«Эколого-оздоровительная работа с детьми»

Людмила Галеницкая
«Эколого-оздоровительная работа с детьми»

Эколого-оздоровительная работа с детьми.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – в первом звене системы непрерывного образования.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.

Для правильного проведения экологического воспитания разработана специальная программа «Юный эколог» автор Николаева Светлана Николаевна. Эта программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предлагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а так же освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. На основе развития положительных эмоций учить ориентироваться в окружающем, понимать речь, наблюдать за объектами и явлениями природы, слушать звуки, подражать им, воспитывать спокойное и доброжелательное отношение к животным, учить находить их на картинках, среди игрушек. Формировать устойчивый интерес к природе, бережное отношение к растениям и животным, на основе развития ощущение и восприятие расширять пространственно-ориентировочные навыки.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель всем своим поведением (действиями, словами, интонацией голоса) создаёт образец правильного и гуманного отношения к природе через воздействие с растениями и животными уголка природы. Он показывает, что и как надо делать с ними, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались живыми и здоровыми. При этом ребята минимально участвуют в самых трудных операциях, их самостоятельность отсутствует, хотя они по просьбе воспитателя и выполняют отдельные действия.

Дети приходят в детский сад. Воспитатель знакомит их с помещениями детского сада, обращает внимание в умывальной комнате на тёплую воду в кране, которая «поёт песенку», приглашая вымыть руки:

«Льётся чистая водица,

Приглашает деток мыться…»

Подойдя к окну, воспитатель вместе с детьми улыбается яркому солнцу, его теплым лучам:

«Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату:

Мы похлопаем в ладошки,–

Очень рады солнышку».

Можно предложить детям закрыть глаза, вытянуть вперёд руки ладошками вверх, попросить у солнышка тепла, радости, здоровья; в другой раз обратить внимание детей на деревья, цветы, птиц и т. д., а зимой прочесть стихотворение:

«Белоснежна, белокудра

Наша зимушка – зима:

Всё прилежно побелила –

И деревья и дома». (О. Жук)

Почаще надо обращать внимание детей на погоду (тёплая, жаркая, холодная, сырая, на то, как в соответствии с этим надо одеваться.

Большое значение для экологического воспитания детей имеет развивающая среда. Создавая уголок природы, учитывать, что объекты природы лучше размещать в светлой части группы на тумбу (высотой 50 см) поставить аквариум с карасиком или какой-то другой рыбкой. На подоконниках желательно ставить цветущие растения с ярко-выраженными составными частями (фикус, герань, бальзамин, фуксия и т. д.). Их высота не должна превышать 40 см. Располагать цветы так, чтобы ребёнок мог понаблюдать за ними вместе с воспитателем. В живом уголке можно разметить и клетку с птичкой. На видном месте помещают картинки, изображающие явление природы, которые соответствуют конкретному времени года. Время от времени воспитатель уточняет: растение и животное – не люди, разговаривать и отвечать словами не могут, но им нравится, когда на них смотрят и ласково с ними разговаривают.

Работа с детьми младшей группы построена на произведениях В. Бианки, Г. Чарушина. Экологическое воспитание младших дошкольников построено на использовании героев классических русских народных сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и другие, поэтому у нас в детском саду есть отдельные издания этих сказок с красочными иллюстрациями, чтобы у детей сложился устойчивый зрительный обзор их персонажей.

Используются учебно-наглядные пособия: «картины из жизни домашних животных» и «картины из жизни диких животных». (авторы С. Н. Николаева и Н. Н. Мешкова).

Экологическое воспитание в широком его понимании объемлет все стороны развития личности ребёнка. Систематическое восприятие живой природы, её красоты, – пробуждает в детях чувство красоты, гармонии.

Экологическое воспитание детей в детском саду необходимо построить на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс разных видов игр. Игрушки должны быть красивые, яркие, привлекательные, правдоподобные по форме, чтобы животное можно было узнать. Игрушка – это не муляж, не чучело, и поэтому ей необходимо имитировать все натуральные признаки.

На прогулке мы знакомим детей со свойствами воды, песка, снега. Организуем игры детей с природным материалом.

Учим детей не рвать цветы, а любоваться ими; не ломать веток деревьев и кустарников. Относиться бережно к жучкам и паучкам, букашкам, птичкам. Приучаем детей любить природу окружающую нас, заботиться о ней, относиться бережно. И так, начинать экологическое воспитание следует с раннего возраста, в тесном сотрудничестве дошкольного учреждения с семьёй. Учитывая наглядно-действенное мышление детей этого возраста, знакомство с окружающей средой должно включать наблюдения, на основе которых и разовьётся интерес к живой и неживой природе: в доступной форме следует показать ребёнку, что всё в природе находится в определённой связи, зависимости. Для этого необходимо использовать различные методы, приёмы, в том числе элементарную поисковую деятельность.

Публикации по теме:

Экологический проект «Волшебная капелька» Разработчик и руководитель проекта Чугаева. Е. В. – воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ «Центр развития ребенка – детский.

Земля — наш дом Земля наш дом. Обострение экологической проблемы в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Эколого-оздоровительная работа с детьми»
Опубликовано: 3 марта 2014 в 07:14
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...