МААМ-картинки

Актуальность использования здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста, проживающих в районе Крайнего Севера

Ирина Дубова
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста, проживающих в районе Крайнего Севера

Как говорил Сократ: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».

Эти слова актуальны и сегодня. Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения.

Мы живем в XXI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высочайших технологий, веке стремительного ритма жизни и экологических кризисов, поэтому проблема здоровья и его сохранения является наиболее значимой.

Публикация «Актуальность использования здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста, проживающих в районе Крайнего Севера» размещена в разделах

Дошкольный возраст является одним из ключевых периодов в формировании здоровья будущего поколения. В этом возрасте, происходит активное физическое развитие ребёнка, дальнейшее формирование структуры и совершенствование функции внутренних органов, что определяет уровень адаптации организма ребёнка к воздействию факторов внешней среды. Место проживания ребёнка, иными словами «географическая среда» оказывает огромное влияние на развитие ребёнка.

Дети, проживающие в районах Крайнего Севера, являются наиболее социально незащищенной группой населения, находящейся в особо трудных условиях жизнеобеспечения. Условия проживания ребёнка на территории Крайнего Севера оказывают непосредственное влияние на рост и развитие растущего детского организма.

Под влиянием неблагоприятных климатоэкологических факторов, происходит отставание на 2-5 лет возрастного развития иммунной системы.

Климат Севера характеризуется рядом факторов, отрицательно влияющих на физическое состояние и здоровье детей.

Условия полярного дня и полярной ночи не являются безразличными в развитии ребёнка. В одних случаях наступает удлинение периода дневного возбуждения, в других - удлинение фазы ночного торможения. Резкое увеличение интенсивности естественного освещения способствует повышению тонуса симпатической нервной системы и наоборот: короткий полярный день ведёт к понижению тонуса нервной системы, быстрой истощаемостью нервных процессов, утомляемости и слабости нервных процессов. Кроме того, ультрафиолетовая радиация оказывает влияние на физическую работоспособность.

Контрастная смена погоды оказывает значительные перестройки в реакциях адаптации организма. Возникающие метеорологические реакции вызывают нежелательные изменения в самочувствии человека, его настроении, снижают уровень АД и физической подготовленности, усугубляют течение болезни. Несмотря на полноценное питание, для Севера характерно распространение эндогенных и экзогенных гиповитаминозов.

Особенно чувствителен детский организм к дефициту солнечной радиации в связи с развивающейся при этом недостаточностью витамина Д и нарушением фосфорнокальциевого обмена.

Особое значение проблема влияния климатоприродных экологических факторов на развитие детского организма имеет для детей с нарушением речи. Им изначально свойствен замедленный темп созревания мозговых структур, в частности лобной и нижнетеменной областей, которые участвуют в формировании связей с другими отделами коры и подкорковыми образованиями, что является материальной основой осуществления сложных межанализаторных связей. Это вызывает серьезные затруднения в формировании зрительнодвигательного, слуходвигательного и слухозрительного взаимодействия.

Таким образом, негативное влияние природно-климатических и социальных условий проживания детей в районах Крайнего Севера является неоспоримым фактором, влияющим на физическое и психическое развитие ребенка.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить,беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни является одной из значимых и приоритетных.

Поэтому необходимо знать состояние здоровья каждого ребёнка, учёт особенностей его организма, индивидуализация профилактических мероприятий, создания определенных условий, а так же мотивации активного отношения к своему здоровью.

Одним из успешных и эффективных средств, способствующих укреплению детского организма, на наш взгляд, является применение здоровье сберегающих технологий.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения: «здоровье» - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

«Здоровье сберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня здоровья (физического, психического и социального благополучия) воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью.

Выбор здоровье сберегающих технологий зависит от многих факторов: программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

В нашем дошкольном образовательном учреждении, реализуется коррекционные программы под редакцией Алямовской В. Г «Здоровье, которая направлена на комплексное решение вопросов оздоровления детей, формирование и пропаганду здорового образа жизни среди детей и родителей на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

В работе с детьми выделено 3 направления работы:

1. Физкультурное (организация рациональной двигательной активности в течение всего дня, индивидуально-дифференцированный подход к организации двигательного режима, распределение детей на группы здоровья, работа с группой ЧДБ детей).

2. Лечебно-оздоровительное (закаливание, медикаментозная профилактика в период повышенной заболеваемости).

3. Валеологическое.

Программа предусматривает активное взаимодействие по всем разделам программы:

«Физическая культура» - развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей;

«Познание» - расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;

«Социализация» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;

«Безопасность» - формирование основ безопасной жизнедеятельности;

«Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.

В воспитательно – образовательном плане планируем индивидуальные беседы, инструктажи, игры - тренинги, планируем совместную и самостоятельную деятельность с детьми : дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и самостоятельные игры с атрибутами уголка: «Здоровье».

В группе создан «Уголок здоровья», где дети получают знания валеологического характера. Работа в уголке помогает ребёнку познать себя, учит анализировать своё состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогает освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.

В «Уголке здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.

В группе планируются занятия по ЗОЖ, на которых детям даются представления об индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводим к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

В режиме дня и занятий рационально используем двигательные и эмоционально-психологические разгрузки (физкультурные минутки, динамические паузы, минутки здоровья, элементы релаксации).

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный уголок: в нём необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

Закаливающие мероприятия – это важная составная часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни.

Мы добились следующих результатов:

1. осознание детьми понятие «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;

2. повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;

3. овладение навыками самооздоровления;

4. снижения уровня заболеваемости.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребёнка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей, планируем - тематические выставки, оформляем информационный уголок здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

В заключении, хочется отметить, что целенаправленная реализация программы, с использованием здоровье сберегающих средств, позволило повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у родителей положительные мотивации на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечило индивидуальный подход к каждому ребёнку, позволило добиться снижение заболеваемости.

Публикации по теме:

Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения Акуальность. Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста, проживающих в районе Крайнего Севера
Опубликовано: 6 ноября 2014 в 21:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД