МААМ-картинки

Приобщение дошкольников к истокам русской культуры. Сценарий праздника в средней группе «22 марта — «Сороки»

Татьяна Медведева
Приобщение дошкольников к истокам русской культуры. Сценарий праздника в средней группе «22 марта — «Сороки»

Цель:

Содействовать приобщению детей к истокам русской культуры. Формировать представление о традициях русского народа.

Предварительная работа: Подбор иллюстраций, открыток с изображением птиц. Чтение художественной литературы. Приготовление соленого теста.

Материал:

Убранство русской избы, русский народный костюм, иллюстрации с изображением птиц - жаворонка, жаворонки из картона, сказки о птицах, тесто, стеки, доски, салфетки, вода.

Ход беседы:

В русской избе звучит музыка. Хозяйка в русском сарафане встречает детей в избе.

Публикация «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры, Сценарий праздника в средней группе „22 марта — „Сороки“» размещена в разделах

Хозяйка: Здравствуйте, мои дорогие ребятушки! Приглашаю вас к себе в гости. Хоть зима и прошла, но снег-мороз с собой не унесла. А у меня в избе тепло. Давайте с вами посидим рядком, да поговорим ладком!Ребята, а знаете ли вы приметы весны?

Дети: Снег тает. Ярко светит солнышко. На деревьях набухают почки. Текут ручьи. Щебечут птицы.

Хозяйка: Молодцы! Послушайте мой рассказ о том, как на Руси весну встречали и как ее закликали. Отшумела разгульная масленица. Начался Великий пост. Возбранялись всякие увеселения. Однако на этот период приходился праздник встречи весны. В разных регионах страны весну встречали в разные дни. На Евдокию (14 марта) зазывали (гукали)весну "Евдокия красна, и весна красна"; на Герасима - грачевника (17 марта) "Грач на горе - весна во дворе". В первые дни весны закликали солнце,чтобы светило не медлило, а каталось красным колесом к теплу, к лету. Весной наступает день, когда солнышко светит ярче и дольше, чем зимой. В этот день люди ожидали прилет жаворонков. Давайте и мы позовем с вами весну!

Дети: (закликают весну словами: "Весна, приди!

Триугодья принеси!

Первые угодья -

В лужах половодье!

Другое угодье -

Солнце на подворье!

Третье угодье -

Зеленое раздолье!")

Хозяйка: А еще весну встречали на "сороки" - день сорока мучеников (22 марта). 22 марта день равен ночи. По народным представлениям, весна сама не придет - ее нужно пригласить. Но это были не песни. Песни во время поста петь возбранялось. Поскольку в марте начинали возвращаться из теплых краев перелетные птицы, считалось, что именно они на своих крыльях приносят весну. Первая из них - жаворонок.

Дети: (рассматривают жаворонков, вырезанных из картона)

Хозяйка: Желая птиц поторопить, хозяйки пекли из теста фигурки птиц с крылышками, глазками из черемухи - "жаворонков", вкладывали внутрь льняное или конопляное семя. Давали детям "птиц", приговаривали: "Жаворонки прилетели, на головку деткам сели. " "Птиц" раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста, приговаривать закличку. Давайте и мы позовем весну!

Хозяйка, дети: "Жаворонушки, мои матушки,

Прилетите ко мне,

Принесите ко мне весну красную!"

Хозяйка: Засовывали "жаворонков" под стрехи домов, прикрепляли к веткам деревьев, оставшихся съедали и скармливали скоту. Птицы - первые вестники весны. Давайте мы поговорим о птицах. (На доску прикрепляются картинки с изображением птиц)

Хозяйка: Каких птиц вы знаете?

Дети: Отвечают

Хозяйка:Как называются птицы, которые прилетают к нам весной

Дети: Перелетные

Хозяйка: Чем похожи птицы?

Дети:Внешним видом. Есть клюв, хвост, крылья, перья, умеют летать.

Хозяйка: Чем отличаются друг от друга?

Дети: Размером, цветом оперения, формой хвоста, размахом крыльев.

Хозяйка:Молодцы, дети! А знаете ли вы сказки, в которых главным действующим лицом являются птицы?

Дети: (Называют сказки: русская-народная сказка "Гуси-лебеди", "Серая шейка", "Гадкий утенок" и т. д.)

Хозяйка: Молодцы! и сказки вы знаете! А теперь я хочу с вами поиграть в игру "Кто как кричит?". Я буду вам называть птицу, а вы мне скажите, как она кричит?

Хозяйка: Воробей

Дети: Чирик-чирик!

Хозяйка: Ворона

Дети: Кар-кар!

Хозяйка: Кукушка

Дети: Ку-ку!

Хозяйка: Утка

Дети: Кря-кря!

Хозяйка: Курица

Дети: Кудах-тах-тах!

Хозяйка: Молодцы! А загадки вы любите отгадывать?

Дети: Да!

Хозяйка: Слушайте!

1. Стоит ствол,

На стволе - кол,

На колу - дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его. (скворец)

2. Всех перелетных птиц черней

Чисти пашню от червей.

Взад - вперед по пашне вскачь,

А зовется птица. (грач)

3. Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения. (Если дети затрудняются, хозяйка помогает - "Жаворонок")

Хозяйка: Молодцы! Ну вот и пришло и нам время слепить из теста "жаворонка" и позвать весну-красну! Садитесь за столы, но перед тем, как начать лепить, давайте разогреем наши пальчики! Я буду говорить, а вы выполняйте!

"Пальчики сожмем и разожмем

И немножечко встряхнем

Жавороночков лепить начнем!"

Хозяйка: Внимательно посмотрите на моего "жаворонка". Назовите части тела птицы и его форму.

Дети: (Рассматривают птицу "жаворонка")

Хозяйка: Дети, а для чего у вас на столе лежат стеки?

Дети: Чтобы резать тесто и украшать птичку.

Хозяйка: Верно, мы стекой украсим перышки - будем надавливать,и на поверхности останутся следы. Теперь приступайте к работе.

Дети: (Берут тесто и приступают к работе)

Хозяйка: (В процессе работы напоминает детям ход работы: раскатывание прямыми движениями,оттягивание и прищипывание мелких частей, украшение крылышек, головки, хвоста вмятинами от стеки. Хозяйка ходит, помогает детям)

Хозяйка: Вот мы с вами подготовились к встрече весны, к прилету птиц.

"Кулик из-за моря,

Лети, лети до поля!

Лети! Неси, неси по воле

Весну в подоле!Неси!"

А какие у вас получились красивые жаворонки! Теперь уж точно весна к нам поспешит. Давайте мы с вами испоним закличку, чтоб жаворонки быстрее прилетели.

"Ой, кулики!Жаворонушки!

Прилетайте к нам во дворушки!

Жаворонки, прилетайте к нам,

Красно летечко принесите нам!"

Хозяйка: Вот и пришло время нам прощаться. До свидания!

Воспитатель: "Красны девицы да добры молодцы,

Собирайтесь, убирайтесь,

На улицу отправляйтесь!

Спасибо вам, хозяюшка!

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем, и здоровьицем. "

Воспитатель: (Выходит на улицу с детьми)

"Солнышко ясное, птиц хоровод!

Травушка-муравушка в сад позовет.

На лужок, на простор выпускать жаворонков. "

Дети: (Раскладывают своих птиц на участке детского сада)

Публикации по теме:

Формирование представлений детей о Родине России. Экскурсия в Третьяковскую галереюФормирование представлений детей о Родине России. Экскурсия в Третьяковскую галерею Сентябрь. .Домотканые половики Формировать представление о русских самобытных предметах.. Знакомим детей с домоткаными половиками и.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Участники проекта:дети 5-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители Основной вопрос проекта:«Формирование духовно-нравственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к истокам русской культуры. Сценарий праздника в средней группе «22 марта — «Сороки»
Опубликовано: 23 марта 2014 в 14:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД