Получи документы

Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ Детского дома

Оксана Васильевна Волкова
Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ Детского дома

ГКУ Детский дом-интернат «Южное Бутово», г. Москва

В данной статье рассматривается актуальный вопрос социально-трудовой реабилитации воспитанников Детского Дома-интерната «Южное Бутово». Раскрываются признаки умственной отсталости, даются рекомендации по развитию трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями.

Публикация «Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ Детского дома» размещена в разделах

Среди всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, наибольшее число составляют дети, страдающие умственной отсталостью. Под умственной отсталостью понимают состояние задержки или неполноты развития психики, которая характеризуется, главным образом, проявляющейся в период развития недостаточностью навыков, определяющих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может наблюдаться в сочетании с другими психическими или соматическим расстройством, или вне такого сочетания. Вместе с тем умственно отсталые лица могут страдать широким спектром психических расстройств, частота возникновения которых, в 3-4 раза превышает соответствующие показатели в общей популяции.

Умственная отсталость характеризуется следующим:

1) значимое снижение общего уровня интеллектуального развития

2)значительный дефицит или отсутствие способности к адаптации

3) появление отмеченных изменений в возрасте до 18 лет

Основное проявление – недоразвитие интеллекта. При умственной отсталости страдают все психические функции – мышление, память, внимание, воля, эмоции. Умственная отсталость развивается в раннем возрасте и ведет к значительному снижению трудоспособности.

Умственно отсталые дети способны приобрести самые простые трудовые навыки. Уборка, стирка, мытье посуды и даже освоить простейшие производственные процессы благодаря тренировке подражательных действий.

В работе они могут быть старательны, но работают медленно и непродуктивно. Главный принцип в работе с глубоко умственно отсталыми воспитанниками – это практическая направленность всего обучения. Содержание учебно-воспитательной работы с воспитанниками – необходимо выявление положительных возможностей в подготовке к доступным для них видам труда. Поэтому, вся коррекционно-воспитательная деятельность с умственно отсталыми воспитанниками 13-18 лет должна базироваться на таких видах занятий, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой, производительный и ручной труд. Центральным звеном в системе работы являются занятия, готовящие воспитанников к трудовой деятельности.

Обучение должно строиться таким образом, чтобы воспитанникам приходилось преодолевать определенные трудности и уметь справляться с работой, требующей от них пусть небольшого, но постепенного увеличения степени самостоятельности. Для данных воспитанников труд является основным способом адаптации к жизни. В ходе обучения воспитанники овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях.

Трудовая деятельность имеет большое значение для правильного воспитания глубоко умственно отсталых воспитанников. В ходе трудовой подготовки у них формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи… Эти качества порой имеют решающее значение, так как легче научить воспитанника выполнять определенную работу, чем воспитать у него необходимые для систематического труда организационные навыки, которые должны стать чертами его характера, определять взаимоотношения с товарищами по работе.

Приступив к работе в ДДИ «Южное Бутово», я выбрала следующую тему по самообразованию «Формирование элементарных трудовых навыков и умений у воспитанников с ограниченными возможностями среднего школьного возраста». В работе с воспитанниками начала использовать все возможности детей, развивая у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они смогли самостоятельно себя обслуживать: выполнять в быту и в производственных условиях несложные трудовые операции, имели возможность ориентироваться в окружающем мире.

Уроки развития трудовых навыков и умений являются ведущими на старших годах обучения. В процессе работы я стараюсь воспитать у детей трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность, аккуратность. Дети данной группы отличаются следующими основными чертами: повышенная истощаемость, и естественно, низкая работоспособность, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе трудовой деятельности. Эти дети не способны к самостоятельной адаптации, осознанному включению во взрослую жизнь.

В ДДИ проводится большая работа по формированию у воспитанников первоначальных трудовых навыков и умений. Для организации трудовой деятельности в группе мы оборудовали тумбочку для чистки обуви и одежды, имеется инвентарь по уходу за цветами, на полочке поместили материалы для ручного труда (картон, клей, шишки, желуди, кору, нитки). Индивидуальные поручения, в которые входят разные виды труда, организуем в течение всего дня. Утром, а также после прогулок воспитанники убирают за собой одежду под контролем воспитателя. На прогулке выполняют работу по уборке участка, уходу за растениями, выносят и убирают выносной игровой материал. После обеда воспитанники принимают участие в подготовке постелей ко сну, а после сна убирают их. Таким образом, мы предусмотрели участие всех воспитанников в трудовой деятельности, создали в ДДИ обстановку постоянной занятости. Хозяйственно-бытовой труд является наиболее распространенным и доступным, связан с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в группе и на улице. У воспитанников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, сформировано бережное отношение к вещам, аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Поэтому, в своей работе мы позаботилась о том, чтобы для работы был необходимый материал - организовали в группах уголки природы, растения расположены на доступной детям высоте, чтобы легче было за ними ухаживать. Расположение уголка природы удобно и тем, что позволяет одновременно работать нескольким детям, не мешая друг другу. Участвуя в трудовой деятельности по уходу за животными и растениями, воспитанники приобретают определенные знания об их жизни, овладевают навыками ухода, проявляют заботу, бережливость. Составная, органическая часть трудового воспитания в ДДИ- ручной труд. Работа в ДДИ организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками работы с тканью в том объеме, который предусмотрен программой. Для шитья приобретены иглы средней длины и толщины, с широким ушком и нитки, лоскутки тканей: ситец, сатин, фланель. С первых занятий дети приучены соблюдать правила пользования ножницами и иголкой. Занятия ручным трудом всегда радуют детей своими результатами, а мы стараемся сделать их деятельность общественно - полезной - пришиваем пуговицы, петли к полотенцам. Даем возможность самостоятельно подобрать пуговицы, нитки. Воспитанники стараются сделать свою работу аккуратно.

Весной в ящиках сеем овес, сажаем лук, ухаживаем за посадками очень старательно, и с гордостью отмечаем, что овес, лук выросли в ящиках, что они посажены их руками.

Много поделок изготовляют воспитанники своими руками из различного материала, как сувениры и подарки взрослым и гостям. Систематическая самостоятельная работа в уголке ручного труда, организованная воспитателями, способствует развитию сообразительности, ловкости, ручных умений.

В апреле проводится осмотр цветников, клумб, готовим к весеннему севу, очищаем территорию от прошлогоднего мусора.

Мы серьезно относимся к оценке трудовой деятельности воспитанников, чтобы все поощрялись в силу их возможностей. Слаженный ритм работы, атмосфера творческого труда, доброжелательное отношение стали необходимым и признанным условием воспитания детей в ДДИ «Южное Бутово».

Результаты работы показали, что

- при серьезном нарушении речи и мышления, речь воспитателя не является регулятором поведения воспитанников, поэтому любая тема дается предметно-практическим способом.

-развитие крупной и мелкой моторики – это средство коррекции, так как активизируются определенные зоны головного мозга, которые могут дать основание для компенсации дефекта.

-через предметно-практические и продуктивные виды, через ручной труд, лепку, конструирование у воспитанников с глубокой и тяжелой умственной отсталостью можно сформировать систему представлений об окружающем мире и обучить практическим действиям.

В процессе трудовой деятельности у воспитанников появляется некоторая способность к самооценке, выражающаяся в определенной критичности своих возможностей в учебной и трудовой деятельности.

Поэтому, я в своей работе главное внимание уделяю решению следующих задач:

-трудовое обучение и подготовка посильным видам труда

-обучение обслуживающему, ручному труду

Основной целью моей работы с воспитанниками 13-18 лет является обучение их элементарным навыкам хозяйственно-бытового, ручного труда, общепринятых правил и норм поведения. Соответствующая трудовая подготовка воспитанников должна дать возможность после окончания обучения, в некоторой степени, материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности адаптироваться в обществе. Трудовое обучение занимает ведущее место в моей работе.

Литература:

[ 1. Х. С. Замский «Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Издательство : ИЦ Академия, 2008 года, 2 издание.

2. Л. М. Шипицына «Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПБ: Речь, 2005 г. 3. А. Р. Маллер, Г. В. Цикото «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М, 2003г. ]

Публикации по теме:

Конспект коррекционно-развивающего занятия «На чем мы ездим» Департамент социальной защиты населения города Москвы Государственное казенное учреждение детский дом-интернат «Южное Бутово».

Знакомство детей с историей своего района «Былина про генерала Бутова» Наш деский сад находится в столице нашей Родины городе Москве, в районе Южное Бутово. Каждый год в сенябре Москва отмечат свой очередной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ Детского дома
Опубликовано: 31 января 2015 в 15:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД