Получи документы

Активизация речевого развития детей при ознакомлении с неживой природой

Светлана Георгиевна Максимова
Активизация речевого развития детей при ознакомлении с неживой природой

Детское экспериментирование является одним из важных видов деятельности, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Изучая свойства объектов неживой природы, дети знакомятся с новыми понятиями, словами, уясняют их смысловую нагрузку и в дальнейшем активно используют их в речи. Словарный запас детей расширяется и активизируется в речи.

Например, при изучении свойств снега дети подбирают определения к словам: снег - мягкий, пушистый, рыхлый, колючий, блестящий.

Публикация «Активизация речевого развития детей при ознакомлении с неживой природой» размещена в разделах

Расширяется глагольная лексика: снег - скрипит, падает, кружится, ложится, сверкает, хрустит.

Дети образуют родственные слова: снег - снежок, снежинка, снегопад, снеговик, снежный, снегири.

Подбирают синонимы к словам: блестит - сверкает, искрится, переливается, серебрится.

Одновременно проводится работа по формированию грамматически правильной речи. Предлагаю детям подобрать предметы к признакам:

снежный - ком, дворец;

снежная - буря, королева;

снежное - поле, облако;

снежные - сугробы, метели.

Дети учатся согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе:горка из снега - снежная горка; замок из песка - песочный замок; ваза из глины - глиняная ваза.

Словесные игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.

Игра «Все наоборот» является универсальным способом активизации мыслительной и речевой деятельности детей. Предлагаю детям не только по-добрать антонимы, но и аргументировать свой ответ (почему). Например, дождь наоборот. Может быть, это струи воды, бьющие снизу из-под земли? От обычного дождя можно укрыться под зонтиком, плащом. А как укрыться от дождя наоборот?

Прием инверсии всегда считался уникальным средством развития воображения. На его основе любому предмету, объекту или явлению приписывается не только прямо противоположная функция, но и придумывается совершенно новый предмет (объект, явление). Игра «На что похоже?» является великолепным средством развития метафизического мышления ребенка. Отличительной чертой метафоры являются широкие и свободные границы образного значения. Метафора заставляет активно работать воображение. Благодаря таким играм рождаются чудесные детские метафоры типа: «разноцветный мост» - радуга, «звонкая дорога» - ручей, «сверкающие бусы» - роса., а обыденные вещи, объекты и явления обретают художественное обрамление, одухотворенность. Многие слова для неискушенного слуха детей звучат как метафоры, поддающиеся раскрытию (дождь идет, вода цветет, сахар - песок).

Эффективен в работе с детьми прием оживления, ведь им от природы свойственен анимализм - одушевление всех предметов и явлений окружаю-щей действительности. При изучении свойств воды предлагаю детям поиграть в игру «Капельки», а после этого составить мини - рассказ по началу: «Когда я была капелькой.» (вариант рассказа «Когда я была капелькой, я упала на красивый цветок в саду. Я умыла его нежные лепестки, и он стал еще прекраснее. Я напоила его водой»).

Противоречие - основа диалектики, оно является двигателем прогресса и составляет ядро подлинного творчества. Суть противоречия состоит в том, что для решения не всегда имеются готовые образцы и, следовательно, необходимы некоторая смекалка, сообразительность, простор воображения для того, чтобы справиться с проблемной ситуацией.

Игра «Хорошо - плохо» направлена на то, чтобы дети выявили положительные и отрицательные свойства, функции какого-либо предмета, явления. Свои ответы дошкольники пытаются оформить в виде сложноподчиненного предложения.

Например, вода - это хорошо, потому что она необходима всем живым организмам.

Вода - это плохо, потому что весной, когда тает снег и разливаются реки, может быть наводнение.

Игра «Чужое слово» развивает не только речь, но и подлинное пони-мание художественного произведения. В поэтической речи ребенок улавливает особенно четкий ритм, удачную рифму, а в дальнейшем пытается самостоятельно сочинять стихи.

Предлагаю детям послушать стихотворение и обратить внимание на то, что одно слово в нем чужое. Надо найти «чужое» слово и угадать, чье место оно заняло. Например:

Стала льдом вода и грязь,

Снег покрыл дома.

Это, значит, началась

В городе весна.

(Зима)

Обговаривая содержание опытов, дети охотно вступают в диалог. Развивается и монологическая речь. При составлении описательных, творческих рассказов, рассказов из личного опыта дети активно используют в своих высказываниях уже наработанную лексику.

Публикации по теме:

Презентация исследовательско-творческого проектаПрезентация исследовательско-творческого проекта Проект:Формирование познавательной активности с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами. Ежедневно.

Развлечение: «Заколдованные животные»Развлечение: «Заколдованные животные» Рисуем вместе. Часто родители не могут помочь своему ребенку развить способности данные ему от природы. Это связано с нехваткой педагогических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация речевого развития детей при ознакомлении с неживой природой
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 16:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД