МААМ-картинки

Анализ запросов родителей к психологу

Анна Борисова
Анализ запросов родителей к психологу

Одна из сложностей психологического консультирования в ДОО заключается в том, что заказчиком чаще всего выступает родитель, а клиент – непосредственно сам ребенок. Поэтому проблемы формулируют родители, среди них можно перечислить следующие:

• Возрастные особенности ребенка в дошкольном детстве, кризисы и зоны ближайшего развития. Нередко именно в эти периоды у родителей возникает больше всего поведенческих и эмоциональных трудностей в общении со своими детьми, поэтому они нуждаются в поддержке специалистов, своевременном информировании о том, что это естественный и важный этап в развитии их ребенка, когда закладываются основы взаимодействия с миром предметов и миром людей, усваиваются культурные и социальные ценности, формируется самовосприятие и образ "Я".

Публикация «Анализ запросов родителей к психологу» размещена в разделах

• Очень актуальны вопросы, связанные с диагностикой эмоционально-волевой сферы и готовности к школьному обучению. ("Возьмут ли моего ребенка в школу? Насколько он готов к такой жизни? Какую школу для него лучше выбрать?")

• Некоторых родителей интересует задержка или нарушение развития ребенка на когнитивном, эмоционально-волевом, сенсомоторном или психоречевом уровнях. ("Почему мой ребенок отстает, не умеет или не хочет делать то, что доступно большинству детей его возраста? Как ему помочь или научить этому?")

Также отметим еще одну проблему: трудности в детско-родительских отношениях, нарушение контакта между взрослым и ребенком, частые конфликты, скандалы, истерики. ("Я не понимаю, что он от меня хочет! Я устала! Может быть я плохая мать?"). [16]

В психологическом консультировании психолог взаимодействует с родителем и ребенком.

Психолог всегда ориентируется на 2-х субъектов: ребенка и взрослого. Поэтому консультирование включает 2-е составляющие:

1) Необходимо четкое осознание проблемы ребенка, мер которые могут помочь в преодолении данной проблемы.

2) Разработка таких рекомендаций, которые родитель в состоянии выполнить.

В консультировании по проблеме готовности ребёнка к обучению в школе контакт с родителями, происходит несколько раз. Выделяют четыре типа бесед:

1) Первичная – кратковременная.

2) По поводу истории развития ребенка.

3) Встреча при психологическом обследовании ребенка.

4) Заключительная беседа по результатам. Выработка программы.

Каждая из этих встреч имеет свои цели и задачи, а также особенности проведения. Работа с родителями начинается с установления контакта.

Существуют общие принципы взаимоотношения с людьми, обращающимся за консультацией:

1) Создание доверительных, откровенных отношений. Необходимо уважение и признание беспокойства родителей. «Вы правильно сделали, что обратились, я вижу вы обеспокоены».

2) Умение консультанта показать свое отношение к родителям, как к людям, заинтересованным в результате трудности ребенка. «Да, вы действительно знаете своего ребенка».

3) Не допускать критики действия родителей! Констатация факта «Да, да».

4) Чтобы контакт был продуктивным, нужно стремиться устранить негативные чувства родителей, нацеливать на поиск решений, обратиться к позитивным аспектам «Да, я вас понимаю, вам тяжело». [13]

Психологическая диагностика начинается в процессе первой встречи, когда излагаются основные причины обращения к психологу. Основная функция первой встречи – это установление психологического контакта с клиентом и диагностическая ориентировка, позволяющая задать направление дальнейшей диагностической деятельности. По результатам первичной психодиагностики консультант может прийти к заключению, что в помощи нуждается, прежде всего, сам клиент, независимо от того, на кого он жалуется. Нас интересуют, прежде всего, те ситуации, когда проблема сфокусирована на ребенке. При этом возможны такие варианты:

1. Проблема может быть абсолютно не обоснована: в реальности не существует не только тех проблем у ребенка, о которых говорит родитель, но даже и проблем отношения родителя к ребенку – родитель случайно, по настроению обратился к психологу, «сгустил краски», на самом деле у него нет требующих вмешательства проблем; его обращение вызвано или ятрогенией, или необоснованным страхом. В этом случае речь идет лишь о личностных характеристиках самого родителя : тревожности, мнительности, внушаемости. Причем эти качества родителя в силу тех или иных причин (влияние личностных особенностей других членов семьи, структуры семьи) не привели к каким-либо серьезным нарушениям ни в семейном общении в целом, ни в развитии личности или в поведении ребенка. Родитель может также обращаться профилактически: не потому, что он мнительный человек, а потому, что он человек аккуратный, обстоятельный и, узнав о новом виде услуг, поспешил им воспользоваться.

2. Проблема обоснована только отношением самого родителя : того, на что жалуется родитель, в реальности нет (например, у ребенка нет «злой воли», он не «патологически медлителен»; он любит родителей, он не заикается, сама жалоба выявляет реальность неадекватного родительского отношения.

3. Проблема частично или полностью обоснована: у ребенка действительно есть те признаки неблагополучия, о которых говорит родитель, но касаются они лишь сферы взаимоотношений родителей с ребенком, при этом, как правило, есть нарушения либо отношения родителей к ребенку, либо отношений между родителями (и это так или иначе затрагивает ребенка, либо обоих этих видов отношений.

4. Проблема клиента на некоторые особенности поведения ребенка обоснована: ребенок не контактирует со сверстниками, не полностью усваивает программу образовательного учреждения, однако в домашней обстановке все в порядке.

5. Проблема обоснована, при этом отношение к ребенку со стороны родителей в пределах нормального.

Эти пять возможных ситуаций представляют собой известный итог диагностических усилий психолога. В первом случае может оказаться необходимой работа с личными проблемами обратившегося, во втором необходима работа с обратившимся, но как с родителем, с его отношением к ребенку; в третьем и с родителем, и с ребенком, а возможно, и с супругами; в четвертом с ребенком, учителем, сверстниками, а родители как союзники (не клиенты) психолога; в пятом объектом работы становится прежде всего сам ребенок. [37]

Некоторые из этих диагностических заключений в дальнейшем не предполагают работы с ребенком, однако решить это можно только после тщательного содержательного анализа обращения клиента.

Таким образом, психодиагностика проводится с тремя основными целями:

1. Определить степень обоснованности жалоб родителей на поведение и развитие ребенка. Решение этой диагностической задачи во многом предопределяет диагностику родительского отношения к ребенку и характер дальнейшей работы с родителями.

2. В том случае, если жалобы родителей полностью или частично обоснованы, необходимо оценить состояние психического развития ребенка, выявить и квалифицировать дефект развития, его природу.

3. На основании решения первых двух задач сформулировать дальнейшие диагностические цели (личностная характеристика родителей, родительского отношения и взаимоотношений с ребенком, отношений в семье в целом, отношений ребенка вне семьи, а также определить направление консультативной работы с родителями и психокоррекционной работы с ребенком.

Практическое решение этих диагностических задач достигается путем обследования психического развития ребенка.

Публикации по теме:

Анализ анкет для родителей. Анализ анкет для родителей в старшей группе. «Ваше мнение о работе ДОУ». В ходе анализа анкет мы выявили, что большинство родителей считают.

Анализ анкетирования родителей «Удовлетворенность родителей работой дошкольной группы» Анализ анкетирования «Удовлетворенность родителей работой МБОУ «Сухонойская СОШ –Дошкольная группа» Цель: выявить уровень удовлетворенности.

Анализ анкетирования родителей воспитанников Анализ анкетирования родителей воспитанников группы «Родничок» МБДОУ «Детский сад № 8 «Тундровичок» воспитателя Павловой Галины Фёдоровны.

Анализ деятельности Анализ работы социального педагога ДОУ Целью работы социального педагога является оказание воспитанникам комплексной помощи в развитии восприятия.

Анализ дошкольных лет ребёнка для родителей: «Как подвести итог»Анализ дошкольных лет ребёнка для родителей: «Как подвести итог» Итак, миновали дошкольные годы. Завершился первый этап в жизни Вашего ребёнка. Чему научился он за это время? Овладел ли умением учиться,.

Анализ НОД Анализ непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию Тема: «Мой весёлый звонкий мяч!» (тематическое) Дата: 22.

Анализ работы ПДС Анализ работы постоянно действующего семинара МАДОУ «Детский сад «Колокольчик» на тему «Использование здоровье сберегающих технологий в.

Анализ статьи В. С. Собкина, А. И. Иванова, К. Н. Скобельцина. «Отношение родителей дошкольников к школьному обучению» Аннотация. Анализируются требования, которые предъявляют родители детей дошкольного к школьному образованию. Особое внимание уделяется следующим.

С какими проблемами можно и нужно обращаться к психологу в детском саду. С какими проблемами можно и нужно обращаться к психологу в детском саду. Психологическое консультирование детей - это очень ответственная.

Зачем идти на прием к психологу? Вот уже больше 20 лет я работаю психологом, последние лет 15, я в основном работаю с подростками. Как эти подрастающие дети попадают ко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ запросов родителей к психологу
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 07:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД