Папки-передвижки

Автоматизация звука Р в предложениях

Елена Ветрова
Автоматизация звука Р в предложениях

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:

«Автоматизация звука Р в предложениях»

Составил: учитель логопед Е. А. Ветрова

Тема: «Автоматизация звука Р в предложениях»

«Как звук Р к нам попал»

Коррекционно-образовательные цели: закрепить навык произношения звука Р в слогах, словах, предложениях. Продолжать формировать умение определять позицию звука в словах. Формировать грамматический строй речи: продолжать обучать согласовывать числительные с существительными, составлять предложения по схемам.

Публикация «Автоматизация звука Р в предложениях» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие цели: развивать артикуляционную, мелкую моторику, фонематический слух, общие речевые навыки (звукопроизношение чёткость дикции, интонационную выразительность речи, память, зрительное внимание, логическое мышление, диалогическую речь.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности.

Оборудование: зеркало, картинки с изображением животных, барабан, карта-схема, звуковые фишки, плоскостной кораблик, схемы предложений.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика.

Однажды на опушке собрались животные и птицы:

(логопед предлагает ребёнку изобразить животных и птиц. Артикуляционные упражнения выполняются до 5 раз под счёт)

1 упражнение.

«Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

«Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

2 упражнение

«Лошадка»

Звонко цокает лошадка –

Такова её повадка.

3 упражнение

«Кучер»

Хочешь взять её в игру?

Так скажи лошадке: «Тпру!»

4 упражнение

«Дятел»

Дятел вечно барабанит –

Всех будить он не устанет.

Пальчиковая гимнастика.

«Зайцы»

Скачет зайка косой («зайчик» правой рукой)

Под высокой сосной («дерево» правой рукой,

Под другою сосной («дерево» левой рукой)

Скачет зайка второй («зайчик» левой рукой).

2. Объявление темы.

Логопед: Владик, послушай, о чём говорят рысёнок и тигрёнок.

(Логопед показывает картинки с изображением животных)

Рысё нок: Ты кто?

Тигрё нок: Тигрёнок. А ты?

Рысё нок: …ысёнок.

Тигрё нок: А мама у тебя кто?

Рысё нок: …ысь.

Тигрё нок: А папа?

Рысё нок: …ысь.

Тигрё нок: Ничего не понимаю!

Рысё нок: Почему?

Тигрё нок: Да потому что нет такого зверя.

Рысё нок: Как нет, а я?

Тигрё нок: Ну, тогда ты неправильно говоришь! Какой – то звук не выговариваешь.

Логопед: Владик, какой звук не произносит рысёнок.

Ребё нок: Звук Р.

Логопед: Правильно. Звук Р похитила и унесла высоко в горы злая волшебница. А сейчас мы будем смотреть как будто в волшебное зеркало, всё видеть и помогать звуку Р.

2.1. Артикуляционный уклад.

Р сказать и ты попробуй!

- Ррр! – возьмёмся за учёбу!

- Ррр! – язык широкий – к нёбу!

Языком, передним краем

Вверх, на дёсны нажимаем.

Дунь на кончик языка,

Чтоб сильнее задрожал.

Ррр – раскатистый и громкий,

Ррр – рокочущий и звонкий.

2.2. Характеристика звука Р.

Логопед: Владик, расскажи какой звук Р.

Ребё нок: Звук Р согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синий фишкой.

2.3. Изолированное произношение звука.

2.4. Д/и «Барабан» (развитие фонематического слуха)

Логопед: Чтобы звук Р быстрее возвратился, отправим ему попугая – Говоруна с картой, на которой указан обратный путь.

(Логопед предлагает ребёнку посмотреть в зеркало)

Логопед: Владик, посмотри попугай, чтобы звук Р не грустил, играет с ним в игру. Помоги звуку, услышав звук Р, стукни в барабан.

(выделение звука из ряда

звуков : л, р, б, д, р, л, р, р и др. ;

слогов: ал,ор, ил, аб, ра, ло, ры и др. ;

слов: рак, лак, радуга, лампа, пирамида, виноград и др.)

2.5. Автоматизация звука Р в слогах.

Логопед: Владик, посмотри внимательно на карту.

(Логопед разворачивает карту и указывает на изображение гор)

Логопед: Что это?

Ребё нок: Горы.

Логопед: Звуку Р надо помочь перебраться через горы. Отправим ему на помощь гласные звуки. Прилетел звук У. Какой слог получился?

Ребё нок: Ру.

(аналогичное задание даётся со звуками Ы, О, А)

Логопед: Получилось волшебное заклинание – ру-ры-ро-ра, расступилась гора! Повтори его.

(ребёнок повторяет несколько раз слоговые ряды в разном порядке)

2.6. Автоматизация звука Р в словах.

Логопед: Расступились горы, а за ними Африка. В Африке живут быстрые, сильные, выносливые животные. Путь будет длинным, нелёгким через бескрайнее, бушующее море. Отправим со звуком Р животных, в названии которых есть звук Р.

(Ребё нок выбирает картинки с изображением животных: жираф, рысь, крокодил, кенгуру, тигр, зебра, носорог,

Логопед: Владик, каких животных ты отправишь к звуку)

Ребё нок: Я отправлю тигра, кенгуру, зебру, крокодила, носорога, мартышку, рысь)

2.7. Д/и «Где звук (определение позиции звука)

Логопед: На каком транспорте мы отправим животных по морю?

Ребё нок: Мы отправим животных на корабле.

(Логопед даёт ребёнку плоскостной картонный кораблик с изображением схем позиции звука и предлагает расселить животных по палубам в соответствии со схемами)

Ребё нок: поселю рысь на первую палубу, потому что в слове рысь звук Р находится в начале слова.

(аналогично расселяются остальные животные)

2.8. Д/и «Весёлый счёт»

Логопед: Чтобы животные не скучали, поиграем с ними в игру «Весёлый счёт».

(логопед показывает иллюстрацию с изображением пяти тигров, крокодилов, зебр, верблюдов. Предлагает ребёнку сосчитать животных)

2.9. Автоматизация звука Р в предложениях.

Логопед: Пока корабль плывёт с помощью картинок-помощниц расскажи звуку Р о его новых друзьях - животных.

(Ребёнок выходит к доске и составляет предложения по схемам)

Предполагаемые предложения :

Пятнистый жираф живёт в Африке.

Тигр охотится за зеброй.

Мартышка ест банан.

Зелёный крокодил живёт в реке.

Носорог ест сочную траву.

3. Итог.

Логопед: Морское путешествие заканчивается. Корабль причаливает к лесной опушке.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – рада вся детвора!

Крокодилы, бегемоты,

Обезьяны, кашелоты-

Рады-рады-рады-рады

Появленью корабля!

Логопед: Какому звуку мы сегодня помогали?

Ребё нок: Мы помогали звуку Р.

Логопед: Что мы делали, чтобы вернуть звук?

(ребёнок перечисляет, чем занимался)

Логопед: Молодец! Ты хорошо потрудился. Рысёнок благодарит тебя и дарит тебе звёздочку.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях» Московская область, Орехово – Зуевский район, город Дрезна МДОУ детский сад №37 «Журавлик» комбинированного вида Конспект индивидуального.

Презентация на тему: «Автоматизация звука Р» Слайд 1 Автоматизация звука Р Слайд 2 Послушайте загадку: Проживает во дворе, в личном доме-конуре, И на всех, кого не знает, то рычит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация звука Р в предложениях
Опубликовано: 26 ноября 2012 в 14:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД