«Дед Мороз в волшебных звуках». Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста и родителей

Нина Крюкова
«Дед Мороз в волшебных звуках». Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста и родителей

Тема: Дед Мороз в волшебных звуках

Аннотация

Знакомство с классической музыкой, воспитание интереса к ней со стороны не только детей, но и их родителей – важная задача музыкального руководителя. Чтобы музыка увлекла детей, необходимо избирать такие формы её показа, которые были бы близки и понятны дошкольникам. Данная разработка соединяет классику и нашего российского Деда Мороза. Произведения, предлагаемые для прослушивания, яркие, красочные, подобраны с учётом возрастных особенностей восприятия.

Форма проведения: музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста и родителей. В традициях музыкальной гостиной детям предлагается подобрать и выучить стихи, они это делают вместе с родителями. Роль одного из ведущих, Маленького принца, поручается ребёнку. Для взаимодействия ДОУ и культурных организаций города на мероприятие приглашаются обучающиеся ДШИ, которые заранее разучивают произведения по теме гостиной.

Цель: формирование художественно-эстетической компетентности детей на основе активного восприятия произведений искусства.

Задачи: - обогащение духовного мира детей, коррекция их эмоциональной сферы;

- привитие культуры восприятия музыкальных произведений;

- приобщение дошкольников к заучиванию стихов;

- развитие у детей понимания особенностей образного языка произведений литературы, живописи, музыки;

- развитие творческих способностей.

Оборудование: Оформление зала под музыкальную гостиную, портреты композиторов, фотографии Деда Мороза, атрибуты, костюмы, мультимедиа проектор.

Участники музыкальной гостиной: дошкольники, родители, педагог и обучающиеся Детской школы искусств; ведущие Фея и Маленький принц.

Свет приглушается, негромко звучит музыкальный фрагмент пьесы П. И. Чайковского «У камелька» из фортепианного цикла «Времена года».

Ведущая (музыкальный руководитель) в образе Феи:

- Добрый вечер, дорогие ребята и взрослые, наши гости! Я рада видеть вас в своей уютной гостиной. Я принесла на эту встречу волшебный календарь, с его страниц как будто звучит музыка…Мы вместе будем листать страницы и погружаться в волшебный мир звуков (подходит к фортепиано).

-Так тихо, что слышно, как тают минуты.

Я сяду на стул, сниму с клавиш вуаль.

И здесь меня нет – улетаю в мир звуков,

Летите со мной в эту звёздную даль!

Исполняется пьеса П. Чайковского «Январь. У камелька»

Фея: - Как тепло стало от этой музыки, правда? У вас на столах разложены картинки, поберите ту, которая подходит к прозвучавшей музыке и поднимите её. Молодцы! Открываем первую страницу волшебного календаря. А поможет мне Маленький принц.

На проекторе слайд с изображением огня в камине, печке.

Принц: - Открываем календарь -

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег - на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Фея: - Нас согрел маленький огонёк – камелёк, который чудесно и грациозно танцевал в пьесе П. И. Чайковского.

Демонстрируется слайд с портретом композитора.

Фея: - Маленький принц, что же ты так печален?

Принц: - Мне очень жаль, что прошёл месяц декабрь, а с ним и Новый год…

Фея: - Не печалься, Маленький принц, мой волшебный календарь сможет вернуть тебя назад! Перевернём страницу.

На слайде – сюжеты Новогодних праздников с ёлкой.

Принц: - Смотрите, смотрите, Новый год! А почему нет Деда Мороза?

Фея: - Да потому, что он к нам ещё мчится! А на чём – прошу вас узнать по музыке.

Звучит пьеса Агафонникова «Сани с колокольчиками» в исполнении ученицы ДШИ. Аплодисменты.

Фея: - На чём же мчится к нам Дед Мороз?

Дети: - На тройке!

Фея: - Как вы поняли, что тройка праздничная?

Дети: - Музыка была яркая, радостная, стремительная.

Фея: - Как Дед Мороз украшает лошадей в праздники?

Дети: - Он их одевает в красивые попоны и вешает на дугу колокольчики.

Фея: - Ещё одна страница зимнего календаря открывается! (на слайде тройка с Дедом Морозом)

Фея: - Деда Мороза любят повсюду, дети ждали его и в далёкие времена, а композиторы нарисовали музыкальные портреты зимнего волшебника при помощи звуков. Про один портрет вам расскажет (имя исполнительницы пьесы Р. Шумана)

Ученица ДШИ: - Роберт Шуман– немецкий композитор (слайд с портретом).

Основное творческое наследие Шумана – это его сочинения для фортепиано. Среди пьес для детей выделяется «Альбом для юношества», который композитор сочинил ко дню рождения старшей дочери Марии, которой исполнялось семь лет.

Исполняется произведение «Дед Мороз».

Фея: - В некоторых регионах Европы существует легенда о двух разных зимних волшебниках. Один из них – Санта-Клаус был любим детьми, а роль другого – Белсникеля, заключалась в осуществлении дисциплины в окружении Деда Мороза. Белсникель был нужен для того, чтобы его боялись, он работал для принуждения детей к хорошему поведению. Добрый Дед Мороз приносит на Новый год подарки, а Белсникель показывает свою грозную, злую силу.

Демонстрируются слайды с изображением Санта-Клауса и Белсникеля.

Фея: - Как вы думаете, добрый или злой зимний волшебник в прозвучавшей музыке? Поднимите картинку, которую помогут выбрать вам родители.

Маленький принц: - Мне кажется, что именно таким, близким к образу Белсникеля, и изобразил Деда Мороза Роберт Шуман в своей пьесе «Дед Мороз».

Фея: - Давайте попробуем разобраться, кто же прав? Вам помогут карточки разного цвета, они разложены на ваших столах. Какая музыка вначале, грозная и суровая или добрая; важная и решительная или спокойная, мягкая; сердитая и хмурая или светлая, весёлая?

- Что слышится в музыке? (Шаги)

- Как шагает Мороз, легко или тяжело? (Тяжело)

- Да, музыка изображает тяжёлую четкую поступь Мороза. А как она звучит, высоко, тоненько, или низко? (в низком регистре)

- Создается впечатление того, что Дед Мороз рассердился и начал стучать посохом (демонстрируется фрагмент). Представьте, что у вас в руках посох, стучите им, когда вам подскажет музыка. Постарайтесь на лице выразить настроение, которое нам передаёт музыка.

- В средней части характер музыки меняется. Слышим ли мы вновь шаги? (нет).

- Музыка стала быстрее или медленнее? (быстрее)

- Попробуйте изобразить руками, что происходит в музыке.

- На что похожи были ваши движения?

- Музыка изменилась, она изображает порывы ветра, зимнее ненастье. Как будто зимний волшебник начал дуть и созывать метели и вьюги, так что не на шутку можно испугаться! Музыка этой части стремительная, встревоженная и беспокойная (Проигрывается фрагмент). Третья часть возвращает нас к образам начала.

Маленький принц: - Добрая фея! Этот Дед Мороз совсем не похож на нашего друга, который живёт в Великом Устюге. А с ним можно сегодня повидаться?

Фея: - Я ведь волшебница, могу выполнить любое желание! Дед Мороз, появись! (Слайд с Дедом Морозом под песню «Я живу в Великом Устюге»)

Маленький принц:

-Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берёз;

Ходит, бородою

Белою трясёт,

Топает ногою,

Только треск идёт.

Иль на окна дышит

Закоптелых хат,

Да узоры пишет,

Глядя на ребят.

Музыкальный руководитель: - Наверное, про такого Деда Мороза сочинил песню Н. А. Римский-Корсаков, выдающийся русский композитор (слайд с портретом).

Мороз рассказывает в Песне о своем могуществе и веселых проказах. Здесь он приобретает удалой, сказочно-богатырский характер, становится буйно-озорным. Вместе с тем, в музыке Песни ясно выражены и черты фантастики, сказочности.

В исполнении солиста ГДК исполняется «Песня Деда Мороза» «По богатым посадским домам колотить по углам» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Фея: - Когда Дед Мороз пел, он представился мне настоящим зимним кудесником, появляющемся в прекрасном сказочном лесу, переливающемся волшебными красками под лучами зимнего солнца (слайд с фотографиями вотчины).

Маленький принц: - Как жаль, что музыка закончилась…

Фея:

-Музыка вдруг смолкла, но так ли это?

Кажется, сейчас она звучит

И будет долго, долго

Еще звучать для каждого из нас.

И долго мы с волненьем будем ждать,

Когда мы вместе дверь в страну мелодий

Ключом скрипичным отомкнем опять.

Аплодисменты артистам, фото на память.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по теме «Классическая музыка в детском саду» В последнее время классической музыке уделяется всё большее внимание. Предлагаем Вам анкету для родителей, разработанную мной, по этой теме. Анкета.

Презентация проекта «Танцуем всей семьй» Данный материал предназначен в помощь музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений по взаимодействию с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Дед Мороз в волшебных звуках». Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста и родителей
Опубликовано: 6 октября 2013 в 14:54
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...