Лучший педагог года

Боевые искусства детям как компонент здорового образа жизни дошкольников

Михаил Ляпунов
Боевые искусства детям как компонент здорового образа жизни дошкольников

Формирование двигательной культуры дошкольников,как одного из компонентов здорового образа жизни,с использованием элементов боевых искусств (карате-до, самооборона)

«Жизнь требует движения»

Аристотель

Двигаясь, дети познают окружающий мир. Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество. В процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников : ребёнок оценивает своё "Я" по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели.

Публикация «Боевые искусства детям как компонент здорового образа жизни дошкольников» размещена в разделах

Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста и задержке развития. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, потому что недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

Невозможно разработать и использовать одну-единственную уникальную технологию «сбережения» здоровья. Цель здоровьесбережения достигается за счёт использования разнообразных технологий, применяющихся с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательных отношений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен, в числе других, на решение следующих задач:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

«Здоровью научить нельзя, надо воспитать в детях потребность быть здоровыми» - это моя педагогическая философия. Дошкольный возраст – это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма, психики. Вместе с тем, это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средств физической культуры. Основными условиями формирования двигательной культуры дошкольников являются воспитание у них осознанного отношения к выполнению двигательных действий, развитие воображения при их выполнении, включение сенсорных систем, создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.

В результате проведённой оценки качества образования среди педагогов учреждения и родителей воспитанников было выявлено, что сохранение и укрепление здоровья детей актуально для воспитателей на 100% для родителей на 34 %. Ожидания родителей и педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья, приобщения детей к здоровому образу жизни - 50 % у педагогов и 70% у родителей. Это показывает, что тема актуальна и интересна. Но в тоже время, родители не всегда правильно оценивают работу коллектива учреждения в данном направлении.

На протяжении 15 лет состою тренером в «Ассоциации Восточных единоборств» и занимаюсь с детьми дошкольного возраста по программе каратэ-до в рамках дополнительного образования. Работая в дошкольном учреждении инструктором по физической культуре,пришёл к пониманию, что включение в образовательный процесс элементов боевых искусств, состоящих из научно-обоснованных упражнений, максимально учитывающих особенности детей дошкольного возраста помогут, наряду с традиционными методами и приёмами,решить задачи образовательной области «Физическое развитие». На одном из педагогических советов мною были представлены приёмы и методы карате-до и самообороны, которые были одобрены решением педагогического совета и рекомендованы к применению на занятиях физической культурой.

Для самых маленьких используется игровая методика, которая содержит общефизическую подготовку, направленную на гармоничное развитие, тактические упражнения; отрабатываются ритм движений, правильное дыхание. Упражнения развивают координационные способности, силу, гибкость, выносливость, быстроту реакции. Общефизическая подготовка укрепляет здоровье, повышает иммунитет, а также служит основой любого вида спорта, в том числе и самообороны.

Для детей старшего дошкольного возраста приемы самообороны включаются в общеразвивающие задания и упражнения. Им придаётся большое значение. Активная разминка позволяет поднять тонус организма. Занятия проводятся в динамическом режиме. Дети получают основы начальной акробатики. Акробатические упражнения (перевороты, кувырки, перекаты) служат базисом для развития двигательных навыков, умений.

Основной упор на занятиях делается в первую очередь на ловкость, гибкость и координацию движений, внимание на развитие таких качеств, как самодисциплина, ответственность за себя и других, выработка логического мышления и чувства команды, когда общий результат не менее важен, чем личный результат каждого.

Дети становятся более собранными, сильными и выносливыми, им легче выполнять сложные движения и комплексы упражнений, появляется уверенность в себе.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

- развитие речи посредством движения;

- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

- управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

Двигательная активность – это только один из компонентов здорового образа жизни и навыков, которые дети должны освоить на уровне поведения. Наряду с этим, важен режим дня, под которым понимается рациональное распределение времени и последовательности различных видов деятельности, правильное питание в детском саду и дома, достаточная продолжительность прогулок и другие закаливающие процедуры, дневной и ночной сон в хорошо проветриваемом помещении, соблюдение питьевого режима, приобретение детьми опыта двигательной деятельности в разных формах вместе с педагогами и родителями.

Важно сформировать у всех участников образовательных отношений ответственности за собственное здоровье так, чтобы это принесло несомненную пользу всем: ребёнку - весёлому, активному, деятельному; педагогу- активному, деятельному, компетентному; родителю- активному, отзывчивому, принимающему и заинтересованному. Поэтому формирование двигательной культуры дошкольников, как одного из компонентов здорового образа, осуществляется по трём блокам.

1 блок. Ребёнок весёлый, активный, деятельный.

Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:

- ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;

- обучать детей правилам безопасности;

- создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;

- использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.

В соответствии с потребностями и возможностями ребенка в нашем учреждении организация двигательной активности реализуется по следующим принципам:

- физическая нагрузка должна соответствовать возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития и здоровья;

- двигательная активность должна сочетаться с общедоступными закаливающими процедурами;

- обязательно включение в комплекс физического развития элементов дыхательной гимнастики;

- включение в занятия нетрадиционных методов и приёмов, а именно - элементов боевых искусств.

Формы проведения физкультурных занятий в ГБДОУ:

- традиционный тип (ознакомление с новым программным материалом,

- смешанного характера (разучивание новых и совершенствование освоенных ранее движений,

- вариативного характера (формирование двигательного воображения,

- занятие тренировочного типа (развитие двигательных и функциональных возможностей детей,

- сюжетно-игровое (формирование двигательного опыта ребенка,

- тематическое занятие (закрепление определенных двигательных умений и навыков по разделам программы,

- занятие комплексного характера (синтезирование разных видов деятельности,

- контрольно-проверочные (оценка уровня развития в основных видах движений и в развитии физических качеств,

- занятия-соревнования (развитие инициативности, самовыражения, уверенности в своих силах).

2 блок. Педагог активный, деятельный, компетентный.

Компетенция педагога заключается в эффективном использовании здоровьесберегающих технологий;индивидуальной оценки достижений изатруднений каждого ребенка;собственного профессионально-личностного развития и саморазвития.

Рациональная организация здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленная на снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха, включает:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему нагрузки на занятиях;

- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников;

- соответствующая требованиям организация активно-двигательной деятельности;

- повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и формирование культуры здоровья;

- полноценную и эффективную работу с детьми всех групп здоровья;

- организацию работы групп корригирующей гимнастики;

- организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях;

- регулярное проведение оздоровительных мероприятий.

Просветительская работа с воспитателями, специалистами включает:

- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, «Дней здоровья», занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

- консультации по вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.

- активное взаимодействие на занятиях с педагогами групп.

3 блок. Родитель активный, отзывчивый, заинтересованный.

Важным фактором, который помогает повышать двигательную активность детей, является конструктивное взаимодействие с семьей. В работе используются разнообразные формы и направления :

- взаимопознание (интервьюирование, проведение открытых мероприятий, индивидуальные консультации);

- непрерывное образование воспитывающих взрослых (участие в родительских собраниях, оформление оперативных стендов, обновление информации на сайте учреждения);

-совместная деятельность (проведение мероприятий с участием родителей, соревнований, досугов и праздников,мастер-классы, «Мамина школа» (обучение приёмам самообороны для взрослых и детей, «Папина школа» (футбольные матчи, соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»).

Высшим достижением в своей работе и работе коллектива, в целом, является наличие у детей стойкого интереса к двигательной активности.

Публикации по теме:

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей» В. А. Сухомлинский Для решения основной задачи дошкольного образования сохранения.

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников (из опыта работы) Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Из опыта работы Ивановой Надежды Ивановны, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад №.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет)Формирование здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет) .

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным.

Пути формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Консультация для воспитателей «Пути формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Здоровый образ жизни – это активная деятельность.

Опыт работы «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» «Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают об устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри.

Педагогический пробег «Воспитание у дошкольников здорового образа жизни» Педагогический пробег «Воспитание у дошкольников здорового образа жизни» Цель: уточнить знания педагогов по воспитанию у детей правильного.

Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности Воспитатель - удивительная профессия. Еще один ее плюс в том, что она дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хоть.

Проблема формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Формирование здорового поколения – одна из главных задач развития страны. Сегодня главное направление государственной политики в области.

Реальные возможности по формированию здорового образа жизни дошкольниковРеальные возможности по формированию здорового образа жизни дошкольников Реальные возможности по формированию здорового образа жизни дошкольников В нашем ДОУ разработана и активно используется педагогами программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Боевые искусства детям как компонент здорового образа жизни дошкольников
Опубликовано: 19 января 2016 в 13:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД