Папки-передвижки

Подборка речевых игр для детей дошкольного возраста «Делу — время, потехе — час». Часть 1

Кумызова Евгения
Подборка речевых игр для детей дошкольного возраста «Делу — время, потехе — час». Часть 1

Уважаемые родители!

Думается, все согласны с тем, что здоровье детей является одной из главных ценностей семьи и государства. В данном случае понимаем здоровье в полном смысле слова, как физическое, так и психическое, и эмоциональное благополучие ребёнка. К сожалению, приходится констатировать, что число детей с проблемами соматического характера и речевой патологии увеличивается. Причины данного явления разнообразны. Но в наших с Вами силах оказать своим детям в освоении родного языка посильную помощь. Не забывайте: речь ребёнка формируется во многом по подражанию. Поэтому Ваша речь должна быть образцом для ребёнка. В то же время известно, что развитие словарного запаса у детей во многом зависит от речевой среды, в которой воспитывается ребёнок: о чём и как с ним говорят, какие сказки рассказывают, какие книжки читают, в какие игры играют с ним.

Публикация «Подборка речевых игр для детей дошкольного возраста „Делу — время, потехе — час“, Часть 1» размещена в разделах

Мы предлагаем Вашему вниманию подборку игр, в которые Вы можете поиграть со своим ребёнком. Они не требуют большого количества атрибутов, для некоторых необходимо только Ваше присутствие и участие в игре. В них можно играть в любое время и в любой обстановке: дома, на прогулке, по пути в детский сад или обратно. Игры эти способствуют развитию словаря у ребёнка, формированию способов словообразования, грамматического строя речи. Наконец, они развивают у ребёнка так называемое «языковое чутьё» и просто интересны. Следовательно, играя с ребёнком в эти игры, Вы одновременно делаете больщое и нужное дело. Успехов Вам!

«Что с чем дружит»

Игра развивает у ребёнка представление о классификации предметов, расширяет предметный словарь. Вы говорите: «У меня есть друзья, дружим вместе ты и я. Интересно, а с кем и с чем дружат разные предметы, ты не знаешь?» И далее задаёте вопросы, а ребёнок отвечает на них.

• Стул дружит с кроваткой или тетрадкой?

• Стол дружит с креслом или тестом?

• Шкаф дружит с полкой или иголкой?

• Кресло дружит с диваном или Иваном?

• Сервант дружит с посудой или Людой?

• Журнал дружит с книжкой или крышкой?

• Табурет дружит со стулом или мулом?

• Диван дружит с кушеткой или конфеткой?

• Берёзка дружит с осинкой или картинкой?

• Василёк дружит с ромашкой или чашкой?

• Шорты дружат с футболкой или иголкой?

• Морковка дружит с репкой или кепкой?

• Огурчик дружит с петрушкой или с кружкой?

• Платье дружит с майкой или с чайкой?

• Шарфик дружит с платочком или с цветочком?

• Яблочко дружит с грушей или с Петрушей?

«Назови одним словом»

Игра также помогает формировать представление о классификации предметов, также расширяет словарный запас через подбор обобщающего слова. Вы говорите: «Я знаю много слов, но все их можно назвать одним словом. Что же это за слово?» И начинаете перечислять предметы до тех пор, пока ребёнок не назовёт обобщающее слово. Например, такие ряды слов:

• Стол, стул, кровать, тумбочка, шкаф…

• Ложка, вилка, тарелка, кружка…

• Берёза, осина, липа, клён… (Аналогично далее)

«Четвёртый лишний»

В этой игре нужно быть очень внимательным, так как требуется не только классифицировать предметы, но и выделить лишний. То есть тот, который относится к другой группе предметов. Игру можно проводить либо с картинками (формируется зрительное внимание, либо на слух (формируется слуховое внимание.). Вы говорите: «Однажды предметы играли-играли, да и перепутались. Некоторые заблудились, и попали не туда. Помоги им разобраться, что тут будет лишнее» И называете группы предметов, а ребёнок находит лишний, например:

• Платье, тарелка, брюки, свитер.

• Ложка, вилка, тарелка, яблоко.

• Коза, василёк, ромашка, колокольчик. (Аналогично далее)

«Живое - неживое»

Для этой игры нужен мяч. С её помощью формируется представление о больших группах предметов (живое и неживое, а также развивается ловкость в работе с мячом. Вы кидаете мяч ребёнку, и называете хорошо знакомое ему слово. Если оно обозначает неодушевлённый предмет, ребёнок мяч отбивает. А если что – либо живое, ловит мяч, и возвращает Вам. При этом Вы можете уточнить, переспросить, что было: живое или неживое.

«Скажи наоборот».

В этой игре формируется умение подобрать слово – антоним, то есть противоположное по значению. В неё также можно играть с мячом. Вы кидаете ребёнку мяч, и начинаете предложение. Ребёнок ловит мяч, затем заканчивает предложение и возвращает Вам мяч. Примеры предложений:

• Морковка сладкая, а лук… горький.

• Огурец овальный, а помидор… круглый.

• Кабачок большой, а репка…. маленькая.

• Сосна высокая, а куст… низкий.

• Дорога широкая, а тропинка… узкая.

• Ствол дерева толстый, а ветка… тонкая.

• Днём светло, а ночью… темно

• Солнышко тёплое, а ветер… холодный.

(Далее аналогичные примеры).

«Подскажи словечко»

Данная игра позволяет не только развивать словарный запас у детей, но и способствует формированию чувства ритма (через ритм стиха, слухового внимания (через подбор созвучных слов). Сначала Вы говорите:

«Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих.

Ждёт он и вздыхает. Слова не хватает.

Чтобы дальше в дальний путь стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть, подскажи словечко».

Затем рассказываете какое-либо стихотворение, или просто четверостишья, и в некоторых местах делаете остановку. Ребёнок должен закончить строку. Например, стихотворение Д. Хармса «Пирог»

Я захотел устроить бал,

И гостей к себе… (позвал).

Я взял муку и взял творог,

Испёк рассыпчатый… (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не … (идут).

Я ждал, пока хватило сил.

Потом кусочек… (откусил).

Потом подвинул стул и сел.

И весь пирог в минуту… (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек не. нашли).

«Что где растёт?»

Игра помогает разграничить два обобщающих понятия, которые дети иногда путают: овощи и фрукты. Также в данной игре формируется умение составлять простое предложение. В начале игры Вы читаете стихотворение:

Среди ёлок и осин белка строит магазин.

На витрине пишет буквы, чётко: «Овощи и фрукты».

Только, чтобы их продать, нужно урожай собрать.

В огород мы пойдём, овощей наберём.

Фрукты собирать я рад – отправляюсь прямо в сад.

Далее игра может иметь два варианта: с картинками, либо с мячом.

1 вариант. На столе перемешаны картинки с изображением овощей и фруктов.

Раскладывая их на две части, ребёнок называет каждую и составляет

предложение. Примеры: «Морковка растёт на огороде», «Яблоко

растёт в саду», «Огурец растёт на огороде», «Слива растёт в саду.

2 вариант. Игра с мячом, кроме речевых навыков, развивает у детей ловкость,

координацию движений. Вы кидаете ребёнку мяч, и произносите

начало предложения. Ребёнок ловит мяч, кидает его Вам обратно,

и заканчивает предложение. Примеры: «Лук… растёт на огороде»,

«Груша… растёт в саду». «Вишни… растут в саду».

(Далее аналогичные примеры).

Публикации по теме:

Музыкально-спортивный досуг «Делу — время, потехе — час»Музыкально-спортивный досуг «Делу — время, потехе — час» Делу - время, потехе - час. Музыкально – спортивный досуг по знакомству с зимними календарно – обрядовыми праздниками и народными играми.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Конспект НОД в старшей группе «Делу время, потехе час»Конспект НОД в старшей группе «Делу время, потехе час» Надежда Иванова Конспект НОД в старшей группе «Делу время, потехе час». Программное содержание. Образовательные задачи: Систематизировать.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Подборка загадок про Винни Пуха и его друзей для детей старшего дошкольного возраста (Часть 1)Подборка загадок про Винни Пуха и его друзей для детей старшего дошкольного возраста (Часть 1) Автор загадок (Б. Заходер) Он затейник и проказник, Только с ним всё время праздник. И смешно так водит ухом! Вы узнали… (Винни-Пуха).

Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа)Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа) Программное содержание: Повышать интерес к устному творчеству, к фольклору. Развивать мотивации к интеллектуальной деятельности. Развивать.

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь - великий дар природы,.

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Делу — время, потехе — час»Внеклассное мероприятие в начальной школе «Делу — время, потехе — час» Задача: познакомить с устным народным творчеством, национальными традициями русского народа. Форма проведения: осенние посиделки. Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подборка речевых игр для детей дошкольного возраста «Делу — время, потехе — час». Часть 1
Опубликовано: 10 января 2023 в 09:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД