Папки-передвижки

Детский церебральный паралич.

Тищенко Алевтина
Детский церебральный паралич.

Детский церебральный паралич.

К сожалению в наше время детей, имеющих заболевание ДЦП не стало меньше.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов и на первом году жизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха).

Публикация «Детский церебральный паралич,» размещена в разделах

Особенности проявления нарушений у детей с ДЦП.

На ранней стадии ДЦП двигательное развитие может проходить неравномерно. Ребенок может не держать еще голову в 8-10 мес., но уже начинает поворачиваться, садиться. У него нет реакции опоры, но он уже тянется к игрушке, захватывает ее. В 7-9 мес. ребенок сидеть может только с опорой, но стоит и ходит в манеже, хотя установка его тела дефектна.

Разнообразие двигательных нарушений обусловлено действием ряда факторов:

• патологией тонуса мышц (по типу стастичности, ригидности, гипотонии, дистонии);

• ограничением или невозможностью произвольных движений (парезы и параличи);

• наличием насильственных движений (гиперкинезов, тремора);

• нарушением равновесия, координации и ощущения движений.

Двигательные нарушения имеют разную степень выраженности: от тяжелой, когда ребенок не может ходить и манипулировать предметами, до легкой, при которой ребенок ходит и обслуживает себя самостоятельно.

Характеристика детей с ДЦП:

• различные нарушения познавательной и речевой деятельности;

• разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних – в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, вялости, склонность к колебаниям настроения;

• своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость).

• Отклонения в психическом развитии при ДЦП определяются временем мозгового поражения, его степенью и локализацией.

Поражения на ранней стадии внутриутробного развития сопровождаются грубым недоразвитием интеллекта ребенка.

Особенностью психического развития при поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, является не только его замедленный темп, но и неравномерный

характер (ускоренное развитие одних высших психических функций и несформированность,

отставание других).

Формы ДЦП.

1. Спастическая диплегия или «болезнь Литтла».

Нарушается функция мышц с обеих сторон, в большей степени ног, чем рук и лица.

Характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов.

Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными.

Наблюдается тетраплегия (тетрапарез, однако преобладает мышечная спастика в ногах.

Наиболее распространенные проявления — задержка психического и речевого развития, наличие

элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Наблюдается патология черепных

нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в

виде задержки её развития, снижение интеллекта.

Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации.

2. Двойная гемиплегия

Одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре- и

перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга.

Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез, псевдобульбарный синдром,

когнитивные и речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы.

Двигательные расстройства могут быть больше выражены в ногах, руках или быть распределены

равномерно. Характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и

конечностей.

Почти в половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных

нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными

расстройствами. У детей отмечают микроцефалию, которая носит вторичный характер.

Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и

простую трудовую деятельность.

3. Гиперкинетическая форма

Одно из возможных последствий перенесенной гемолитической болезни новорожденных,

которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи.

Повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. Характерно

наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония дизартрия, глазодвигательные

нарушения, снижение слуха.

Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами, повышением мышечного

тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы.

Отсутствует правильная установка туловища и конечностей.

Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения.

Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности.

4. Атонически-астатическая форма.

Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и мозжечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития.

Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия).

При этой форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.

5. Гемиплегическая форма (Cпастическая гемиплегия, гемипарез)

Характеризуется односторонним нарушением функции конечностей. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка.

Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна, задержкой психического и речевого развития.

При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы. К

Публикации по теме:

Причины возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние условия. У детей.

Психолого-педагогические основы общего недоразвития речи В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детский церебральный паралич.
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 11:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД