Лучший педагог года

Детское экспериментирование в ДОУ (3 фото)

Наталья Илюшина
Детское экспериментирование в ДОУ

“Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» - это положение подтверждено ФГОС ДО и отечественными педагогами Н. Н. Поддьяковой, А. П. Усовой, Е. Л. Панько.

Экспериментирование формирует у детей реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Дети познают объект в ходе практических действий, которые выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными, когда ребенок слышит, видит и делает сам, об этом говорится и в китайской пословице: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!».

Публикация «Детское экспериментирование в ДОУ» размещена в разделах

Экспериментирование объединяет все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.

Понимая значение экспериментирования для всестороннего развития детей, организовала в группе детскую «мини-лабораторию», в соответствии с методическим пособием Тугушевой Г. П. и Чистяковой А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Для реализации экспериментирования оснастила «мини-лабораторию» необходимым оборудованием и материалами:

• приборами-помощниками: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

• разнообразными сосудами прозрачными и непрозрачными, разного объема;

• природным материалом: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и другое;

• утилизированным материалом: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и другое;

• техническим материалом: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

• разными видами бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

• красителями: пищевыми и непищевыми (гуашь, акварельные краски);

• медицинскими материалами: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (пластмассовые без игл, мерные ложки, резиновые груши;

• прочими материалами: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и другое;

• дополнительным оборудованием и материалами: контейнеры для хранения сыпучих материалов, детские клеенчатые передники, таблицы-схемы, журналы исследований.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывала безопасность его для жизни и здоровья детей, достаточность и доступность расположения.

Материал для проведения экспериментирования постоянно пополняется и обновляется в соответствии с планом работы.

Цель экспериментирования (исследовательской деятельности) в детской «мини – лаборатории» – развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в контексте ФГОС ДО.

Задачи экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста:

1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развивать у детей представления о химических свойствах веществ, через растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении (реакции) и их влияние на свойства других предметов

- развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях

магнетизма, отражении, преломление света, звуке, теплоте, замерзании и таянии воды, испарении, силе тяготения, трении, электричестве, инерции.

- развивать представление о свойствах (воды, песка, глины, воздуха, магнита, пластмассы, стекла, металла, резины)

- развивать элементарные математические представления (размер, дать представление о мерке – как способе измерения объема, массы, длины;

- познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканами, островами, барханами, развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе и космических явлений.

2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр - экспериментов (различные емкости).

3. Развивать у детей умственные способности: - развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение - формировать способы познания путем сенсорного анализа

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

Ожидаемые результаты:

o развитие познавательных интересов детей, любознательности, расширение опыта ориентировки в окружающем;

o формирование познавательных действий, становление сознания;

o развитие воображения и творческой активности;

o формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и их отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.);

o развитие воспитания, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

o умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

План работы с детьми среднего дошкольного возраста:

Октябрь

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

«Почему все звучит?»

«Прозрачная вода»

«Вода принимает форму»

Ноябрь

«Какие предметы могут плавать?»

«Делаем мыльные пузыри»

«Подушка из пены»

«Воздух повсюду»

Декабрь

«Воздух работает»

«Каждому камешку свой домик»

«Можно ли менять форму камня и глины?»

«Свет повсюду»

Январь

«Свет и тень»

«Замерзшая вода»

«Тающий лед»

«Разноцветные шарики»

Февраль

«Таинственные картинки»

«Все увидим, все узнаем»

«Песочная страна»

«Где вода?»

Март

«Водяная мельница»

«Звенящая вода»

«Угадайка?»

«Ловись рыбка, и мала и велика»

Апрель

«Фокусы с магнитами»

«Солнечные зайчики»

«Что растворяется в воде?»

«Что отражается в зеркале?»

Май

«Волшебное сито»

«Цветной песок»

«Игры с песком»

«Фонтанчики»

План с детьми старшего дошкольного возраста:

Октябрь

«Какая бывает вода?»

«Вода растворитель»

«Очищение воды»

«Сила тяготения»

«Упрямые предметы»

Ноябрь

«Волшебные стеклышки»

«Почему предметы движутся?»

«Хитрости инерции»

«Что такое масса?»

Декабрь

«Воздух»

«Солнце дарит нам тепло и свет»

«Почему дует ветер?»

«Почему не тонут корабли?»

Январь

«Путешествие капельки»

«Чем можно измерить длину?»

«Все обо всем»

Февраль

«Твердая вода»

«Почему не тонут айсберги?»

«Откуда взялись острова?»

«Как происходит извержение вулкана?»

«Как появляются горы?»

Март

«Испытание магнита»

«О «дрожалке» и «пищалке»

«Как сделать звук громче?»

«Почему поет пластинка?»

Апрель

«Как образуются метеоритные кратеры?»

«Почему в космос летают на ракете?»

«Секретные записки»

«Что такое молния?»

Май

«Почему горит фонарик?»

«Электрический театр»

«Радуга в небе»

«Забавные фокусы»

Согласно этому плану работы совместная деятельность воспитателя с детьми организуется один раз в неделю, небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Детское экспериментирование в ДОУ

Во время непосредственно – образовательной деятельности проводится один-два эксперимента с детьми среднего возраста и два-три с детьми старшего дошкольного возраста.

Структура проведения игры – экспериментирования:

• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

• выдвижение предположение, отбор способов проверки, выдвинутых гипотез;

• проверка гипотез;

• подведение итогов, вывод;

• фиксация результатов;

• вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников я использую различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• познавательный мотив (почему так);

• ситуация выбора.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре? и многое другое.

Фото №1 Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития это положение подтверждено ФГОС ДО и отечественными педагогами Н

Для стимулирования познавательного интереса дошкольников, наряду с традиционными методами и приёмами, использую инновационные технологии - компьютерные и мультимедийные средства обучения воспитания, интерактивную доску, интересно не просто послушать рассказ воспитателя об объектах или явлениях, но и увидеть захватывающие картинки на экране с помощью презентации.

Свои взаимоотношения с детьми строю на основе партнёрства. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущий. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее ценности. Стараюсь, вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

Фото №2 Экспериментирование формирует у детей реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания

Мониторинг детского развития по экспериментальной деятельности показывает, что у детей повысились представления об основных физических свойствах и явлениях, о свойствах различных материалов (песка, глины, магнита, пластмассы и т. д). Дети научились пользоваться приборами - помощниками, самостоятельно проводить опыты, и что самое главное у них повысился познавательный интерес и любознательность.

Огромную помощь в оборудовании «мини-лаборатории» оказали родители. По результатам анкетирования данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Были разработаны советы родителям “Как помочь маленькому исследователю?» (картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома). На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например “Секретное донесение” (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетитина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : Сфера, 2016. –192 с.

2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения // правление ДОУ. – 2004. – № 4. – С. 84-92

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : Аркти, 2004.

4. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. – 1997. – № 1. – С. 6.

5. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. – 1996. – № 4.

6. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. –М. : Аркти, 2004.

7. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1.

8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие – СПб. : Детство-Пресс, 2013.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольника Слайд №2. Сегодня мы видим, что в системе ДО, при организации познавательной деятельности, сформировался еще один эффективный метод – метод.

Детское экспериментированиеДетское экспериментирование Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников - это необходимый метод для познания ребёнком окружающего мира. Ведь знания, почерпнутые.

Детское экспериментирование как метод обученияДетское экспериментирование как метод обучения Исследуем свойства воды. Горяча-холодная вода. В детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать,.

Детское экспериментирование как способ познавательной активности дошкольников Детское экспериментирование как способ познавательной активности дошкольников На основании Приказа Министерства образования и науки Российской.

Детское экспериментирование как средство познания мира неживой природы Особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является преобладания образных форм познания: восприятия, образного мышления,.

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мираБушуева Светлана Николаевна МКДОУ «Детский сад №9», Курганская область, город.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование дома» «Детское экспериментирование дома». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой дея-тельностью, огромное значение в развитии.

Детское экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской деятельности Консультация для воспитателей детского сада «Детское экспериментирование, как основной вид ориентировочно- исследовательской деятельности».

Детское экспериментирование как метод обучения Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Главное достоинство применения метода.

Мастер-класс для молодых воспитателей «Детское экспериментирование» Детское экспериментирование Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников. Задачи: .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование в ДОУ
Опубликовано: 2 июля 2016 в 19:54
+61Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД