Лучший педагог года

Цикл познавательных музыкальных занятий для детей подготовительной к школе группы

Марина Юрьевна Борзунова
Цикл познавательных музыкальных занятий для детей подготовительной к школе группы

Занятие I

Тема" :Король музыкальных инструментов. Устройство органа. История органа. "

Цель: расширение культурного пространства через ознакомление детей с инструментом - орган;

Репертуар:И. С. Бах " Прелюдия" из ХТ. К. " Прелюдия и фуга до мажор".

Ресурсное обеспечение: ИКТ, проектор, музыкальный центр, иллюстрационный материал, аудиозапись,экран.

Ход занятия:

Вход детей под спокойную музыку (по выбору музыкального руководителя).

Музыкальный руководитель (поёт) : здравствуйте, дети!

Публикация «Цикл познавательных музыкальных занятий для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах

Дети: здравствуйте!

Музыкальный руководитель (обращается к детям с вопросом) : Какие вы знаете инструменты?

Дети (отвечают) :скрипка,балалайка,гитара,арфа.

Музыкальный руководитель :К какому виду они относятся?

Дети: к струнным.

Музыкальный руководитель :молодцы,правильно! А какие инструменты относятся к виду духовых?

Дети:труба,гобой,кларнет.

Музыкальный руководитель :правильно! А к клавишным?

Дети:рояль,пианино.

Музыкальный руководитель :вы все верно ответили,но инструмент о котором я вам расскажу сегодня - орган,он по праву может быть назван королём всех инструментов,так как владеет огромным количеством голосов. Его звучание можно сравнить только с оркестром.

Дети слушают в записи органную музыку И. С. Баха"Прелюдия до мажор"

Музыкальный руководитель :вы прослушали музыку немецкого композитора И. С. Баха" Прелюдия до мажор" со звучанием органа,который стоит в Домском соборе в городе - Рига, в исполнении органистки Евгении Лисициной. На экране - проекция слайда,на котором изображён орган в Домском соборе.

Музыкальный руководитель :какое удивительное,ни с чем не сравнимое впечатление оставляет звучание органа. Оно то подавляет своей мощью,то вдруг становится совсем тихим, доносящимся из далека. Предками современного органа были два незатейливых древних народных инструмента - флейта Пана (свирель) и волынка. От флейты орган унаследовал трубки (показ иллюстраций,а от волынки - меха. Был и другой предшественник - древнекитайский шзн. Родиной первого водяного органа - гидравлоса - является Александрия. Орган относится к клавишно - духовым инструментам. Это значит,у него есть трубы и клавиши. Трубы разные:большие и маленькие,металлические и деревянные,открытые и закрытые,со специальным" язычком" и без него. Чтобы играть на органе, нужен специальный пульт управления - "кафедра". на ней находятся ручные клавиатуры - "мануалы" - их может быть несколько рядов - от одного до семи. На органе играют и руками,и ногами,Справа и слева от исполнителя находится множество рукояток,кнопок,рычагов. С их помощью органист смешивает,как художник краски, разные тембры,голоса органа. Регистры воспроизводят звучание разных музыкальных инструментов :старинных (виолы, да гамба, горна,бомбарды,современных (гобоя,виолончели и др.).Есть и регистр - " человеческий голос". Давайте ещё раз послушаем удивительное звучание органа - включает запись с музыкой органа - И. С. Баха.

Музыкальный руководитель : Музыка то мощно рокочет,то серебрится, подобно ручейку,то светло и задумчиво поёт. Ответьте, пожалуйста мне на мой вопрос: Какое настроение вызывает у вас прослушанная музыка?

Дети: радостное, задумчивое, немножко грустное.

Музыкальный руководитель : правильно! молодцы! вы все правильно подметили и назвали. На этом наше с вами путешествие мы приостановим,а на следующем занятии продолжим.

Рефлексия: вы сегодня были все молоды! ответьте, пожалуйста мне, что вам сегодня, в нашем путешествии запомнилось и что нового вы узнали?

Дети: в органе много есть инструментов и регистр с " человеческим голосом", органная музыка очень красивая!

Музыкальный руководитель (поёт) : до свидания, ребята, видеть,вас, была я, рада!

Дети (поют) : до свидания!

Занятие II

Тема: " Композиторы - классики для органа. Инструментальная, духовная и вокальная музыка".

Цель: воспитание культуры слушания, через ознакомление музыкальных произведений, духовного направления и произведений,написанных для органа;продолжение ознакомления с органом.

Репертуар: П. И. Чайковский "В церкви", " Утренняя молитва"; А. Вивальди " Глория"; Шуберт " Аве Мария" :

Ресурсное обеспечение: ИКТ, проектор, музыкальный центр,аудиозаписи, иллюстративный материал,экран.

Ход занятия:

Вход детей под музыку П. И. Чайковского " Утренняя молитва".

Музыкальный руководитель : здравствуйте, дети!

Дети: здравствуйте!

Музыкальный руководитель : ребята, когда вы заходили в музыкальный зал, какая музыка вас встречала?

Дети: спокойная, задумчивая, светлая.

Музыкальный руководитель : правильно,молодцы! Вы дали точное описание произведению П. И. Чайковского " Утренняя молитва" - светлая, умиротварённая, спокойная, наводит на размышления. Я хочу, вам предложить прослушать ещё одно произведение этого композитора - " В церкви". Дети слушают пьесу " В церкви " П. И. Чайковского в исполнении музыкального руководителя на фортепиано.

Музыкальный руководитель :ребята,какие мысли и чувства вызывает у вас прослушанная вами пьеса " В церкви"?

Дети: грусти, радости, жалости, любви и нежности.

Музыкальный руководитель : а кто может мне ответить на мой вопрос: к какому виду музыки принадлежит эта пьеса?

Дети: к духовной.

Музыкальный руководитель : правильно, к духовной. Действительно, русские композиторы выражали в своей музыке чувство любви к Родине, к своему родному дому, к матери. Духовную музыку писали и для органа. Мы с вами продолжаем наше путешествие в мир органной музыки. Более двухсот лет отделяют нас от того времени, когда жил, творил гениальный немецкий композитор - И. С. Бах. Все его органные сочинения вошли в мировую коллекцию шедевров музыки. Виртуоз - музыкант, Бах знал все секреты органа и писал для него в течении всей своей жизни. Музыку, которую писали для органа называли духовной или же по- другому - философской, мыслящей, то есть, под эту музыку люди размышляли, думали о том:

" Для чего они живут? Какой добрый след оставят на земле после себя?" Звучит такая музыка не только в церквях, соборах, храмах, но и в концертных залах консерваторий, больших театрах, где есть орган. Духовная музыка является не только инструментальным произведением, но и песнопением. Духовная музыка призывает к миру на земле и в душе человека. Духовная музыка звучала и звучит не только в большие праздничные дни, но и в будни, и песнопения были слышны не только в церквях, но и в домашнем быту, где пели и поют: взрослые и дети. Звучание органа помогало настраивать свой голос певцам. Ребята, я хочу у вас спросить, а каких композиторов вы ещё знаете?

Дети: Антонио Вивальди, Шуберт.

Музыкальный руководитель : молодцы! Прослушайте,пожалуйста произведение Антонио Вивальди " Глория" - отрывок.

Дети слушают музыку А. Вивальди " Глория.

Музыкальный руководитель : а сейчас я хочу вам предложить послушать " Аве Мария " Шуберта. Дети слушают " Аве Мария" Шуберта.

Музыкальный руководитель : какие мысли и чувства вызвали у вас эти два произведения?

Дети: радости, печали, чувство полёта, нежности, тревоги.

Музыкальный руководитель : молодцы! Все вы правильно ответили на вопрос и это тоже духовная музыка. Наше сегодняшнее путешествие подходит к концу.

Рефлексия: Что нового для себя вы открыли в нашем сегодняшнем путешествии?

Дети: духовная музыка помогает мыслить, размышлять, призывает к миру, душевному умиротворению,любви к родным, к своей Родине, к дому.

Музыкальный руководитель : ребята, я желаю вам всем и вашим родным, и близким счастья, мира и любви. До свидания!

Дети: до свидания!

Занятие III

Тема: " Моё видение органной музыки в красках".

Цель: закрепление знаний об органе и его звучании;

Репертуар: И. С. Бах " Токката и фуга ре минор"

Ресурсное обеспечение:музыкальный центр,аудиозапись,ИКТ, проектор,экран, альбомы,краски. карандаши,кисти для рисования.

Вход детей.

Музыкальный руководитель (поёт) : здравствуйте,дети!

Дети: здравствуйте!

Музыкальный руководитель :ребята, недавно в нашей с вами жизни произошло очень знаменательное событие. Вспомните, пожалуйста, куда мы с вами путешествовали?

Дети: в мир органа и кто писал для него; слушали рассказ о духовной музыке.

Музыкальный руководитель : верно,мы слушали органную музыку и духовные песнопения. Слушали рассказ об устройстве инструмента. Вам понравилось?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель : А какое произведение вам понравилось и запомнилось больше всего?

Дети: "хоральная прелюдия", органная музыка,его звучание.

Музыкальный руководитель : да, орган звучал красиво: ярко и мощно,вы услышали это?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель : давайте ещё раз прослушаем фрагмент " Хоральной прелюдии" - дети слушают фрагмент " Хоральной прелюдии" И. С. Баха.

Музыкальный руководитель : вспомним ещё раз, ребята, как устроен орган.

Дети: у органа есть трубы и и очень много, есть педали, чтобы играть ногами и клавиши, чтобы играть руками; ещё у органа есть меха, как у гармошки и когда его растягивают,то получается звук.

Музыкальный руководитель : а какие у него трубы, кто - нибудь запомнил?

Дети: деревянные и металлические и с язычком, и без него.

Музыкальный руководитель : а помните, как называется отверстие у органа? У него смешное название - ротик. Как вы думаете, почему это отверстие так называется?

Дети: Потому, что из него идёт звук органа.

Музыкальный руководитель : ребята, кто ещё хочет поделиться своими впечатлениями?

Дети: есть у органа ручки, которые смешивают его голоса, как художник краски.

Музыкальный руководитель : да, у органа много разной тембровой окраски;

скажите,ребята, вы бы хотели перенести эти краски в свои рисунки?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель : давайте ещё раз прослушаем уже знакомое вам произведение И. С. Баха " Токкату и фугу ре минор ", вслушайтесь,как звучит орган и постарайтесь представить себе,как эту музыку можно перенести и передать в рисунке.

Дети слушают произведение " Токкату и фугу ре минор" И. С. Баха в записи.

Музыкальный руководитель : скажите, пожалуйста, как звучал орган?

Дети: по - разному: громко, тихо, как ручеёк, как гроза.

Музыкальный руководитель : верно, тембровая палитра очень богата; помните, мы говорили с вами, что он звучит, как большой оркестр; именно поэтому и является королём всех инструментов. Каждый из вас услышал в этой музыке свои особые краски; давайте попробуем перенести на рисунок красоту звучания органа.

Детям раздают альбом, кисти, краски, карандаши - дети рисуют.

Рефлексия: красивые и интересные получились у вас рисунки, очень яркие и светлые;молодцы, ребята, постарались; а теперь я хочу вам задать один вопрос: кто из композиторов писал музыку для органа?

Дети: Иоганн Себастьян Бах.

музыкальный руководитель : ребята,я хочу пожелать вам светлых и радостных дней;до свидания!

Дети: до свидания!

Публикации по теме:

Цикл бесед для детей подготовительной к школе группы «Сохранение и укрепление здоровья». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка», г. Белоярский.

Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 1-е занятиеЦикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 1-е занятие икл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 1-е занятие Материал: Игрушка би-ба-бо мишка,.

Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста «Милые игрушки». 3-е занятиеЦикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста «Милые игрушки». 3-е занятие Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 3-е занятие Материал: Материал: Мишка (кукла.

Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста «Милые игрушки». 4-е занятиеЦикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста «Милые игрушки». 4-е занятие Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 4-е занятие Материал: Материал: Мишка (кукла.

Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста «Милые игрушки». Занятие 2 Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 2-е занятие Материал: Мишка, зайка (куклы.

Цикл музыкальных занятий на тему «Осень» для детей старшей группы Цикл музыкальных занятий на тему «Осень» в старшей группе (5-6лет) Занятие №1 «Мелодии осени» Музыкальный репертуар: П. И. Чайковский, «Осенняя.

Цикл занятий по адаптации детей ясельной группы к детскому саду Занятия по адаптации детей ясельной группы к детскому саду Ребенок-малыш впервые переступил порог детского сада. Такой переход малыша в.

Итоги работы по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей подготовительной к школе группы в условиях ДОУ» План работы по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы № 3 Бородиновой Зинаиды Григорьевны по теме «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. Цикл занятий «Путешествие по глобусу» Тема "Горная страна". Цель: Познакомить детей с природой гор, географическом положении, растительным и животным миром. Задачи: - Дать.

Занятие «Голубая планета Земля. Знакомство с планетой» в рамках проекта «Детям о космосе» для детей старшего возрастаЗанятие «Голубая планета Земля. Знакомство с планетой» в рамках проекта «Детям о космосе» для детей старшего возраста Голубая планета Земля. Знакомство с планетой. воспитатель: Овод Ирина Владимировна педагог-психолог: Ишутина Елена Леонидовна Цель: знакомство.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Цикл познавательных музыкальных занятий для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 5 октября 2017 в 17:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД