Получи документы

Аппликация как вид художественной деятельности в детском саду (из опыта работы)

Юлия Залазаева
Аппликация как вид художественной деятельности в детском саду (из опыта работы)

Юлия Залазаева

Аппликация как вид художественной деятельности в детском саду (из опыта работы).

МАДОУ Кондратовский детский сад «Ладошки».

Дошкольный возраст - значительный этап всестороннего развития личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес, любознательность.

Публикация «Аппликация как вид художественной деятельности в детском саду (из опыта работы)» размещена в разделах

Важнейшее сторона воспитания ребенка в современном мире с постоянно меняющимися ценностями – эстетическое воспитание. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие. Следствием эстетического воспитания является эстетическое и художественное развитие, процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красивого в мире.

Целью художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста определяется приобщение малышей к художественной культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру. Условием и средством эстетического воспитания является художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словестно-художественное творчество, изобразительная деятельность, декоративно – прикладная практика, дизайн.

Развитие изобразительной деятельности является обобщенным содержательно – целевым направлением художественно – творческого развития и воспитания дошкольников. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Для

создания ребенком художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, формирование которого является одной из задач сенсорного воспитания. Накопленный сенсорный опыт ребенка помогает формировать представления об окружающем мире, умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное воспитание это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира, так необходимое при занятии художественной деятельностью.

Детская изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и на протяжении дошкольного возраста качественно изменяется. Рисование, лепка, аппликация, творческое конструирование как виды детской деятельности имеют своеобразные черты. Часто эти виды деятельности интегрированы между собой. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Аппликация наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов, поздравлений к праздникам и многого другого.

Аппликация (лат. applicatio - прикладывание) – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами.

В процессе непосредственной образовательной деятельности дети знакомятся со свойствами разных материалов (бумага, крупа, листья деревьев и цветов, семена, солома, ткань и т. д). У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости).

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т. к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей,учатся ориентации на листе бумаги и в пространстве, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое. Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Развивается и речь детей, они овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать круглые, прямоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий, больше — меньше, пополам, вдвое, вчетверо).

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предлагая малышам бумагу разных цветов на выбор, воспитатель развивает у них умение подбирать правильные, красивые сочетания, прививая тем самым чувство вкуса. С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая особенно важна в этом виде искусства. Большое значение для создания композиции имеет последовательность наклеивания частей сначала: наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь - предметы первого плана. Важно научить детей раскладывать будущую композицию перед наклеиванием, чтобы посмотреть, как детали будут сочетаться друг с другом, запомнить вид будущей композиции.

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, мелкой моторики. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, а не ножницы, ровно раскладывать формы на листе бумаги.

Все эти знания дети учатся применять в практической деятельности.

Наблюдая за деятельностью детей на занятиях и в свободное время, можно заметить постепенное отсутствие эмоционального интереса к деятельности. А эмоции, как известно, - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.

Использование нетрадиционных техник, необычных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, повышается интерес к занятиям, дети развиваются интеллектуально и физически. В процессе аппликации путём скручивания бумаги, торцевания, мозаики, обрывания у детей развивается кисть, формируется мелкая мускулатура пальцев рук, зрительно – двигательная координация – всё это служит гарантией овладения ребёнка в дальнейшем письмом.

Во время совместной деятельности с воспитателем дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание, применением инструментов (ножницы, клей, кисточка, салфетка и т. д.). У детей формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты.

Особенностью этого вида художественной деятельности является то, что для её осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль над движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его.

Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребёнок часто не способен правильно и аккуратно приложить и наклеить детали аппликации. Её возникновение тесно связано у ребёнка с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т. е. со всем психическим развитием ребёнка.

Часто дети испытывают трудности в ориентировке на заданной плоскости, у них нарушено восприятие цвета, зрительно-моторная координация, мелкая моторика, им трудно работать в группах, часто требуется индивидуальный подход.

Н. А. Курочкина выделяет разные по направленности методы эстетического развития и воспитания.

*Методы развития и воспитания эстетической восприимчивости окружающего мира и произведений искусства, опыта насмотренности.

Это наблюдение за окружающей природой, рассматривание произведений, сравнение и сопоставление их. В процессе наблюдения, рассматривания сравнение и сопоставление их. В процессе наблюдения, рассматривания картин, предметов, игрушек дети знакомятся с объектами и явлениями окружающего материального мира, познают их основные структурные, типичные характерные и индивидуальные свойства и качества. Воспитатель практикует многократное наблюдение и рассматривание предметов, учитывая возрастные особенности и возможности детей. Для повышения активности детей в процессе наблюдения используют беседу, диалог с включением поисковых вопросов, приемов акцентирования деталей.

*Методы развития и воспитания элементов эстетического отношения к действительности.

Это и беседы и образные интересные рассказы о произведениях искусства, творчестве художников, дидактические сказки, реальные и виртуальные экскурсии, прогулки, игровые методы и приемы. Краткая, содержательная и эмоциональная беседа часто используется для активизации и конкретизации имеющегося опыта, для углубления понимания. Важно, чтоб информация была представлена в интересной образной форме. Использование образов художественной литературы способствует настрою на предстоящую работу, стимулирует ассоциативное мышление, активизирует фантазию детей.

*Методы эстетических способностей, творческих умений и проявлений, способов самостоятельной деятельности.

Широко применяются задания, игровые упражнения, развивающие воображение, вкус, ассоциирование, способность воспринимать выразительность форм. Интересными являются приемы вхождения в картину, домысливания.

В коллективных формах детской деятельности, нередко используемой на занятиях по аппликации, реализуется прием сотворчества детей и воспитателя.

Игровые приемы способствуют повышению интереса к деятельности, создают позитивный эмоционально – творческий настрой, улучшают качество создаваемых творческих работ. Выбор методов и приемов художественного развития детей осуществляется в зависимости от уровня общего и художественного развития детей, возрастных и индивидуальных особенностей, задач обучения, воспитания и развития.

Важным является и позитивный и корректный анализ результатов труда, сбор творческих работ с последующей возможностью проведения «персональной выставки – презентации» (портфолио).

Развитие художественно-творческих способности детей, используя традиционные и нетрадиционные технологии изображения в аппликации, способствует формированию умения видеть красоту окружающей действительности и созданию художественных образов, закреплению сенсорных эталонов (цвет, форма, размер, ориентированию на заданной плоскости, созданию завершенного образа изображаемого предмета или явления, развитию творчества у детей дошкольного возраста. Также совместная деятельность ребенка и взрослого над аппликацией воспитывает усидчивость, терпение, самостоятельность, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Публикации по теме:

«Мини-музей в нашем детском саду» из опыта работы.«Мини-музей в нашем детском саду» из опыта работы. Из опыта работы «Мини – музей в нашем детском саду» Воспитатель Муниципального бюджетного детского сада №36 Тарасенко Наталья Анатольевна.

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя)Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Из опыта работы «География в детском саду» География в детском саду опыт работы Ларисы Ивановны Ждановой, воспитателя первой кв. категории «География» в детском саду, - Разве это возможно?.

Из опыта работы «Акробатика в детском саду»Из опыта работы «Акробатика в детском саду» Акробатика в детском саду Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников всегда было и остается главной задачей.

Из опыта работы «Праздники и развлечения в детском саду» Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. С ранних лет любой человек знает, что такое праздник,.

Опыт работы по конструктивной деятельности в детском саду Конструктивный центр 1. Слайд. Я хочу с вами поделиться опытом работы по конструктивной деятельности в детском саду. Термин конструирование.

Консультация для родителей из опыта работы по экономическому воспитанию в детском саду. Консультация для родителей из опыта работы по экономическому воспитанию в детском саду. Кириллова Елена Васильевна воспитатель 1 категории.

Метроритмика в детском саду (из опыта работы)Метроритмика в детском саду (из опыта работы) Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, эмоционально чувствовать выразительность музыкального ритма и точно.

Экспериментирование и исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)Экспериментирование и исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы) Одним из методов познания закономерностей и явлений окружающего мира в системе дошкольного образования является метод экспериментирования,.

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду. Информация из опыта работы Информация из опыта работы «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Плющенко В. И. воспитатель МКДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аппликация как вид художественной деятельности в детском саду (из опыта работы)
Опубликовано: 15 июля 2016 в 09:07
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД