2018 в 12:28
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД