Получи документы

Анализ педагогической деятельности

Наталья Ивановна Дорохова
Анализ педагогической деятельности

Свою педагогическую деятельность строю с учетом нормативных документов, на основе основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/ №423 с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги ребёнка в мир познания. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование личности. Считаю, что задача воспитателя состоит не только в том, как научить ребёнка писать, считать, рисовать, но и умению думать, анализировать, обобщать. Дошкольное образование – это важная ступенька для дальнейшего успешного развития. Сегодня в обществе огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет познавательное развитие.

Публикация «Анализ педагогической деятельности» размещена в разделах

Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понятно, что основной метод развития дошкольников – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра, которая является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

В нашей группе традиционно проводиться образовательная деятельность, направленная на развитие элементарных математических представлений у детей. Они строятся в форме партнерской позиции взрослого с детьми, развертывающейся как исследование, познание объектов и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную познавательную активность. Но показатели мониторинга возможных достижений детей по данному направлению были не достаточно высоки: высокий уровень составляет 34%, средний — 55%, а низкий -11%.

Проблема низкого уровня заключается не только в редком посещении детей детского сада по болезни или другим причинам, но и в отсутствие интереса к процессу познания. Поэтому считаю, что важно вызвать у детей интерес к математике, желание познавать, принимать и применять в повседневной жизни полученные знания, научить выражать в речи порядок выполнения действий и полным ответом отвечать на вопросы, объяснять: «Как ты узнал?», «Почему так решил?», «Объясни, что ты сделал?», объяснять способ сравнения, обогащать словарный запас детей и активизировать его в совместной и самостоятельной деятельности.

В процессе обучения математике дети приобретают различные знания и умения - учатся анализировать, обобщать, запоминать, сравнивать, делать выводы, появляется интерес к самому предмету обучения. Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников: игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике, является средством умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. Преследуется главная цель дошкольного детства - вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми дошкольного возраста была определена следующая цель: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр в разных видах детской деятельности.

В соответствие с поставленной целью были определены задачи:

1. Сформировать элементарные математические представления дошкольников через дидактические игры;

2. Освоить и реализовать инновационные технологии, направленные на развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;

3. Разнообразить развивающую предметно - пространственную среду группы;

4. Повысить компетентность родителей по развитию познавательной активности дошкольников.

Под математическим образованием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ним логических операций. Считаю, что развитие математических способностей является довольно сложным компонентом в образовательной деятельности. Оно состоит из взаимосвязанных взаимообусловленных представлений: о пространстве, о форме, о величине, о времени, о количестве их свойствах, и об отношениях, которые необходимы для формирования и воспитания соответствующих понятий.

Математическое образование начинается с формирования математических представлений. С утверждением ФГОС ДО математические представления стали частью образовательной области «Познавательное развитие».

Считаю, что необходимо специально организованное и систематическое взаимодействие ребенка и взрослого. Наиболее удачными его формами являются игры и упражнения. Работа, проводимая в младшей группе, определила дальнейшее развитие детей в старшей и подготовительной группе, что является залогом успешного формирования предпосылок к учебной деятельности (см. ФГОС ДО). Всю работу с детьми строю с учетом зоны ближайшего развития воспитанников, с учетом принципа интеграции образовательных областей в течение всего пребывания воспитанников в детском саду.

Важнейшим средством формирования у дошкольников элементарных математических представлений является образовательная деятельность :

- подобраны задачи в стихотворной форме, стихи, считалки, скороговорки, поговорки с математическими элементами, загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина;

- разработаны лабиринты - упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетание зрительного и мыслительного анализа, точности действий, для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной к конечной точке ( например: «Как хомячку выбраться из норки?» или «Помоги медведю поймать рыбку».)

- разработана система игр и упражнений;

- подобраны серии мультфильмов;

- художественная занимательная литература на развитие логического мышления;

- дидактические игры;

- игры с палочками Кюизенера ( Цель: обучить детей моделированию числа, свойств, отношений, зависимость между ними с помощью цвета и длины. Игра развивает мелкую моторику рук, процесс анализа и синтеза позволяет ребенку научиться ориентироваться на листе бумаги, а также способствует более яркому проявлению воображения);

- игры с логическими блоками Дьенеша ( цель: развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию);

Занимательный материал по своей структуре близок детской игре: дидактической, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, драматизации. Как и дидактическая игра, он, прежде всего, направлен на развитие умственных способностей, качеств ума, способов познавательной деятельности. Многие задачи - шутки, головоломки, занимательные упражнения и вопросы, потеряв авторство, передаются из поколения в поколение, как и народные дидактические игры.

Знакомство с элементарными математическими представлениями проходит во всех режимных моментах: в утреннее время, во время дежурства и во время прогулки. Во время утренней гимнастики дети развивают ориентировку в пространстве, упражняются в счете. Во время дежурства дети отчитывают нужное количество столовых приборов соответствии с количеством детей. На прогулке считают этажи домов, деревья, сравнивают их количества и размер.

В совместной и самостоятельной деятельности используются дидактические и настольно – печатные игры. Дидактически игры делятся на три группы: развлечения; математические игры и задачи; развивающие игры и упражнения.

Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Занимательный материал, который я использую в совместной деятельности с детьми, представлен в следующих видах:

1. Счетные палочки - с их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаю детям в определенной последовательности:

-составить два равных треугольника из 5 палочек.

-составить два равных квадрата из 7 палочек.

-составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек.

Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.

2. Моделирование простейших математических простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.

3. Загадки.

Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.)

Отгадывая задачи математического содержания - дети радуются если

правильно ответили. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

4. Игра-головоломка.

Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» - дети выкладывают силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» - силуэты птиц, самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин. «Пифагор» - силуэты животных. Эти игры широко представлены в книге «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З. А. Михайлова

5. Загадки-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих

задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу.

Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о

решение задачи, найти ответ, замаскировано внешними условиями.

Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола). Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)

6. Игра «Грамматическая арифметика».

Я ее использую в обучении грамоте. Пример: Найдите слово в слове: 3 - 1=? (Мел, Дар, Дом)

Слово состоит из трех букв, если одну букву убрать получится другое слово

(ел, да, до)

7. Дидактические игры, направленные на изучение геометрических фигур:

«Назови лишнюю фигуру»

«Подбери заплатку»

«Найди крышку каждой коробочке»

«Геометрическое лото»

«Назови фигуры».

Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры, используем следующие игры: «геометрическое лото», «Кодирование фигур», «Назови фигуру».

8. Игры на развитие логического мышления.

«Сложи узор», «Уникуб», «Кростики», «Логический экран», «Что лишнее».

Дети овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум-трём признакам, находят сходство и различие, выявляют зависимость между предметами по количеству, расположению и другим признакам, что способствует развитию логического мышления, сообразительности и смекалки. Очень часто использую игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаю детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

В своей работе широко использую подвижные игры с математическим содержанием «По местам», «Кто быстрее?», «Кто вперед?», «Влево, вправо», элементы занимательной математики (логические задачи, загадки, считалки, «Логическую мозаику», «Кубики для всех», кубики «Хамелеон». С помощью данных наборов можно уточнить представления детей о форме, цвете, размере, количестве; познакомить с симметрией, развивать умение мыслить, освоить логические приёмы, такие как анализ, синтез, сравнение, классификации).

Для реализации поставленных задач и организации условий, для самостоятельной деятельности дошкольников, для заинтересованности детей математическими проблемами в режимных моментах, учитывая требования ФГОС ДО в группе была создана развивающая предметно - пространственная среда.

Наполненная математическим содержанием среда побуждает воспитанников к математической деятельности, которая осуществляется как совместно со взрослыми так и самостоятельно.

На территории детского сада расположены малые игровые формы: это классики, гусеницы, большие разнообразные модули, которые закрепляют знания детей о геометрических фигурах, ориентирах и величине.

Многообразие предметов и материалов позволяет детям в игре развивать элементарные математические представления. Дети используют порядковый счёт, учатся сравнивать предметы по высоте, длине, ширине. В группе имеются объёмные модули, конструкторы, позволяющие детям развивать глазомер, ориентироваться в пространстве.

В группе для развития математических представлений в самостоятельной деятельности я оформила «Уголок юного математика» многообразие предметов и материалов позволяют детям в игре развивать элементарные математические представления. Дети используют порядковый счет, учатся сравнивать предметы по длине, ширине и т. д.

Для сюжетно-ролевых игр в группе оформлены центры для игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Дом» и др., которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры. Играя, дети в непринуждённой форме закрепляют материал, отработанный в образовательной деятельности. Организуя игры с детьми, развиваю у них самостоятельность и речевую активность, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Таким образом, во время сюжетно-ролевой игры у детей формируются положительные навыки общения со сверстниками.

Театрализованная деятельность является продуктивным средством формирования речевых и неречевых средств общения. Уголок театрализованной деятельности в нашей группе оснащен несколькими видами театров (пальчиковый, плоскостной, перчаточный, настольный театр картинок, игрушек, а также атрибутами для ряжения. Всё это позволяет успешно проводить работу по развитию речи у детей, звукопроизношению и отработке интонационной выразительности речи, жестов, мимики. Театрализованные игры помогают детям обрести уверенность в себе, развивают творческое воображение.

Для развития слухового восприятия и фонематического слуха в группе имеется музыкальный уголок, в котором много музыкальных инструментов. С помощью которых дети проигрывают ритмические рисунки, угадывают звучание на слух. При игре на музыкальных инструментах дети активно общаются между собой, между ними возникают коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения. В музыкальном уголке есть магнитофон и создана фонотека с записями голосов животных, звуков природы, подборка песен для проведения закаливания, детских песен и сказок для прослушивания с детьми.

Для решения задач физического и познавательного развития, укрепления крупной и мелкой моторики, развития зрительно - моторной координации, пространственной ориентировки в группе создан физкультурный уголок, в котором имеются материалы и оборудование для двигательной активности: атрибуты для проведения упражнений и спортивных игр, мешочки с песком для метания, мячи и массажные мячики различного размера, обручи, канат, веревки, скакалки, шнуры разной толщины, кегли и кольцебросы, массажные и ребристые коврики. Подвижные игры позволяют воспитывать волевые качества и умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.

В уголке природы и экспериментирования находятся: колбы, баночки, коробки, песочные часы, весы, образцы грунта, камни, семена, с помощью которых дети взвешивают, отсчитывают, формируют знания об объёме. В уголке имеется стенд, где дети учатся ориентироваться во времени года и частях суток.

В книжном уголке прививается интерес и любовь к книгам, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, к русской культуре. В уголке размещены иллюстрации к произведениям. Всё это способствует воспитанию интереса и любви к чтению, развитию литературной речи.

Работая в уголке рисования, ребенок преобразует познавательный опыт в продуктивную деятельность, развивает творчество. Дети самостоятельно и совместно с воспитателем с большим удовольствием рисуют, работают с ножницами и клеем, лепят из пластилина.

Наполненная математическим содержанием среда побуждает воспитанников к математический деятельности, которая осуществляется как совместно со взрослым, так и в самостоятельной деятельности детей.

Дидактические игры я включаю непосредственно в содержание НОД как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия определяю целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнения конкретной задачи формирования представлений.

Формированию ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае - субъекта познания, способствует организация непосредственно образовательной деятельности, как партнёрской деятельности взрослого с детьми, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в систему дошкольного образования меняются требования и к структуре Программы и ее объему, к условиям реализации Программы, результатам освоения Программы. Требования стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров (список литературы - №3, стр. 26). Именно метод проекта, является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь данный метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения. В дошкольном возрасте, во время проведения образовательной деятельности, дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

В 2014 – 2016 г. нами были реализованы проекты на темы: «Осень, зима, весна, лето!», «Разноцветная неделя», «Все цвета радуги», где не только дети получили массу положительных эмоций, но и их родители!

Метод детских проектов помог мне привлечь родителей, заинтересовать их и занять активную исследовательскую позицию вместе с детьми. Видя заинтересованность детей родители охотно откликались на просьбы, и они с удовольствием помогали детям в сборе информации, в создании коллекций, приходили на презентации проектов. Внимание родителей легко привлекалось рисунками и поделками, изготовленными самими детьми.

Итогом этой деятельности можно считать следующее: дети приобрели различные знания и умения, научились анализировать, обобщать, запоминать, сравнивать, делать выводы.

К решению задач по развитию у детей элементарных математических представлений активно привлекаем родителей. Семья, безусловно, играет самую важную роль в жизни каждого ребенка. Без тесного взаимодействия с семьями воспитанников не было бы достаточного результата. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны: взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания и обучения.

Важным для меня является - вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и развитие с ними партнерских отношений. В связи с этим нами организованы мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

-анкетирование родителей (см. Приложение);

-домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;

-акция «Такие разные мерки»;

-привлечение родителей к пополнению развивающей предметно - пространственной среды в группе;

-совместные праздники и развлечения («КВН», «Путешествие в страну Математики», «День квадрата» и т. д.);

-родительское собрание на тему: «Математика в играх»;

-поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и «Медали «Умники и умницы» детям;

-консультация на тему: «Интеллектуальные игры для дошкольников», «Дидактические игры с математическим содержанием»;

-оформление наглядной информации в родительском уголке (письменно информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду; приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях, способных обеспечить успешное развитие вместе с педагогами и специалистами);

-реализация семейных проектов (проект «Цифры»);

-КВН «Самый умный»;

-мастер - класс «Изготовление пособия для игры в математику «Волшебный цветок»;

-день Дублера;

-стендовая информация «Математика в повседневной жизни»; «Влияние математической игры на познавательное развитие ребёнка».

Большинство семей воспитанников с удовольствием активно участвуют в образовательном процессе, например, с большим успехом, всегда проходят Дни дублера в течение всего учебного года. Семьи воспитанников активно посещают праздники и другие мероприятия с участием детей. Изготавливают стенгазеты и оформляют фото выставки.

Использование новых форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми моими помощниками. Многие родители неоднократно поощрялись грамотами и благодарностями.

Родители видят, что в группе созданы все условия для развития математических способностей детей и, как следствие, готовы дома создавать условия для дальнейшего развития детей в данном направлении.

Так же тесно я сотрудничаю с педагогами детского сада для реализации поставленных задач познавательного развития детей. Инструктор по физкультуре вместе с детьми в спортивных упражнениях закрепляет порядковый и количественный счёт, учит детей ориентироваться в пространстве, развивает все виды моторики.

На музыкальных занятиях развиваются чувства ритма, понятия высокий, низкий звук, чувство такта, закрепляются перестроения в круг, парами.

Таким образом, совместная система работы способствует развитию математических способностей в игровой форме.

Результатами своей педагогической деятельности считаю :

-успешное усвоение детьми основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ № 423 (см. Приложение№1);

-создание условий для развития элементарные математических представлений дошкольников через дидактические игры;

-развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной деятельности;

-установление партнерских отношений с семьями воспитанников (см. Приложение №2);

-пополнение развивающей предметно – пространственной среды (см. Приложение №3);

-разработка авторских дидактических игр (см. Приложение №4);

-успешное проведение мастер – класса перед педагогами «Использование дидактических игр для развития элементарных математических представлений»;

-результативное участие в конкурсах разного уровня (см. Приложение №5);

-открытый показ НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в 2015 - 2016 и 2016 – 2017 уч. г. (см. Приложение №6);

-успешное выступление на педагогических советах 2015-2016, 2016-2017 уч. г. ;

-публикация на международном образовательном портале Маам:

(см. Приложение №7)

Публикации по теме:

Аналитическая справка педагогической деятельности Воспитательно-образовательный процесс во второй группе раннего возраста (в количестве 23 человек) выстроен на основе примерной основной.

Анализ педагогической деятельности воспитателей средней группы Анализ педагогической деятельности воспитателей средней группы №5 подготовила:Васильева Т. А. В группе 25 детей, из них 14 мальчиков.

Анализ педагогической диагностики в средней группе за 2016–2017 учебный год В средней группе 26 детей; 13 девочек 13 мальчиков Один ребенок Кочканов Илья не проходил педагогическую диагностику, так как не посещает.

Анализ педагогической диагностики в старшей группе за 2016–2017 учебный год Воспитатели: Григоренко С. В. Казакова В. З. В мае 2017 года на конец года проводилась диагностика детей старшей группы. В диагностике принимали.

Анализ педагогической статьи Р. В. Бессонова, О. П. Околелова «Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс» Я обратила внимание на данную статью, содержащуюся в журнале "Педагогика" (№7, 2006г., она меня заинтересовала, я решила поделиться анализом.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

Самоанализ педагогической деятельности Я, Прудникова Ольга Ивановна, окончила Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) в 2002 году. Работаю учителем начальных.

Самоанализ педагогической деятельности «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский Необходимое условие успеха в любой деятельности – это любовь.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя. В течение 2016-2017 учебного года весь воспитательно-образовательный процесс с детьми мною строился на основе «Примерной общеобразовательной.

Система педагогической деятельности ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: «Так важно воспитать в ребёнке личность, Суметь посеять знания, добро. Научить думать, размышлять и верить, ведь воспитателю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ педагогической деятельности
Опубликовано: 5 ноября 2017 в 19:00
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД