Беседа о хлебе для детей старшего возраста

Елена Маткасимова
Беседа о хлебе для детей старшего возраста

Цель:

Дать детям понятие о том, как раньше на Руси выращивали хлеб.

Показать детям, как русские поэты А. В. Кольцов и Н. А. Некрасов отражали в своих стихах тяжёлый труд хлеборобов.

Продолжать воспитывать уважение и интерес к труду земледельцев, бережное отношение к хлебу.

Словарная работа:

Соха, сноп, крестьянин, гумно, скирда, серп, жница, пахарь.

Наглядные пособия:

Иллюстрации к стихам А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова.

Ход занятия:

Труд хлеборобов всегда был тяжёлым. Особенно трудно было выращивать хлеб, когда не было ни машин, ни тракторов, ни комбайнов. Землю пахали деревянной сохой, в которую впрягали лошадь. За сохой шёл пахарь. Поэт А. В. Кольцов писал отличные стихи о людях, пашущих землю, сеющих хлеб. Когда читаешь его стихи, кажется, что это звучит голос крестьянина, вышедшего в поле рано – рано утром.

«Ну! Тащися, сивка, Пашней, десятиной, Выбелим железо О сырую землю.

Красавица зорька В небе загорелась, Из большого леса Солнышко выходит…

Пашенку мы рано С сивкою распашем, Зёрнышку сготовим Колыбель святую.

Его вспоит, вскормит Мать – земля сырая; Выйдет в поле травка - Ну! Тащися, сивка!»

Когда поле было вспахано, его засевали вручную. На шею вешали лукошко с зерном, брали горсть зерна и размашистым, плавным движением руки бросали его в землю. Вот как об этом пишет А. В. Кольцов:

«…Чем свет по полю Все разъехались - И пошли гулять Друг за дружкою,

Горстью полною Хлеб раскидывать; И давай пахать Землю плугами,

За кривой сохой Перепахивать, Бороны зубьём Порасчёсывать…»

Несмотря на тяжёлый труд, люди радовались, когда на поле появлялись первые всходы, говорили с любовью о поле, о земле, ждали дождя, чтобы был хороший урожай. Н. А. Некрасов в стихотворении «Колосья» так рассказывает об этом:

«Уж налились колосики. Стоят столбы точёные, Головки золочёные, Задумчиво и ласково Шумят. Пора чудесная! Нет веселей, наряднее, Богаче нет поры! Ой, поле многохлебное! Теперь и не подумаешь, Как много люди божии Побились над тобой, Покамест ты оделося Тяжёлым ровным колосом И стало перед пахарем, Как войско пред царём! Не столько росы тёплые, Как пот с лица крестьянского Увлажили тебя.»

Когда хлеб созревал, приступали к уборке урожая. А. В. Кольцов писал:

«…Посмотрю пойду, Полюбуюся, Что послал господь За труды людям: Выше пояса Рожь зернистая Дремлет колосом Почти до земи. Ветерок по ней Плывёт, лоснится, Золотой волной Разбегается… Люди семьями Принялися жать, Косить под корень Рожь высокую…»

Рожь жали серпом. Чаще всего эту работу выполняли женщины. Их называли жницами.

Стихотворение Н. А. Некрасова «Жница»:

«Это не люди лихие, Не бусурманская рать, Это колосья ржаные, Спелым зерном налитые, Вышли со мной воевать!

Машут, шумят, наступают, Руки, лицо щекотят, Сами солому под серп нагибают - Больше стоять не хотят!

Жать принялась я проворно, Жну, а на шею мою Сыплются крупные зёрна - Словно под градом стою!»

Эта работа была очень тяжёлой. Вот как об этом писал В. А. Кольцов в стихотворении «Молодая жница»:

«Высоко стоит Солнце на небе, Горячо печёт Землю – матушку.

Душно девице, Грустно на поле, Нет охоты жать Колосистой ржи.

Всю сожгло её Поле жаркое, Горит – горма всё Лицо белое.

Голова со плеч На грудь клонится, Колос срезанный Из рук валится…»

Пшеницу связывали в снопы и собирали в копны. Копны грузили на телеги и везли на гумно, где складывали в скирды. Когда весь хлеб был убран, на гумнах начинали его молотить.

Публикации по теме:

Хлеб — всему голова Хлеб- всему голова. Программное содержание. Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба. Познакомить с орудиями труда для.

Конспект занятия «В каждой крошке хлеба — труд!» Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе. Воспитатель Ковалевская Галина Ивановна. Тема «В каждой крошке.

Автор публикации:
Беседа о хлебе для детей старшего возраста
Опубликовано: 23 сентября 2012 в 07:49
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Организация работы по взаимодействию с семьей на 2016–2017 гг. в младшей группе
Сентябрь Форма работы - Групповое родительское собраниие Тема родительского собрания «Основные задачи на новый 2016-2017 учебный год» Знакомство с...
Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников.
Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников . Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ «Детский сад...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Лепка...
Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое...
Конспект НОД по рисованию для детей младшей группы «Мед для Медвежонка»
Цель НОД: - воспитывать чувства сопереживания и желание помочь, - воспитывать интерес к процессу рисования Ход НОД. Воспитатель: Сегодня к нам в гости...
Сценарий праздника «Выпуск в школу»
Выпуск в школу Ведущий: Светло и нарядно сейчас в нашем зале. У всех оживленный , взволнованный взгляд Сегодня мы праздник большой отмечаем Мы в...