Лучший педагог года

Арт-терапия — лечение искусством

Наталья
Арт-терапия — лечение искусством

Арт-терапия — лечение искусством

«Истоки высших человеческих эмоций

Лежат в переживаниях раннего детства»

А. В. Запорожец

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Всё, что приобретено в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.

Работа воспитателя привлекала меня ещё со школьных лет. В начале моей педагогической деятельности, передо мной, как, наверное, и перед любым молодым специалистом, встал вопрос о выборе приоритетного направления в воспитательно-образовательном процессе.

Публикация «Арт-терапия — лечение искусством» размещена в разделах

Формирование элементарных математических представлений, развитие коммуникативных способностей, эстетическое и нравственное воспитание, несомненно, важные разделы воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Но мне хотелось чего-то нового и необычного, того, что мало практикуется или редко используется в деятельности дошкольного учреждения, а ещё хотелось, что бы эта деятельность приносила пользу.

Становление индивидуальности ребёнка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Но в условиях дошкольной жизни дети часто испытывают внутреннюю напряжённость, ощущают себя усталыми и раздражительными. Этому способствует напряжённая поза во время занятий, ограниченное пространство, требования дисциплины, возрастные нагрузки, особенно в старшем дошкольном возрасте. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение. Детям необходима психологическая разгрузка, возможность расслабиться.

Передо мной встал конкретный вопрос, - в каком же из направлений можно начать свою работу? Первым, и самым главным направлением, на мой взгляд, безусловно, является защита, сохранение и укрепление здоровья ребёнка. Очень важно понять, что имеется в виду не только его физическое, но и психическое, и интеллектуальное, и социальное здоровье

Поэтому в своей деятельности мне хотелось использовать не только занятия физкультурой и закаливающие процедуры, а связать это с творчеством, познанием ребёнка самого себя и вместе с этим окружающего мира. Я решила остановить свой выбор на методиках арт-терапии.

Об исцеляющих возможностях искусства известно с древних времён. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали различные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, музыки, движений, театра, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности. В двадцатом столетии знаменитый педагог-психолог Лев Семёнович Выгодский выделил специальный термин связанный с лечением искусством – «Арт-терапия». Арт-теропия – это методы и приёмы которые развивают и усиливают внимания к чувствам, предоставляют возможности для самовыражения и самопознания.

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также игротерапию, изотерапию, сказкотерапию, оригами, маскотерапию, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, танцевально-двигательную терапию и т. д.

Всё выше сказанное позволило сделать предположение, что если воспитанники будут иметь возможность расслабится, будут осведомлены об элементарных способах и методах снятия психоэмоционального напряжения, это принесёт пользу всем. Свою педагогическую деятельность, в данном детском саду, я начала в конце учебного года на средней группе. Имея небольшой опыт экспериментальной работы, я решила провести эксперимент, с детьми старшего дошкольного возраста, согласно выдвинутой гипотезе. Актуальность моей работы заключается в изучении возможностей использования арт-теропии как помощника в здоровьесбережении.

Цель работы: Изучить эффективность использования приёмов арт-терапии с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.

При работе над данной темой были сформулированы задачи:

-оказание помощи детям в исследовании себя и решении собственных проблем путём воспитания способности к гармоническому восприятию внутреннего и внешнего мира;

- создание специальных условий оздоровления средствами арт-терапии;

- применение на практике арттерапевтических техник и упражнений;

- оценить эффективность применения арттерапевтических упражнений;

- презентовать результаты исследовавания.

Ожидаемые результаты:

• позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;

• развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;

• снижение эмоциональной тревожности;

• повышение самооценки;

• развитие коммуникативных навыков;

• развитие самосознания;

• закрепление положительных поведенческих реакций.

На основе поставленных цели и задач определила следующие этапы работы:

I этап – подготовительный (поиск, изучение и обработка информации).

Задача: провести теоретический анализ научной литературы по проблеме, сравнить различные точки зрения и факты, составить перспективный план работы.

Проанализировав изученную литературу: Киселевой М. В. «Арт-терапия в работе с детьми», Копытина А. И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», Капской А. Ю., Мирончик Т. Л. «Развивающая сказкотерапия для детей», Погосова Н. М. «Цветовой игротренинг», Саковича Н. А. «Технология игры в песок», а так же свободные статьи на сайтах детских садов, по данной теме. Пришла к выводу, что детей важно знакомить со своеобразным эмоциональным букварём. Нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей.

Необходимо побуждение каждого ребёнка к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, проблем отдельных участников.

Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В детском саду она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диаигностическая и развивающая. И введение её в воспитательный процесс необходимо совместно со всеми педагогами. Поэтому перспективное планирование осуществляли совместно с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, логопедом, инструктором по ФК, где арт-терапевтические приёмы сочетаются с образовательным процессом.

II этап – Практический.

Задача: применить на практике арт-терапевтические методики и упражнения.

В течении двух лет применялись методики арт-терапии :

Изотерапия – психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Здесь главные условия - техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности и должны быть нетрадиционными. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Мы рисовали пальцами и ладонями, сыпучими продуктами, резаными нитками, засушенными листьями, песком. Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание, ребёнок получает необычный опыт. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевает механизм защиты.

Сказкотерапия – психологическое консультирование с использованием сказок. С детьми старшего дошкольного возраста данную методику можно интегрировать с игротерапией и театротерапией. С помощью настольного и пальчикового театров дети придумывали сказки, инсценировали, представляя себя одним из персонажей. Разнопланово используемый потенциал сказок позволяет раскрыть воображение ребёнка, метафорически выражать те или иные жизненные ситуации.

Музыкотерапия – помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии. Мы использовали как активную музыку – дети самостоятельно играли на музыкальных инструментах, выражая своё состояние. Так и пассивную – специально подобранную музыку для занятий рисованием, ручным трудом, ознакомлением с окружающим миром. Особенно детям нравились упражнения музыкально-танцевальные, когда в танце можно изобразить своё настроение, выплеснуть свои эмоции.

Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета, формирование гармоничного состояния ребёнка. Данная методика интегрировалась на занятиях по математике, развитию речи, рисовании и других учебных занятиях. Перед занятием математикой, при работе с разноцветным счётным материалом, детям предлагала приложить руку к цветной фишке и почувствовать цвет. При рисовании красного яблока, предлагала почувствовать вкус красного яблока. Использовала множество техник, которым можно посвятить целое выступление.

Песочная терапия – игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, а также позволяет стимулировать ребёнка, развивать его сенсомоторные навыки. Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. К сожалению, у нас не было приспособлений для занятий песком в группе. Но на прогулках дети с удовольствием играли в песочнице, строили города и замки, использовали подручные материалы, игрушечных животных. Дети непосредственно выражали себя в спонтанной, инициированной ими игре.

III этап – Заключительный.

Задача: сделать анализ результатов, их обобщение, подготовить презентации о наиболее важных, интересных моментах работы. Спланировать дальнейшую работу по внедрению арт-терапевтических методик в своей дальнейшей педагогической деятельности.

Внедрение методик арт-терапии проходило в течении двух лет. Уже в начале учебного года в подготовительной группе, были заметны результаты. Дети были более раскрепощённые, свободно высказывали свои мнения, аргументируя их, более выразительными стали их творческие работы. Вместе мы сделали работы на выставку в цирковую школу: «Девочка на шаре» - аппликация из резанных ниток, «Клоун с шарами» - техника квилинг.

Для педагогов было дано открытое занятие «В мире сказок», где дети в весёлой конкурсной программе определяли положительных и отрицательных героев, угадывали по картинкам сказки, составляли свои сказочные сюжеты. Представляла результаты работы на совещаниях и педагогических советах.

В настоящее время я работаю на группе раннего возраста. В своей работе использую методику «Художники в памперсах». Для развития сенсомоторных навыков использую сенсорные столики с сыпучими материалами, пристегушки и др.

Завершить своё выступление хочется словами Карла Роджерса: «То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс

Публикации по теме:

«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок»«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок» «Песочная терапия. Терапия манкой» с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок». «Пальчиковый поход» Цель: развитие мелкой.

Консультация для родителей «Мама-терапия» — лечение маминой любовью Консультация для родителей «МАМА-ТЕРАПИЯ» - ЛЕЧЕНИЕ МАМИНОЙ ЛЮБОВЬЮ Сосуд для любви Ребенок - сосуд для маминой любви. Если малыш наполнен.

Консультация для воспитателей «Арт-терапия, или Терапия искусством»Консультация для воспитателей «Арт-терапия, или Терапия искусством» Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние.

Консультация «Су-джок терапия для детей» Консультация для родителей «Использование Су-джок терапии с детьми дошкольного возраста» Подготовила Счастливцева Ирина Владимировна. В.

Мастер-класс «Песочная терапия» Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии. Задачи: Дать определение песочной терапии. Познакомить педагогов с играми,.

Музыкальная терапия В работе мы активно используем самые различные методы коррекционной работы. Один из них - музыкальная терапия. По сравнению с обычным.

Песочная терапия «Песочная терапия» как технология профилактики и коррекции проблем психоэмоционального развития детей. Практика показывает, что эта современная.

Проект «Песочная терапия» ПРОЕКТ «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ» Подготовили воспитатели Кызыма В. А Бацеко Н. Н Краткая аннотация проекта В настоящее время значительно возрос.

Танцевально-двигательная терапия «Танец – это живой язык, которым говорит человек… Танец требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек,.

НОД «Знакомство с искусством. Портрет» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Арт-терапия — лечение искусством
Опубликовано: 10 ноября 2016 в 17:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД