Лучший педагог года

Исследовательский проект «Байкал — жемчужина Сибири»

Долгор Цырендоржиева
Исследовательский проект «Байкал — жемчужина Сибири»

Исследовательский проект «Байкал – жемчужина Сибири»

(по технологии Н. Е. Веракса)

Учитель-логопед Цырендоржиева Д. Ц.

Тема проекта Байкал – жемчужина Сибири

Вид проекта Исследовательский

Участники проекта Дети с ТНР 6-7 лет, учитель-логопед, воспитатели, родители

Продолжительность проекта Долгосрочный (два месяца)

Публикация «Исследовательский проект „Байкал — жемчужина Сибири“» размещена в разделах

Проблема В ходе коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками была выявлена проблема, которая раскрыла недостаточный уровень знаний детей о своем родном крае, отсутствии системы знаний о животном и растительном мире Прибайкалья, в воспитании экологической культуры поведения на природе и бережному отношению к Байкалу.

Формулировка «детской» цели Цель: Узнать для чего нужно беречь озеро Байкал и почему необходимо изучать уникальность и неповторимость флоры и фауны озера?

Цель педагога Создание условий для развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья.

Задачи Задачи педагога в работе с детьми:

Познакомить детей с уникальностью озера Байкал, и животным миром.

Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе родного края.

Способствовать развитию познавательного интереса к знаниям об озере Байкал;

Уточнить знания детей об эндемики озера Байкал;

расширить представления и знания детей о животном и растительном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера Байкал;

углубить представления об охране животного и растительного мира Байкала;

познакомить с Красной книгой Прибайкалья;

познакомить с легендами и сказками о Байкале ;

воспитывать экологическую культуру поведения на природе, любовь и бережное отношение к Байкалу и родному краю.

Создать условия предметно-пространственной среды группы для реализации проекта.

Заинтересовать воспитанников и увлечь их темой изучения проекта.

Задачи педагога в работе с родителями:

Создать информационную базу для родителей по теме проекта.

Обучить родителей навыкам и приемам в доступной форме редактировать текст для сообщения с детьми дошкольного возраста.

Активизировать родителей для совместной проектной деятельности с детьми по теме «Байкал – жемчужное ожерелье Сибири»

консультирование и обучение родителей по теме «Сохраним красоту Байкала для потомков».

Заинтересовать родителей, вызвать их желание подготовить реферативное сообщение и обсудить с ребенком, выбранную им тему выступления на занятии и помочь ребенку в презентации своего проекта :

«Легенда о происхождении озера Байкал»

«Байкальские легенды и сказки»

«Что в имени твоем Байкал

«Красная книга Иркутской области»

«Эндемика Байкала»

«Цветы родного края»

«Прозрачная рыбка-голомянка»

«Живое серебро озера Байкал»

«Байкальские ветры»

«Музей в Листвянке»

«Проблемы озера Байкал»

«Стихи о Байкале» и др.

вовлечь родителей в воспитательный процесс детей при постановке проблемы о бережном отношении к природе Байкала при посещении уникального озера;

привлечь родителей к изготовлению макетов «Животный мир», «Кругобайкальская железная дорога», «Костюмы народов Прибайкалья», «Рисунки на камнях -Эндемики Байкала» и др. для выставки в музей группы;

Расширить знания родителей о Байкале через различные формы партнё рства: рекомендации для совместного чтения с детьми художественной литературы о Байкале;

Задачи для родителей Изготовить макеты: «Животный мир», «Кругобайкальская железная дорога», «Костюмы народов Прибайкалья», «Рисунки на камнях - Эндемики Байкала» и др. для выставки в музей группы;

организовать подборку книг, альбомов по данной теме;

Помочь ребенку найти ответы на интересующие его вопросы по выбранной теме и в презентации его мини- проекта.

Обеспечение проекта (информационные,

технические ресурсы и т. д.) Учебное пособие «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал» Мишарина Л. А. , Иркутск: Издательство ИГПУ, 2006 г. Маленькая энциклопедия Сибирячка. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск. Редакция журнала «Сибирячек» 2002г. Г. И. Галазий «Байкал в вопросах и ответах». «Байкал - жемчужина Сибири» (учебно–методическое пособие). Иркутск, 2011 г. ГОУ ВПО «ВСГАО» Художественная литература. Иллюстрации, картины, фотографии, зарисовки. Дидактические игры, настольно-печатные, словесные игры; Фото -альбом "Байкал -времена года". Презентация "Байкал - жемчужное ожерелье Сибири. "Коллекция байкальских камней. .Мультфильм "Байкальская шишка"

Актуальность проекта Наш сибирский край знаменит озером Байкал. Он уникален своими эндемиками, географией, окружающей его богатством и разнообразием флоры и фауны. Для нас это единственное место на Земле, наполненное чистой пресной водой, которой можно напоить всех жителей планеты.

Задача человечества сохранить чистоту воды, сберечь окружающую природу Байкала, разумно пользоваться ее недрами.

С малых лет надо научить ребенка познавать родную природу, любить и оберегать ее.

Новизна, оригинальность идеи Ориентирован на приоритет культурного развития ребёнка; проект нацелен на интеграцию компонентов содержания и активно- деятельностной позиции ребёнка как познающего и развивающегося субъекта; проект позволяет создать условия для продуктивного творческого взаимодействия всех участников образовательных отношений и их саморазвития; реализация проекта заключается в воспитании основных принципов культурного взаимодействия участников проекта с окружающим миром; овладение практическими знаниями и умениями, позволяют правильно строить свои взаимоотношения с природой. Использование широкого спектра мероприятий практической направленности, в том числе мотивирования, по созданию условий для познавательного и речевого развития, овладения коммуникативными навыками общения детей 6-7 лет с ТНР через изучение природного мира родного края и уникальной экосистемы озера Байкал посредством активного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, детей с ТНР и их родителей.

Реализация проекта

Этапы Мероприятия

I

Создание ситуации, в которой ребенок самостоятельно или с помощью педагога приходит к формулировке исследовательской задачи.

1. Проблемная ситуация

2. Формулирование исследовательской задачи Создание проблемной ситуации "Что в имени твоем, Байкал?" Что такое Байкал? Вода в Байкале пресная или соленая? Байкальская нерпа это животное или рыба? Дать возможность право выбора детям в подготовке мини проекта по теме, которая вызвала интерес у детей. Организация родительских посиделок по теме "Что интересно узнать детям о Байкале?", "Тематика оформления мини -музея в группе", "Как вызвать интерес у детей к изучению Байкала?", "Как представить совместную защиту проекта?"

Формулировка вопроса: Что нужно знать и делать чтобы сохранить красоту и величие озера Байкал?

II

Оформление проекта

Основной вопрос исследования : Для чего нужно изучать

и беречь уникальное озеро Байкал?

Результаты опроса детей Что мы знаем?

- Байкал-это озеро или море (Арсений О)

- Я была в Листвянке в музее. Там есть заповедник (Соня К)

- На Байкале много чаек. Я кормила их сосисками и хлебом (Аня Ч)

- Мой папа любит ловить рыбу на Байкале удочкой (Милана И)

- На Байкале очень холодно и вода чистая, но холодная (Саша Л)

- Мы ездили на Байкал летом. Но там было очень холодно, дул очень сильный ветер. Мы одели теплые шапки и куртки (Дари Д.)

Что мы хотим узнать?

- Почему так называют это озеро? Как появилось оно? (Арсений П)

- Сколько лет Байкалу? (Дари Д)

- Какие животные живут в лесах? (Женя Е)

- Как люди жили раньше на Байкале? (Даниил К)

- Какие цветы растут на Байкале? (Нарана Д)

- Сколько детенышей у нерпы рождаются? (Арина Б)

- Почему вода в Байкале всегда чистая? (Саша Л.)

Как мы узнаем об этом?

- Спросить маму (Софа Я)

- Я люблю читать сам книги (Владик С)

- По телевизору посмотреть (Арина Б)

- Спросить у воспитателя и логопеда (Сава С)

- Можно в интернете

узнать с мамой (Женя Л)

- Посмотреть по телефону у Сони (Аня Ч)

Можно сходить в музей и посмотреть животных (Дари)

Мероприятия по реализации проекта С детьми

1. Анкетирование с целью выявления представлений о Байкале

2. Проведение цикла занятий: "Байкал - уникальное озеро Сибири","Происхождение Байкала","Ветры Байкала","Флора и фауна Байкала", "Эндемики Байкала", "Байкальская нерпа", "Легенды и сказки о Байкале" и др.

3. Тематические экскурсии в библиотеку и музей природы, музей ИЗК.

4. Встречи с интересными людьми

5 Заучивание стихов по изучаемым темам, прослушивание песен, чтение художественной литературы.

6. Проигрывание дидактических и настольных игр.

7. Праздники, викторины, КВН

С родителями

1. Организационное собрание "Изучаем Байкал вместе"

2. Консультация "Как подготовить текст выступления по защите проекта.

2. Изготовление совместно с детьми макетов по изучаемой теме.

3. Консультирование:

«Роль родителей в формировании и воспитании культуры

поведения на природе. "4. «Что должны знать дети об обитателях озера Байкал

5. Изготовление совместно с детьми макетов по изучаемой теме. 6. Подготовка материалов к открытию мини-музея в группе.

7. Игры дома для развития познавательного интереса воспитания любви к малой родине и бережного отношения к природе. Создание продукта проекта. Его защита

1. Защита мини -проектов совместно с родителями.

2 Коллекция байкальских камней с рисунками детей.

3. Картотека игр и стихов о Байкале

4. Сценарий праздника "Байкал - жемчужное ожерелье Сибири

5. Презентация, фрагменты видео и фото с мероприятий.

Фактическое достижение результатов Дети:

Получили знания об истории возникновения, о природных особенностях Байкала, о его внешнем виде. Ощутили эстетические восприятия, чувства любви и гордости за свою родину. Познакомились с растительным и животным миром озера Байкал.

Расширили знания о значимости экологических знаний для сохранения окружающего мира. Расширили навыки общения Получили опыт участия в проектной деятельности и публичных выступлениях

Научились составлять несложные рассказы о растительном и животном мире озера.

Уметь определять животных эндемиков Байкала среди других

Приобрели умение экспериментировать и применять опыт очистки загрязненной воды. Узнали, что происходит со снегом и льдом в комнате. Расширили представления о свойствах снега и льда.

Появилось желание еще раз совершить поездку на Байкал

.Данный проект формирует осознанный характер отношения детей к родной природе. Дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; появилась потребность в приобретении экологических знаний, дети испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, проявляют доброту и чуткость. Родители:

Помогли детям найти ответы на интересующие вопросы.

Изготовили и участвовали совместно с детьми в защите мини -проектов

Получили практический опыт мотивирования, повышения уровня экологической грамотности,. поддержки детской инициативы

Совместная работа важна тем, что сближает воспитателей, родителей и детей, способствует созданию дружеских отношений, взаимопонимания. Педагоги:

Приобрели опыт разработки и реализации проектной деятельности и повысили свой уровень профессионального мастерства. Привлекли родителей к решению вопросов речевого, познавательного и коммуникативного развития детей с ТНР через совместный поиск информации, изготовление и защиту проектов.

Познакомили детей с уникальным миром озера

Расширили у детей речевые умения и способности к эффективному решению коммуникативных задач; повысили познавательный интерес и познавательную активность;

Формировали представления детей о взаимосвязи флоры и фауны как экосистемы. Прививали патриотические чувства, представления детей о бережном обращении с природой. Учить прогнозировать негативные последствия воздействия человека на экологию озера Байкал. Учить отражать свое отношение к Байкалу в художественной деятельности, игре, в труде. Педагогический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает воспитывать у детей любовь к своей родине, родному краю, учит сочувствовать ко всему живому, ценить и уважать красоту своего края, бережно относиться к животному и растительному миру Байкала. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, она помогает развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение работать в коллективе.

Беседы с детьми с показом презентации "Озеро Байкал" Совместное представление родителя и ребенка по защите темы проекта "Как образовалось озеро Байкал", Рассматривание альбома"Флора и фауна Прибайкалья". Организация выставок в музее группы по темам:"Какие животные живут у озера, "Летний отдых на Байкале", "Народы, проживающие вокруг Байкала", "Эндемики Байкала в рисунках на камнях" и др. Дидактическая игра по ориентации по отношению своего тела и закреплению названия взрослых животных и их детенышей. Организация уголка познавательной литературы (книги. журналы, карты, глобус,. открытки. рисунки).Знакомство детей с Красной книгой Прибайкалья. Игра на ковре, ребенок по указанию взрослого помогает "найти детеныша. Левой ногой дотянись до лосихи, а правой рукой до лосенка и т. д. Экологическая игра "Собери мусор" :учим правильно сортировать мусор в нужные контейнеры. и. другие игры. Викторина "Знатоки Байкала".Просмотр видеофильмов "Подводный мир Байкала" Встречи с интересными людьми. Экскурсия в библиотеку Академгородка и защита проектов для посетителей. Организация выставки проектов и рисунков на камнях. Проведение праздника "Славное море - священный Байкал" Рекомендации родителям: Общаться с детьми на разные интересующие ребенка темы. Помогать детям находить ответы на их вопросы. Ежедневно читать с детьми книги, обсуждать прочитанное и поддерживать познавательный интерес к познанию.

Рефлексия: Какие трудности в испытывали при подготовке и защите мини-проекта? Какой вывод можно сделать?

III

Рефлексия.

Практическая значимость Данный проект был осуществлен в контексте реализации плана совместной работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей по коррекции и развитию речи и коммуникативных навыков общения у детей 6-7 лет с ТНР. Использование проектного метода позволило обеспечить стабильность, устойчивость и целостность образовательного процесса.

Проект направлен на создание условий для расширения знаний, умений и навыков по овладению связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками общения детьми 6-7 лет с ТНР, включающие в себя развитие мотивов и потребностей воспитанников для познавательного развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья. Познакомить детей с уникальностью озера Байкал, и животным миром. Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе родного края.

Реализация данного проекта позволяет успешно решать основные задачи по речевому и коммуникативному развитию детей, что в дальнейшем может способствовать их лучшей социализации; повышает профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, позволяет организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: педагогами, воспитанниками и их родителями.

Так же в процессе реализации проекта идёт активный поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и нестандартная позиция на решение проблемы.

Проект в первую очередь ориентирован на детей и адресован воспитателям дошкольных учреждений, специалистам ДОУ и родителям.

Презентация проекта Дети с интересом представляли темы своих проектов («Легенда о происхождении озера Байкал», «Байкальские легенды и сказки», «Что в имени твоем Байкал, «Красная книга Иркутской области», «Эндемика Байкала», и др.) на занятиях. Состоялась защита проектов для посетителей в библиотеке Академгородка.

Выставка проектов (продукты проекта) Проведение праздника " Славное море священный Байкал", коллекция рисунков детей, выставка экспозиций в мини - музее группы по темам: фото выставка "Мой летний отдых на Байкале", " Животный и растительный мир Прибайкалья", "Эндемики Байкала в рисунках на камнях", коллективные рисунки детей " Омулевая бочка", " Танцующая Ангара ", выставка книг и фото альбомов "Байкал - четыре времени года".

Публикации по теме:

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Детско-родительский проект «Новогодние каникулы с пользой для здоровья». Фотоотчет «Спорт и великолепие зимней природы Сибири»Детско-родительский проект «Новогодние каникулы с пользой для здоровья». Фотоотчет «Спорт и великолепие зимней природы Сибири» Чтобы праздничная декада не ассоциировалась у ребенка со скукой, обжорством и ленью, мама Виктории Зайцевой - Екатерина Николаевна, заранее.

Информационно-исследовательский проект «Мяч-мой друг!» Цель: Формирование потребности в укреплении своего здоровья с помощью работы с мячом. Задачи: 1. Совершенствование двигательных умений в.

Исследовательский проект «Где родился Колобок?»Исследовательский проект «Где родился Колобок?» Исследовательский проект "Где родился Колобок?" ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА: АВТОР ПРОЕКТА: Кубашова Нина Викторовна, воспитатель.

Исследовательский проект «Соль-волшебница»Исследовательский проект «Соль-волшебница» Исследовательский проект "Соль - волшебница". Участники проекта :дети, родители и воспитатели группы «Буратино». Паспорт проекта :информационный.

Исследовательский проект «Травянчик» Введение. У меня есть кошка и три черепахи. Когда наступил октябрь, и на улице пропала трава, мои питомцы загрустили. Так как кошка ест.

Конспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группе Цель: создание условий для развития познавательного интереса к уникальному озеру Байкал; формирование экологической культуры дошкольников.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Проект «Байкал — жемчужина Сибири» Цель: Сформировать у детей представления о родном крае, о местонахождении Байкала (внешний вид, география, климат, вода); об уникальности.

Учебно-исследовательский проект «Колобок»Учебно-исследовательский проект «Колобок» Сказка - один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Байкал — жемчужина Сибири»
Опубликовано: 28 марта 2023 в 14:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД