Занятие-беседа об отношении к старшим на материале русских народных сказок в старшей группе «Сказка — ложь, да в ней намёк…»

Луиза Тоноян
Занятие-беседа об отношении к старшим на материале русских народных сказок в старшей группе «Сказка — ложь, да в ней намёк…»

«Сказка - ложь, да в ней намёк.

Образовательная область: познание

Цель:

проследить как русский народ через сказки учил детей относиться к старшим.

Задачи:

- изучить русские народные сказки;

- выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения хорошего тона.

- проследить, какими приёмами пользовались составители сказок для того, чтобы научить героев уважительному отношению к старшим;

Воспитатель: Здравствуйте ребята. А вы любите сказки? (Любим)

Какие русские народные сказки вы знаете? («Курочка ряба», «Колобок», «Репка», «Машенька и медведь и т. д.)

Все ребята любят сказки. Древние традиции народа заложены в народных сказках. Недаром говорят: сказка - ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.

Ребята, а что такое сказка? (ответы детей).

Сказка - произведение устного народного творчества, повествующее о вымышленных событиях. Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. По образцу народных сказок создавались и литературные сказки.

Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка.

Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления и мечты. А сейчас предлагаю отгадывать сказку.

Отгадываем загадки:

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня,

Ты спаси меня и братца!

(Гуси-лебеди (русская сказка)

Правильно, молодцы.

Что мы можем сказать о героях этой сказки?

«Гуси-лебеди»

В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка не послушала, что ей указывали отец с матерью, и её братец попал в беду. Но девочка не растерялась и побежала искать его. По дороге она встречает яблоню, печку, речку с кисельными берегами. Когда девочка обращалась к этим персонажам без уважения, никто не хотел ей помочь. А когда она стала обращаться ласково и уважительно: печка – матушка, речка –матушка, все девочке помогли. Родителей девочка называет батюшка и матушка. Даже к злой Бабе-Яге обращается вежливо. В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие и вежливое обращение.

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился. (Колобок)

«Колобок»

В сказке «Колобок» герой сбежал от бабы и деда не зная, что его ждут большие опасности. Вся история Колобка закончилась тем, что его съела хитрая лиса. Непослушание колобка привело его к гибели.

«Морозко»

В сказке «Морозко» девушка, которая была терпелива и вежлива с Морозком, получила в награду соболиную шубу, золото, серебро и короб с богатыми подарками. Пять раз спрашивал Морозко Красную девицу, дедову дочку:

- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? - А девушка хоть и замерзла сильно, даже окостеневать стала. Чуть языком шевелит, но отвечает вежливо и ласково:- Тепло, Морозушко,

тепло, батюшка. - Ой тепло, голубчик, Морозушко! Здесь мы видим, как награждалось в сказках кротость и уважительное отношение в любой, даже самой тяжёлой, ситуации.

А дорога далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

(Маша и медведь (русская сказка)

«Маша и медведь»

Попала в опасность и Машенька из сказки «Маша и медведь», когда не послушала старших и отстала от подружек. В этой сказке Машенька тоже очень ласково и вежливо называет свих родных бабушкой и дедушкой. Девочке помогли выбраться из сложной ситуации смекалка и трудолюбие.

«Летучий корабль»

Эта сказка хранит в себе мудрость веков, в которой говорится: почитай старого да мудрого, и будет тебе помощь. Главный герой был вежлив с мудрецом и почитал его, за что последний щедро одарил его знаниями. Так, с лёгкой руки волшебника-дедушки и удался Летучий корабль. Выполнил герой и наказ старца: чтобы тот сажал всех к себе на Летучий корабль, кто попадётся ему по дороге. Так и получилось, что на своём корабле он собрал 7 помощников, которые помогли ему справиться с трудными задачами царя.

В большинстве русских народных сказок встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, могут получить урок;- в русских народных сказках непослушание родителям или взрослым наказывалось, а терпение и послушание вознаграждались; - герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался за ней и многим героям пришлось проходить целые испытания, чтобы понять это;- обращение к родителям и старшим людям было уважительным и ласковым: батюшка, матушка, бабушка, дедушка, к родным - сестрица, братец. - главным в сказках был труд, с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.

взрослые не зря беспокоятся о нас и не разрешают нам грубить, вредничать и лениться. Они хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. А сказки, написанные много-много лет назад помогают нам это понять.

Прикреплённые файлы:

skazki-ppt1_ldnkb.ppt | 1726,5 Кб | Скачан: 599
 
Публикации по теме:

Родительское собрание с учётом ФГТ. «Сказка и музыка в жизни ребёнка» (для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста) Правила, которых следует придерживаться при проведении собрания: 1. Вступление. Музыкальный фон – звуки гитары, фортепиано, сопровождают.

Вечер развлечений в старшей группе. «В мире много сказок…» Цель: знать и называть знакомые сказки, узнавать героев, характеризовать их; раскрыть удивительный мир сказок. Оборудование: костюмы: сказочницы.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Занятие-беседа об отношении к старшим на материале русских народных сказок в старшей группе «Сказка — ложь, да в ней намёк…»
Опубликовано: 15 июля 2013 в 00:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческий кавардак
Вот читаю на страничках нашего сайта публикации и дружбе, о сюрпризах и подарках. и думаю, а я чем хуже, я тоже кое-что могу. Единственное чего не могу, так...
Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни.
Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов....
Конспект НОД в старшей группе на тему «Рыбы Астраханского края»
Цель: Закрепить знания детей о рыбах Астраханского края. Материалы: картинки с изображением рыб ( щука, сом, судак, вобла, сазан. Ход НОД. Вводная беседа...
Фотоотчёт на тему: «Подснежники из фоамирана с детьми подготовительной группы»
Уважаемые коллеги, с наступлением весны одной из "наилюбимейших" тем является появление подснежников. В небольшой проталине, Рядышком с сосной, На...
Консультация для воспитателей. «Организация трудовой деятельности в разновозрастной...
В нашей группе находятся дети от 4-х до 7 лет. В разновозрастной группе имеют место все формы организации труда, которые рекомендованы Программой:...