Лучший педагог года

Детский шумовой оркестр как средство развития музыкально — ритмического слуха дошкольников

Мария Клинская
Детский шумовой оркестр как средство развития музыкально — ритмического слуха дошкольников

Всем известно, что главный вид деятельности дошкольника – игра. Причём, игрушкой может стать любой предмет. Обычная палочка в руках ребёнка легко превращается в коня, а через несколько минут – в шпагу или руль велосипеда, или ещё во что-то – всё зависит от фантазии ребёнка. А если ему в руки попадает музыкальный инструмент, пусть даже не настоящий, а шумовой (бубен, маракас и т. д., то интерес к действию возрастает вдвое. Следовательно, увеличивается процент усваивания материала и повышается качество выполнения задания. Ведь дети с удовольствием делают только то, что им нравится и что у них хорошо получается. А ещё им очень нравится шуметь! Задача педагога – научить их шуметь под музыку, чтобы получилось красиво. Игра на инструментах – интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные инструменты позволяют украсить жизнь ребёнка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству.

Публикация «Детский шумовой оркестр как средство развития музыкально — ритмического слуха дошкольников» размещена в разделах

В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребёнка, его внимание и организованность. С каких лет можно вводить музыкальные инструменты в творческую деятельность детей? Уже в 2 года малыши способны начинать и заканчивать игру вместе с музыкой, играть на разных инструментах под разную музыку (например, «Ты, звени, звоночек тише – громче, громче в бубен бей). Но с каждым годом задачи педагога усложняются.

В 3-4 года дети должны:

• знать названия и различать на слух звучание инструментов (ложки, бубенцы, маракасы, бубны, треугольник);

• освоить приёмы игры на различных инструментах;

• познакомиться с правилами пользования инструментами и их хранения;

• правильно держать руки при игре на бубне, маракасах;

• играть в ансамбле 2;

• начинать после вступления и заканчивать игру вместе с музыкальным сопровождением.

Примерный репертуар:

М. Глинка «Детская полька» - игра на маракасах и бубенцах

«Как у наших у ворот» рус. нар. песня – различные приёмы игры на ложках.

Игра «Угадай-ка» - со знакомыми инструментами.

«Ах вы, сени» рус. нар. мел. – игра на ложках и бубенцах.

«Петушок» рус. нар. мел. – игра на треугольниках, ложках и бубнах А. Александров.

«Новогодняя полька» - игра на треугольниках, румбах, бубнах. «Весёлые музыканты» муз. Т. Ломовой – игра на бубенцах, ложках, бубнах с пением.

Задачи для детей 5-6 лет:

формировать исполнительские навыки: точность приёмов игры на детских музыкальных инструментах;

• обогащать музыкальные впечатления.

Знакомя детей с творчеством композиторов-классиков:

развивать ритмический, тембровый, динамический и звуковысотный слух;

• различать регистр и тембр звучания различных инструментов;

• исполнять на ударных инструментах ритм попевок индивидуально и всей группой, вовремя вступать, играть слаженно;

• на металлофоне исполнять несложные мелодии индивидуально и небольшим ансамблем.

Примерный репертуар:

В. Моцарт «Турецкий марш» - игра на металлофонах, ложках (палочками, бубнах.

«Я на горку шла» рус. нар. мел. – игра на ложках, бубнах, румбах, трещотке, рубели (чёткое воспроизведение ритма, распределение длительностей между инструментами: четверти – бубны, трещотка, рубель, восьмые – ложки, румбы).

Ритмический рисунок «ти-ти-тата-та» закрепляется на уроках ритмики «Латвийская полька» обр. Т. Ломовой – игра на треугольниках и ложках-палочках (чёткое исполнение ритма «та-та-ти-ти-та» закрепляется на ритмике)

«Весёлые музыканты» муз. А. Филиппенко – игра на различных инструментах с пением.

И. Бах «Шутка» - игра на бубенцах, ложках-палочках, бубнах «Звенящий треугольник» муз. Р. Рустамова – знакомство с размером три четверти.

«Светит месяц» рус. нар. мел.

«Марш Черномора» П. И. Чайковский

«Летка – енька» муз. Лехтинена

(переложение для детского шумового оркестра)

Для детей 5-ти лет. Схема исполнения:

1 куплет дети исполняют на инструментах

2 куплет запев поют (слова приложены ниже в описании, можно добавить движения: топ, топ, каблучок, носок;

припев Играют

3 куплет как 1-ый, но без припева.

Инструменты: металлофон (м-н, треугольник (т, маракасы (м, бубны (б, кастаньеты (к) на палочке или ложки.

Описание:

Куплет

Прыг, скок м-н - 2 удара (четверти) нота ми (ля минор)

С пятки на носок м – восьмыми

Прыг, скок т 2 удара (четверти)

С юга на восток м – восьмыми

Прыг, скок м-н – 2 удара нота ми

Вот и весь урок м – восьмыми

Танцуй со мною вместе т – 2 удара

Веселей, дружок б – 3 удара (четверти)

Припев

1 такт м-н 2 раза

2 такт к – 4 удара (четверти)

3 такт т – 2 удара (четверти)

4 такт б – 3 удара (четверти)

5 такт как 1

6 такт как 2

7 такт как 3

8 такт как 4

Это произведение можно исполнить на концерте «8 Марта», а потом мамы с радостью исполнили давно забытый танец. А если на новогоднем празднике попросить станцевать деда Мороза, то к танцу подключатся и дети, и взрослые – получится весёлый хоровод.

Задачи для детей 6-7 лет:

развивать творческие способности детей, чувство ритма, тембровый и динамический слух;

• с помощью инструментов побуждать детей к самостоятельным занятиям музыкой;

• научить детей играть на детских музыкальных инструментах (металлофоне, треугольнике, бубне и других, имеющихся в школе);

• показать расположение высоких и низких звуков на инструменте, названия нот и их место на пластинках металлофона;

• научить играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы, петь и подыгрывать себе;

• играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп;

• своевременно вступать и заканчивать игру;

• пользоваться элементарными динамическими оттенками;

• приучаться подбирать по слуху знакомые песенки.

Примерный репертуар:

«Во поле берёза стояла» рус. нар. мел. с вариациями – игра на металлофонах, ложках, бубнах, рубели. С каждым инструментом разучить свою ритмическую партию, с металлофонами – мелодию, стараться передать характер каждой вариации.

«Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского – работа над чёткой пульсацией ритма в партии ложек-палочек. Играть торжественно, чётко, во время вступать со своей партией, постепенно усиливая звучание (солдаты приближаются) и ослабляя к концу (уходят).

Познакомить детей с терминами форте и пиано. «Ёлочка» муз. М. Красева – разучить мелодию на металлофоне, предложить детям самим выбрать шумовые инструменты для 5 аккомпанемента и ритм для них, играть песню и петь в характере (легко, радостно).

«Итальянская полька» Рахманинова – прослушать произведение, определить количество частей и их характерные особенности, выбрать инструменты для каждой части, учить по партиям.

«Вальс» Е. Тиличеевой – познакомить с размером три четверти, выполнить подготовительное упражнение на бубнах и ложках (бубен – сильная доля, ложки – две слабых).

С большим удовольствием дети играют на музыкальных инструментах. Этот вид музыкальной деятельности развивает ритмический слух, чувство ансамбля, позволяет им почувствовать себя старше (мы тоже можем играть, как большие) и, конечно, развивает творческие способности детей, так как при знакомстве с новой пьесой всегда предлагаю детям самим выбрать инструменты, соответствующие характеру произведения. К сожалению, далеко не все дети обладают врождённым чувством ритма, а это – главное в оркестре – ведь все инструменты так или иначе исполняют ритмический рисунок, и чем старше дети, тем сложнее ритмы. Если в 4 года малышам надо услышать лишь начало и окончание части или фразы и вступить всем вместе, и играть всем вместе одно и то же, только на разных инструментах, пытаясь попасть в «пульс» музыки (например, 1-я часть – маракасы, 2-я – ложки или бубенцы, то в 6 лет у каждого инструмента своя партия, свой ритмический рисунок. В 4 года инструменты ещё не закреплены за детьми, и на занятиях они 6 играют кто на чем хочет, и лишь готовясь к выступлениям, делю их на группы, к примеру: мальчики на ложках, девочки на бубенцах. А вот 6-ти летние дети должны чётко знать, на каком инструменте они играют в той или иной пьесе, ведь каждый инструмент исполняет свою партию! И тут очень важно подобрать каждому ребёнку «свой» инструмент, чтобы он справился со своей партией. Детям с хорошим чувством ритма даю ложки, бубны, т. е. те инструменты, которые держат ритмическую пульсацию пьесы или выполняют заданный метроритм, а менее способные дети играют на маракасах, бубенцах, где нет чёткого ритмического удара. Дети со средними способностями с удовольствием играют на треугольниках – им нравится звучание этого инструмента: громко, звонко! Пусть не часто, но зато как его слышно! Главное, вовремя ударить палочкой, а если внимательно смотреть на педагога, то не ошибёшься. И это одно из условий успешного оркестра – внимание! Необходимо с самого начала приучать детей внимательно смотреть на дирижёра, не отвлекаться до окончания произведения, даже если твоя партия несложная или уже закончилась. А бывает наоборот: дети очень развитые начинают делать замечания, учить других детей, поправлять, иногда даже во время исполнения. Этого допускать нельзя – есть педагог, дирижёр, он в оркестре главный. А вот когда идёт обсуждение пьесы, выбор инструментов, приёмов игры, можно дать разгуляться детской фантазии. Пусть ребята сами попробуют создать свой оркестр! Но во время исполнения все слушают только педагога. Обучение игре на музыкальных инструментах нельзя ограничить лишь разучиванием репертуара. Важно создать предпосылки и для творческих проявлений ребят: дать возможность выбирать инструменты для той или иной пьесы, найти новые приёмы игры на инструменте, побуждать их к импровизации. Музыкальный репертуар для детского оркестра должен отличаться художественными качествами и доступностью. Диапазоны мелодий, исполняемых на металлофонах, должны быть небольшими, а сами мелодии построены на поступенных ходах или небольших интервалах, ритмические рисунки несложными, повторяющимися. В репертуар включаются произведения, близкие 7 интересам малышей. Но, пожалуй, самым характерным является то, что Д. Б. Кабалевский назвал «тремя китами» музыки – песня, танец и марш. Особенно хорошо исполнять пьесы, написанные в форме вариаций или народные песни с вариационной обработкой. Играя на инструментах, дети удовлетворяют свои индивидуальные запросы и привыкают действовать в коллективе. Игра на ударных инструментах тесно связана с ритмом, поэтому уместно отрабатывать на уроках ритмики отдельные ритмические фрагменты, включая их в упражнения и игры. Например, часто встречающийся ритмический рисунок ти-ти-та-та-та можно прохлопать (у правого уха, у левого, над головой и т. д., протопать (на месте и с поворотом, передать по цепочке (игра «Телефон», выявив при этом, где «порвался провод» и помочь этому ребёнку исправиться. Музыкальное сопровождение к этому упражнению – рус. нар. песня «Я на горку шла». Так же можно отработать ритмический рисунок та-та-ти-ти-та под рус. нар. песню «Как у наших у ворот», «Савка и Гришка» на ритм та-ти-ти-та-та или какие-то другие фрагменты. Самым распространённым инструментом для отбивания ритма являются ложки. Существует много различных приёмов для игры на них, и дети с удовольствием их осваивают. (например, р. н. п. «Как у наших у ворот). На втором месте стоит бубен. Он чаще всего используется в играх. С удовольствием выполняют дети ритмические упражнения с инструментами. Например, «Детская пьеса» Бартока: для каждой длительности выбирается свой инструмент, причём, в выборе участвуют дети. Четверти играют на ложках, половинки - на треугольниках, восьмые - на маракасах. Также можно разложить на длительности эстонскую народную песню «Хор нашего Яна», «Гавот» Госсека и другие. Неотъемлемой частью уроков ритмики являются ритмические игры с инструментами. Задачи их тоже усложняются от года к году. Рассмотрим это на примере игры с бубном. Игра «Рыбачок» р. н. мел. для детей 4-х лет: Дети бегут по кругу на полупальцах, изображая рыбок (руки сложены за спиной ладошка к ладошке, как хвостик, в центре водящий – рыбачок. На окончание музыкальной фразы рыбачок ударяет в бубен (забрасывает удочку, дети прыжком поворачиваются кругом и продолжают бег в другом направлении 8 (повторить 4 раза). Рыбачок не поймал ни одной рыбки и ушёл (вышел из круга, рыбки устроили перепляс (дети пляшут водящий играет на бубне и выбирает лучшего танцора). Игра продолжается с новым рыбачком. Задача – услышать окончание музыкальной фразы, чётко отбить ритм пляски. «Игра с бубном» польская нар. мел. Для детей 5 лет. 1 часть – дети бегут по кругу, водящий звенит бубном, по окончании музыкальной фразы – удар в бубен (повторить 2 раза) 2 часть – на два аккорда водящий 2 раза ударяет в бубен, а дети в ладоши, затем водящий кружится, звеня бубном, а дети подбегают к нему. Опять 2 хлопка на 2 аккорда и дети отбегают спиной на места, водящий кружится на месте. 3 часть (минорная) - дети присаживаются на корточки и закрывают глаза. Водящий тихонько бежит и кладёт бубен за спиной у одного ребёнка. На громкий заключительный аккорд дети открывают глаза, у кого бубен – то новый водящий. Задача – услышать не только окончание фразы, но и ударить в бубен точно с двумя аккордами. Задачи – к задачам предыдущих лет прибавляется элемент творчества. Весь комплекс приёмов приобщения детей к занимательному и сложному музыкальному исполнительству на шумовых и ударных инструментах хорошо готовит их к будущим занятиям в музыкальной

Публикации по теме:

Кухонно-шумовой оркестр для мамКухонно-шумовой оркестр для мам Приближается День Матери, к которому, мы все немножко уже привыкли. Хотя, вначале, появление такого праздника было не совсем понятно.

«Пиццикато» Делиб. Шумовой оркестр для детей 5–7 лет групп ОНР и ЗПР «ПИЦЦИКАТО» ДЕЛИБ. 1 часть из балета «Сильвия» Шумовой оркестр для детей 5-7 лет / групп ОНР и ЗПР / Музыкальные инструменты: металлофоны,.

Дидактическое пособие для развития ритмического слуха дошкольников «Музыкальные пуговки»Дидактическое пособие для развития ритмического слуха дошкольников «Музыкальные пуговки» Цель: Развивать ритмический слух дошкольников. Знакомить с понятиями : долгий и короткий звук. Описание пособия: доска - 45х25 см. (можно.

Консультация для педагогов ДОУ «Музыкально-шумовой оркестр»Консультация для педагогов ДОУ «Музыкально-шумовой оркестр» *** *** Музыкально-шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду.   Разнообразие.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Музыкально-дидактическая игра для развития тембрового слуха и внимания «Музыкальные жуки»Музыкально-дидактическая игра для развития тембрового слуха и внимания «Музыкальные жуки» Мастер - класс Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха и внимания "Музыкальные жуки" (Автор: воспитатель МДОУ №92.

Музыкально-дидактическая игра «Найди половинку» для развития тембрового слуха у дошкольниковМузыкально-дидактическая игра «Найди половинку» для развития тембрового слуха у дошкольников Тембровый слух - это способность распознавать окраску звука, специфические особенности и свойства звуков и их сочетаний. Как показывает.

Музыкально-шумовой весенний оркестр. Озвучиваем стихотворение «Звуки весны»Музыкально-шумовой весенний оркестр. Озвучиваем стихотворение «Звуки весны» Хочу предложить своим коллегам стихотворение собственного сочинения для озвучивания его детьми на музыкальных инструментах и, не только,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский шумовой оркестр как средство развития музыкально — ритмического слуха дошкольников
Опубликовано: 25 сентября 2023 в 05:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД